Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи: -изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита. -Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям. -Подвести итоги анализа. -Предложить направления наращивания доходной части государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….
6
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………………………….………………...…………………………....
6
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...
9
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………
12

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА2009-2011 ГГ…………...……………………………………………………
17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет ……………………………………………………..
17
2.2 Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет……………………………………………..............

20
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................
23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть,введение,заключ,литература.docx

— 108.46 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка на основе [3, 6]

Таким образом, после приведения данных в сопоставимый вид доходные поступления за 2011 год значительно уменьшились по сравнению с 2009 годом и 2010 годом. И если сравнивать 2011 год и 2010 год, то можно сказать, что темп роста имеет отрицательные значения по всем параметрам, кроме налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и неналоговых доходов. За все три года больший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Проанализировав исполнение плана по доходным поступлениям за 2009-2011 гг. можно сказать, что общая сумма доходов, полученных в республиканский  бюджет, превосходит на несколько процентов уточненный план на каждый год.

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Исходя из проведенного анализа, во второй главе по исполнению плана по доходным поступлениям можно сказать, что за 2011 год исполнение плана на несколько процентов превосходит уточненный план за этот же год.

Бюджет имеет положительное  влияние на уровень жизни населения  и развитие экономики в стране. Постоянно повышались доходы занятых в бюджетной сфере. Из бюджета выделялись средства на выплату пенсий, стипендий и других трансфертов населению, улучшились показатели экономической безопасности страны, выполнялись. обязательства по субвенциям и субсидиям перед областными бюджетами, развивался рынок ценных бумаг, велась работа по повышению эффективности государственных расходов. Медленными темпами осуществлялся рост доходов республиканского бюджета.

Основными направлениями  для увеличения доходной части являются:

1.снижение государственных  расходов;

2.повышение доходов государственного  бюджета.

Если рассматривать первый способ, т.е. снижение государственных  расходов, то это является достаточно проблемным способом увеличения доходной части. В данном случае затрагиваются социальные интересы большинства населения. Кроме этого снижаются государственные расходы на такие сферы как образование и инвестиции, которые способствуют ускорению экономического развития, следовательно, это чревато долгосрочной социальной нестабильностью, которая парализует деятельность народного хозяйства.

Второй способ, который  направлен на повышение доходов  бюджета, является более эффективным  по сравнению с первым. Структура доходной части бюджета может быть представлена следующим образом:

1. Налоговые доходы. Источником их формирования является экономическая деятельность, которая участвует в  создании валового внутреннего продукта (ВВП). За счет налогообложения экономической деятельности обеспечивается поступление средств в бюджет.

2. Неналоговые доходы  и обязательны платежи. Источником  формирования является национальное  богатство. Поступление средств в бюджет осуществляется за счет доходов от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка, административных сборов.

3. Доходы государственных  целевых бюджетных и внебюджетных  фондов. Источники: смешанные. Поступление  средств в бюджет обеспечивают различные отчисления и платежи.

Наиболее важной частью являются налоговые доходы (Приложение А), которые формируется в основном за счет налоговых поступлений.

Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает основные направления  бюджетно-налоговой политики на соответствующий год, которые связаны с упрощением налоговой системы и снижением налоговой нагрузки. Однако в большинстве случаев они носят декларативный характер.

 При, анализе текущего  исполнения бюджета, в результате  которого проводится диагностика  состава и структуры доходов,  методов их мобилизации, дается  оценка налоговой нагрузки и  налоговой системы, которое является необходимым этапом планирования доходов бюджета.

Чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. Реальное снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок.

 Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь. За период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

В 2010 году отменены 4 налоговых  платежа: два «оборотных» налога (сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей; местный налог с продаж) и два  малоэффективных налога (налог на приобретение автотранспортных средств  и местный сбор за парковку транспортных средств).

Типичный плательщик-организация  в рамках обычной хозяйственной  деятельности сегодня уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический  налог и местный сбор на развитие территорий.

Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса и уплачиваются плательщиками-организациями только в разовых случаях либо при осуществлении отдельных видов деятельности.

В результате реализации указанных мероприятий налоговая нагрузка на экономику уменьшилась на 2,6 % к ВВП и составила около 27,5%. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

В Беларуси по итогам 2011 года налоговая нагрузка составила 27,1% к ВВП (без учета социальных налогов). С 1 января вместо льготы по освобождению прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, введена амортизационная премия. Данная норма предполагает право плательщика при принятии к бухгалтерскому учету основных средств и (или) нематериальных активов единовременно отнести на затраты, учитываемые при налогообложении, часть первоначальной стоимости указанных объектов, сформированной в бухгалтерском учете на дату принятия к учету.[4]

Снижение налоговой нагрузки предусмотрено Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Запланировано уменьшение дефицита консолидированного бюджета с 2,6 % в 2010 г. до 1,5 % к ВВП в 2015 г., создание эффективной системы управления государственным долгом. [11]. Налоговая нагрузка к 2015 году должна снизиться до 26%. к ВВП.

С целью уменьшения налоговой  нагрузки будут снижены на 2–4 процентных пункта ставки налога на прибыль, а также рассмотрены  вопросы о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, введения механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращения количества налоговых льгот и (или) повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, перехода к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширения сферы применения упрощенной системы налогообложения.

Одной из остро обсуждаемых  направлений совершенствования  бюджетно-налоговой политики является вопрос снижения доли косвенного налогообложения (налогов с оборота).

Косвенные налоги, поскольку  они распространяются на широкий  круг товаров, работ и услуг, всегда более доходны и легко собираемы, но именно такие налоги оказывают  наиболее сильное искажающее воздействие  на экономику. Поэтому в развитых странах доля косвенных налогов  в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. Напротив, в налоговых  системах развивающихся стран и  стран с переходной экономикой косвенные  налоги обычно занимают доминирующее положение (от 50 до 70% доходов бюджета).

В Республике Беларусь и  по объемам поступлений, и по количеству наибольший удельный вес имеют именно косвенные налоги. Причем в их состав, помимо общепринятых НДС и акцизов, включено множество мелких сборов и  отчислений, взимаемых непосредственно  с выручки от реализации товаров  и услуг. На их долю приходится около 10% общей налоговой нагрузки на экономику. [8, 6-7]

Несмотря на предложения  многих аналитиков отмены многочисленных сборов и отчислений в бюджетные  и внебюджетные фонды, взимаемых  с выручки от реализации продукции, целесообразным может считаться  лишь постепенный переход и лишь последовательное снижением ставок налогов.

Именно такие сборы  и отчисления оказывают наиболее существенное давление на цены, сужает оборотные средства предприятий и снижают их конкурентоспособность.

Для увеличения доходных поступлений  в республиканский бюджет необходимо достичь:

1) постепенной отмены  всех сборов и отчислений в различного рода фонды, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, и существенного сокращения количества применяемых налогов и сборов;

2) применения общепринятых  в мировой практике моделей  взимания таких основных налогов,  как НДС, акцизы, налог на прибыль  и доходы организаций, подоходный  налог с физических лиц, взносы  на социальное страхование. Таким образом, необходимо проводить реформы основных налогов исходя из принципа снижения ставок при одновременной отмене всех не связанных с моделями их построения льгот. Данный подход отражает и общепринятый в мировой практике механизм снижения налоговой нагрузки, когда в качестве мер такого снижения применяется либо отмена (сокращение количества) применяемых налогов и сборов, либо снижение их ставок.

Но при этом одновременно должны предприниматься меры по расширению налоговой базы остающихся налогов  и сборов, что обеспечивает реальное увеличение текущих доходов бюджета. Только в этом случае снижается налоговая  нагрузка и одновременно сохраняются необходимые бюджетные поступления. Причем общеизвестно, что расширение налоговой базы значительно доходнее для бюджета по сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок.

3) значительного сокращения  и пересмотра порядка предоставления  налоговых льгот по всем применяемым  налогам и сборам;

4) в целях улучшения  налоговой структуры следует  также повысить фискальное значение  налогов, связанных с использованием  природных ресурсов, а также имущественных  налогов.

Таким образом, для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Также одним из способов решения проблемы формирования доходов бюджета является работа по увеличению и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Доходы государственного бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. Больший удельный вес в доходах бюджета занимают налоги (около 90%). Расходная часть это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда и направлена на  финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления. Методы финансирования бюджетного дефицита:

1. Денежно кредитная эмиссия.  Этим занимается Национальный  банк. Данный метод означает, что  деньги не подкреплены товаром,  т.е. товаров меньше, чем денег.

2. Выпуск государственных займов. Может быть в виде облигаций, международного кредита и низкопроцентных кредитов национального банка.

3. Увеличение налоговых поступлений за счет повышения ставок, акцизов.

Проанализировав доходные поступления  в республиканский бюджет (данные приведены  в сопоставимый вид) можно сказать, что доходы республиканского бюджета за 2011 год значительно уменьшились по сравнению с 2009 годом и 2010 годом. И если сравнивать 2011 год и 2010 год, то можно сказать, что темп роста имеет отрицательные значения по всем параметрам, кроме налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и неналоговых доходов. За все три года больший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Проанализировав исполнение плана по доходным поступлениям за 2009-2011 гг. можно сказать, что общая сумма доходов, полученных в республиканский  бюджет, превосходит на несколько процентов уточненный план на каждый год.

Для увеличения доходных поступлений  в республиканский бюджет необходимо достичь:

1) постепенной отмены  всех сборов и отчислений в различного рода фонды, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, и существенного сокращения количества применяемых налогов и сборов;

2) применения общепринятых  в мировой практике моделей  взимания таких основных налогов,  как НДС, акцизы, налог на прибыль  и доходы организаций, подоходный налог с физических лиц, взносы на социальное страхование.

3) значительного сокращения  и пересмотра порядка предоставления  налоговых льгот по всем применяемым  налогам и сборам;

Информация о работе Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики