Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 00:04, курсовая работа
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.
Введение
1. Фискальная политика: цели и направления
1.1 Дискреционная фискальная политика
1.2 Автоматическая фискальная политика
1.3 Направления в современных исследований фискальной политики
2. Фискальная политика Республики Беларусь на современном этапе
3. Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.
Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений
государственных инвестиций в
отрасли экономики с целью
значительного повышения
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение в жизнь
всех тех конкретных
Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.
В связи с этим в 2012-2015 годах будут решаться следующие задачи:
- совершенствование структуры
и механизмов взимания
- радикальное упрощение
процедур налогового
- оптимизация и секвестирование
неэффективных бюджетных
- концентрация бюджетных
средств, включая средства на
государственную поддержку
- повышение эффективности
управления государственным
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов
и сборов и снижение
- упрощение порядка исчисления
и переход к квартальным
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- обеспечение адресности
социальных программ и
- отработка механизмов
и постепенный переход к
- оптимизация портфеля
государственного долга по
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
- совершенствование системы
управления долгом органов
- развитие внутреннего
рынка государственных
Намеченная налоговая политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики, активизации инвестиционных процессов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году [20].
С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.
Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой политики уже в 2012 годe позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.
Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.
Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:
- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.
- снижение и унификация таможенных пошлин.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.
Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [14].
Таким образом, основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация
прав и ответственности
- совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;
- поэтапное снижение уровня
налогообложения с
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки
капитала и стимулирование
- пересмотр и упорядочение
льгот в системе
- постепенное перемещение
налогового бремени с
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;
- стремление к унификации
с налоговыми системами, действующими
в государствах СНГ и ЕС, в
частности создания
Заключение
Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы.
Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций.
Стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:
- минимизация дефицита
государственного бюджета
- за счёт дальнейшего
снижения дотаций, выплачиваемых
из республиканского бюджета, на
отдельные мероприятия местным
бюджетам для их сбалансировани
- консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений
государственных инвестиций в
отрасли экономики с целью
значительного повышения
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность