Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Наличие гражданского общества– это основное условие существования правового государства, а некоммерческие организации – одна из главных составляющих гражданского общества. Именно некоммерческие организации обуславливают конструктивное взаимодействие между тремя силами: государственными структурами, бизнесом и обществом, представляя в этом взаимодействии общество и отражая интересы различных, в том числе незащищенных, групп населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Содержание и функции финансов некоммерческих организаций………….4
1.1. Основные признаки некоммерческих организаций…………........4
1.2. Принципы функционирования финансов некоммерческих предприятий и формы их финансовых отношений с другими субъектами экономических отношений………………………………………………………………..13
2.Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий……………………….17
2.1. Определение, источники формирования и структура финансов некоммерческих организаций……………………………………………….17
2.2. Основные направления использования ресурсов некоммерческих организаций…………………………………………………………………...23
3. Особенности финансовых отношений бюджетных организаций…………26
3.1. Принципы организации и функционирования финансов бюджетных организаций………………………………………………………………..…26
3.2. Налогообложение бюджетных организаций…………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают  бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и такие, как: поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»); доходы от проведения лотерей и аукционов (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях»). К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций можно отнести и доходы от использования исключительных прав, и имущество ликвидированной некоммерческой организации, переданное ликвидационной комиссией некоммерческой организации, осуществляющей ту же деятельность [6, с. 15].

Дмитрий Медведев подписал распоряжение "Об обеспечении в 2011 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества".

Текст Распоряжения:

В целях обеспечения  в 2011 году государственной поддержки  некоммерческих неправительственных  организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества:

1. Предоставить некоммерческим  неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, по списку согласно приложению субсидии, предусмотренные в федеральном бюджете на 2011 год, в размере 1 000 000 тыс. рублей на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов.

2. Управлению делами  Президента Российской Федерации  до 15 апреля 2011 г. заключить с некоммерческими  неправительственными организациями,  названными в приложении к настоящему распоряжению, договоры о предоставлении им субсидий в размере, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, и до 12 сентября 2011 г. перечислить эти субсидии.

3. Некоммерческим неправительственным  организациям, названным в приложении к настоящему распоряжению, обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить в Управление делами Президента Российской Федерации соответствующие отчеты.[14]

В странах рыночной экономики  некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер. 

Следующие виды предпринимательской  деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация: 
- приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям создания некоммерческой организации; 
- приобретение и реализация ценных бумаг; 
- реализация имущественных и неимущественных прав; 
- участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. 
Это далеко не исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.

2.2 Основные направления использования ресурсов некоммерческих организаций

Финансовые ресурсы  некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные  с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Выделяются  следующие группы расходов:

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.  
      2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.  
          3.Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.  
        4.Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

5.Потери и списания.       

Распределение расходов некоммерческой организации  зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3.1 Принципы организации  и функционирования финансов  бюджетных организаций

Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ это некоммерческая организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов [12].

Некоммерческие организации  могут использовать временно свободные  денежные средства для получения  дополнительного дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д.

Дополнительно к рассмотренным  выше доходам некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источники формирования финансовых ресурсов, обусловленные уставными целями их деятельности. Так, в общественных организациях к таким источникам доходов относятся поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; в благотворительных организациях — поступления от проведения кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, от проведения кампаний по сбору пожертвований, от реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей в соответствии с их пожеланиями. В то же время законодательство запрещает некоторым организациям привлекать средства на осуществление определенной деятельности. Так, политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан. [4, c.238-241]

Имеют место следующие варианты финансирования:

1) сметное;

2) самофинансирование и самоокупаемость;

3) сочетание 1 и 2 варианта.

Принципы формирования и использования финансовых ресурсов НКО зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Под сметным  финансированием понимается предоставление средств из бюджетов разных уровней для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

  • определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;
  • целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);
  • выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;
  • контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств  формирование финансовых ресурсов бюджетных  учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются:

  • формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах;
  • использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
  • формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях - цены билета и количества зрителей, в вузах - количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.);
  • большая самостоятельность в распределении доходов (за исключением бюджетных средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их использовании;
  • покрытие за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) и целевых поступлений всех затрат и формирование целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством. [4, c.228-229]

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др.

К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения:

  • образования (общего и профессионального - детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.);
  • культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);
  • здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);
  • социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);
  • средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.). [4, с.229-230]

До недавнего времени  преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рынку изменил систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотношения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Однако проведение реформ сопровождается нарастанием социальных проблем, снижением уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления не только материальных, но и социальных благ. В то же время растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возможность осуществления  бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ [2], но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Эти законы не утратили своей силы с принятием Бюджетного кодекса РФ [1]. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», например, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др. Аналогичные формы предпринимательской деятельности установлены Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций