Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (новая версия).doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

 

Сильные стороны

- выгодное географическое положение  
- мощная ресурсная база - минеральных, лесных и водных ресурсов  
- наличие транзитной транспортной сети автомобильных и железных дорог 
- разнообразный ландшафт  
- наличие земельных участков, доступных для инвестиций  
- высокий уровень предприимчивости граждан 
- высокая политическая и социальная стабильность 
- богатое культурное наследие, музеи и т.п.

Слабые стороны

- плохое состояние технической  инфраструктуры, транспорта, телекоммуникаций  и муниципальных служб  
- высокая сейсмическая активность 
- зона рискованного земледелия.

Благоприятные возможности

- наличие правового обеспечения  инвестиционной деятельности в  регионе, предусматривающего благоприятные  условия для инвесторов;  
- создание туристско-рекреационной особой экономической зоны в Прибайкальском районе;  
- строительство автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения; 
- региональная и международная интеграция;  
- развитие существующих связей, установление новых контактов в рамках Ассоциации Региональных Администраций Стран Северо-Восточной Азии.

Неблагоприятные возможности

- низкая инновационная активность;  
- высокие тарифы на электроэнергию;  
- наличие ограничений хозяйственной деятельности в бассейне озера Байкал.


 

Социально-экономическое развитие Улан-Удэ характеризуется тенденцией относительного роста практически по всем основным макроэкономическим показателям.

Финансовое состояние  большинства промышленных предприятий  стабильное, несмотря на то, что доля убыточных предприятий в последние годы устойчиво превышает 50%.

Сегодня Республика Бурятия остается дотационным субъектом Российской Федерации, что соответствующим образом сказывается на инвестиционно-финансовом климате города Улан-Удэ. С начала 2000-х гг. ситуация улучшилась. Так, 2002 – 2003 гг. характеризуются положительными темпами роста по большинству макроэкономических показателей социально-экономического развития. Среди наиболее востребованных направлений для инвестирования можно выделить: туризм, строительство, производство продуктов питания, включая систему общественного питания.

Невысокая инвестиционная привлекательность большинства  предприятий города является следствием целого ряда причин и факторов влияния:

    • относительно низкая конкурентоспособность в сравнении с подобными предприятиями смежных регионов,
    • неудовлетворительное состояние и высокий уровень износа основных фондов,
    • устаревающие технологии основных процессов и производств,
    • отсутствие собственных ресурсов для радикальной модернизации производства и процессов,
    • отсутствие системы сбыта,
    • недостаточное развитие маркетинга рынка сбыта и поставок,
    • недолжный уровень поддержки системы производства и сбыта со стороны местных и республиканских властей.
    • систематическое ухудшение ситуации с кадровым обеспечением предприятий;
    • неудовлетворительный уровень взаимодействия науки и производства, сдерживающий освоение передовых разработок и ограничивающий инновационный потенциал предприятий;
    • отсутствие государственной и местной поддержки инновационной деятельности и ряд других факторов виляния.

Относительно низкая инновационная активность предприятий  Улан-Удэ связана, в том числе, с общим финансовым состоянием в  Республике, а также с разрушением  прежней системы государственной  поддержки инновационной деятельности.

На протяжении последних лет основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий.

Основным источником доходной части городского бюджета  являются отчисления от федеральных и региональных налогов. В результате бюджетной и налоговой политики, проводимой федеральным центром, происходит перераспределение нормативов отчислений по налоговым поступлениям. В итоге уменьшается доля поступлений в местный бюджет. За последние годы растет доля республиканского бюджета от суммы налогов и сборов, собираемых в бюджетную систему РФ с территории города. Решающую роль при формировании доходной части местного бюджета играют межбюджетные отношения на уровне «субъект федерации – муниципальное образование».

 

2.2. Анализ доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2007-2009 гг.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с 19 статьей  БК РФ бюджетная классификация включает:

  • Классификацию доходов бюджетов;
  • Классификацию расходов бюджетов;
  • Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

Структура доходов Республики Бурятия представлена:

  • Налоговыми доходами;
  • Неналоговыми доходами;
  • Межбюджетными трансфертами.

 

Таблица 2.2

Доходы бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2007-2009 гг.

Доходы

2007

2008

2009

план

факт

план

факт

план

факт

Налоговые доходы

           

Налоги на прибыль

32,0454%

32,1084%

30,2686%

32,3116%

29,8600%

30,3674%

Налоги на совокупный доход

8,5630%

8,5713%

4,5490%

4,8322%

4,4850%

4,4821%

Налоги на имущество

5,5132%

5,6321%

6,0565%

6,6025%

7,8980%

7,9411%

Государственная пошлина

0,8512%

0,8967%

0,9354%

0,9985%

0,9910%

1,0192%

Задолженность и перерасчеты 
по отмененным налогам, 
сборам и иным обязательным  
платежам

0,3420%

0,3402%

0,0000%

-0,0442%

0,0000%

0,0140%

Неналоговые доходы

           

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и  
муниципальной собственности

4,5996%

4,6680%

5,9877%

6,5026%

3,4794%

3,5685%

Платежи при  пользовании 
природными ресурсами

0,1190%

0,1265%

0,2281%

0,2540%

0,2613%

0,2612%

Доходы от продажи 
материальных и  
нематериальных активов

7,3975%

7,3408%

3,6533%

3,9035%

3,8747%

3,9215%

Штрафы, санкции,  
возмещение ущерба

0,7560%

0,8080%

1,0412%

1,1207%

0,8369%

0,8932%

Прочие неналоговые  доходы

5,8141%

6,0517%

0,4488%

0,6103%

0,4693%

0,4784%

Межбюджетные трансферты

           

Доходы бюджета  от возврата 
остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-0,0013%

-0,0070%

-0,0711%

-0,0754%

-0,3793%

-0,3738%

Безвозмездные поступления

34,0003%

33,4633%

46,9025%

42,9837%

48,2237%

47,4272%

ВСЕГО ДОХОДОВ

100%

100%

100%

100%

100%

100%


 

В 2007 году доходы бюджета  городского округа «г. Улан-Удэ» составили 4 693 940,3 тыс. руб., расходы – 4 868 632,0 тыс. руб. Расходы превысили доходы на 174 691,7 тыс. руб.

Основную долю занимают налоговые доходы – 2 231 914,8 тыс. руб. (или 47,5488 %), наименьшая доля принадлежит неналоговым доходам – 891 607,7 тыс. руб. (или 18,9950 %), а межбюджетные трансферты составили в 2007 г. – 1 570 417,8 тыс. руб. (или 33,4562 %), что можно увидеть на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Доля доходов бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2007 г.

 

В 2007 г. налоговые доходы заняли львиную долю и составили 2 231 914,8 (или 47,5 %).

Основным источником налоговых доходов являются налоги на прибыль, а именно – налог на доходы физических лиц – 1 507 151,1 тыс. руб. (или 67,5 %). Это говорит о значимости данного налога при формировании доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» (рис 2.2).

Далее следуют налоги на совокупный доход, которые составили  в 2007 г. – 402 333,5 тыс. руб. (или 18,02 %). Налоги на имущество составили почти 12 % (или 264 366, 6 тыс. руб.) – основным источником поступлений среди налогов на имущество является земельный налог, который составил 177 212, 7 тыс. руб.

Рис. 2.2. Доля налогов в налоговых  доходах бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2007 год

 

Что касается неналоговых  доходов, то в 2007 г. поступления составили 19 % (или 891 607, 7 тыс. руб.) (см. Рис. 2.1).

Основным источником неналоговых поступлений являются доходы от продажи материальных и  нематериальных активов – 341 571, 9 тыс. руб. (или 38, 6461 %).

Значительный объем  поступлений наблюдается от прочих неналоговых доходов с учетом доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности муниципальных учреждений – 284 063, 0 тыс. руб. (или 31, 8596 %). Доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступили 262 120 тыс. руб. Основные поступления обеспечиваются за счет платных услуг, оказываемых учреждениями образования – 116 785 тыс. руб., здравоохранения – 113 088 тыс. руб., культуры – 12 840 тыс. руб.

Далее следуют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 219 115, 7 тыс. руб. (или 24, 5753 %). По сравнению с 2006 г., доходы от использования имущества, благодаря предпринимаемым Администрацией города мероприятиям по повышению эффективности управления муниципальным имуществом, повлиявшим на рост доходов от его использования, увеличились примерно на 40 %.

Также следует отметить, что недоимка по налогам на 1 января 2008 г. составила 21 860 тыс. руб.

По сравнению с прошлым годом недоимка увеличилась на 3 593 тыс. руб., за счет увеличения недоимки по земельному налогу на 4 283 тыс. руб., единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения – на 394 тыс. руб.

Межбюджетные трансферты в 2007 г. составили 1 570 417, 8 тыс. руб. (или 33, 4562 %). Основную долю занимают безвозмездные поступления в виде субсидий – 760 496, 8 тыс. руб. Далее следую субвенции – 728 799, 1 тыс. руб.

 В 2008 г. доходы  бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» составили 4 961 970 тыс. руб., расходы – 5 335 287, 4 тыс. руб. Т. е. расходы превысили доходы на 373 317, 4 тыс. руб.

Как видно из рис. 2.3., основную долю доходов занимают налоговые  доходы – 2 218 033, 0 тыс. руб. (или 44, 7007 %), наименьшая доля принадлежит неналоговым доходам – 614 839, 5 тыс. руб. (или 12, 3910 %), а межбюджетные трансферты составили в 2008 г. – 2 129 098 тыс. руб. (или 42, 9033 %).

Рис. 2.3. Доля доходов бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2008 г.

 

В 2008 г. налоговые доходы заняли львиную долю и составили  – 2 231 914, 8 тыс. руб. (или 44, 70 %).

Основным источником налоговых доходов являются налоги на прибыль, а именно – налог на доходы физических лиц – 1 603 294, 8 тыс. руб. (или 72, 2845 %), что говорит о значимости данного налога при формировании доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ». Далее следуют налоги на имущество, которые составили в 2008 г. – 327 615, 1 тыс. руб. (или 14, 7705 %) – основным источником поступлений среди налогов на имущество является земельный налог, который составил – 319 345, 7 тыс. руб. (Рис. 2.4.)

Рис. 2.4. Доля налогов в налоговых  доходах бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2008 г.

 

Что касается неналоговых  доходов, то в 2008 г. поступления составили 614 839, 5 тыс. руб. (или 12, 3910 %) (см. Рис. 2.3).

Основным источником неналоговых поступлений являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 322 656, 9 тыс. руб. (или 52, 4783 %. Далее следуют доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 193 693, 7 (или 31, 5031 %).

Также следует отметить, что недоимка по налогам на 1 января 2009 г. составила 24 851 тыс. руб. в т.ч. налог на доходы физических лиц – 1 285 тыс. руб., ЕНВД – 1 755 тыс. руб., налог на имущество физических лиц – 3 839 тыс. руб., земельный налог – 16 645 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом недоимка по налогам возросла на 2 991 тыс. руб.

Недоимка по неналоговым  платежам на 1 января 2009 г. сложилась  в размере 15 436 тыс. руб., увеличилась по сравнению с уровнем на 1 января 2008 г. на 1 021 тыс. руб. (или на 7 %).

Основная доля недоимки приходится на аренду за земельные  участки предназначенные для строительства – 12 116 тыс. руб. В числе крупных недоимщиков – ЗАО «Столичная недвижимость» - 2 559, 5 тыс. руб., «ЖКС – Сибирь» - 842 тыс. руб., ООО «Бест-Плюс» - 641 тыс. руб., «ДНТ Перспектива» - 625 тыс. руб.

Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ