Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи: -изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита. -Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям. -Подвести итоги анализа. -Предложить направления наращивания доходной части государственного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….
6
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………………………….………………...…………………………....
6
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...
9
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………
12
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА2009-2011 ГГ…………...……………………………………………………
17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет ……………………………………………………..
17
2.2 Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет……………………………………………..............
20
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 31
Содержание
С. | ||
Введение………………………………………………………… |
4 | |
1.Теоретические
аспекты ОРГАНИЗАЦИИ |
6 | |
1.1 Экономическая сущность
государственного бюджета……………… |
6 | |
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного
бюджета……………………............... |
9 | |
1.3 Источники финансирования
бюджетного дефицита…………………………… |
12 | |
2. Анализ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за2009-2011 гг…………...…………………………………………………… |
17 | |
2.1 Анализ динамики состава
и структуры доходных |
17 |
|
2.2 Анализ исполнения плана
по доходным поступлениям в
республиканский бюджет…………………… |
20 | |
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ
ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ……………………..………………...... |
23 | |
Заключение…………………………………………………… |
27 | |
Список использованных источников…………………………... |
29 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет - это совокупность денежных отношений, но более узкая.
Роль государственных
финансов в современных условиях
заключается в воздействии на
процесс общественного
Путем изменения уровня государственных
расходов и налогообложения
Основная часть
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
В государственном бюджете налоги занимают наибольший удельный вес и составляют около 90% всех поступлений.
На сегодняшний день данная тема является актуальной исходя из выше сказанного.
Объектом исследования курсовой
работы является государственный бюджет.
Предметом исследования – состав,
структура и источники
Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи:
-изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита.
-Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям.
-Подвести итоги анализа.
-Предложить направления
наращивания доходной части
В первой главе настоящей курсовой работы освещены данные о экономической сущности государственного бюджета, его состава и источниках финансирования бюджетного дефицита.
Во второй главе проведен анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет за 2009-2011гг.
В третьей главе предложены
направления наращивания
Информационной базой в данной курсовой работе являются нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, периодические издания, аналитические доклады «о социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за 2009-2011 гг., интернет источники, статьи.
Главным звеном финансовой
системы любой страны является бюджет,
что обусловлено его
Сфера бюджетных отношений
включает денежные отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением
по поводу формирования и использования
бюджетного фонда. Государство для
выполнения своих функций нуждается
в крупных финансовых ресурсах, которые
аккумулируются в бюджете. Сосредоточение
в распоряжении государства централизованного
фонда денежных средств путем
прямого участия в
Развитие бюджета происходило
одновременно со становлением общества,
государства и товарно-денежных
отношений. Организационная деятельность
государства по удовлетворению общественных
потребностей вызывала необходимость
в мобилизации определенных доходов
с целью создания бюджетного фонда
и осуществления
Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Тот факт, что бюджет является основным финансовым планом, определяет его важное место в перераспределении национального дохода. Так, через бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода. [1, 17]
В материальном понимании
государственный бюджет представляет
собой централизованный в масштабах
государственного или административно-
Как экономическая категория
бюджет представляет собой совокупность
экономических (денежных) отношений, которые
возникают в процессе образования,
планового распределения и
Бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить по:
• Сфере действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, т.к. эти отношения возникают только при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
• Участникам отношений, т.к. одним из них всегда является государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и после этого распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Данные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством;
• Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением. [1, 18]
Сущность государственного
бюджета как объективных
Государственный бюджет включает в себя республиканский и местные бюджеты, которые в совокупности образуют консолидированный бюджет. Обязательное требование при его составление является сбалансированность.
Государственный бюджет функционирует
посредством следующих экономических
форм: доходов и расходов, которые
имеют собственное назначение и
отражают этапы перераспределения
стоимости общественного
Показатели, характеризующие бюджет:
1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет в ВВП, и национальный доход страны.
2. Неполная покрываемость бюджетных средств расходов доходами или избыток (дефицит) поступлений, и наоборот, когда доходы превышают расходы (профицит).
3. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная и контрольная функции. Посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов. [2, 144]
Контрольная функция бюджета
проявляется в процессе формирования
и использования фонда денежных
средств государства. Через показатели
доходов можно определить, насколько
своевременно и полно поступают
финансовые ресурсы от субъектов
хозяйствования и граждан в распоряжение
государства, в какой степени
они соответствуют
В современных государствах
(как с развитой рыночной экономикой,
так и с переходной) бюджет широко
используется в системе государственного
регулирования
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет валовой внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. [9, 81]
Из бюджетного фонда финансируются
важнейшие государственные