Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (новая версия).doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Расчет цены выкупа производится в соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"  и Законом  РБ от 02.11.2007 г. № 2643- III.

      В связи  с повышением кратности выкупной  стоимости в 2009г. – 5, в 2010г. – 10 количество сделок по продаже земельных участков уменьшится.

       На  основании изложенного и с  учетом заявительного характера  выкупа земельных участков Комитет  прогнозирует поступление доходов  в 2010 г. ниже  плана 2009 г. –  85000 тыс.руб. ,  2011 – 70 000 тыс.руб., в 2012 – 70 000 тыс.руб.

Доходы по группе «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»  на 2010 год прогнозируются в объеме 53 500 тыс.руб., исходя из сложившейся динамики за последние годы  и оценки поступлений в 2009 году. Поступление штрафов обеспечивается в основном за счет штрафов, администрируемых МВД РБ, Управлением миграционной службы по РБ,  налоговой службой.

По группе «прочие  неналоговые доходы»  прогноз  поступлений в 2010 году составляет 14 090,4 тыс.руб., сформированный по расчетам Управления местных доходов. В данную группу включены:

компенсация  стоимости  вырубки зеленых насаждений -  3800 тыс.руб.

возмещение коммунальных услуг – 1398,5 тыс.руб.

за найм жилого фонда  –7319,1 тыс.руб.

прочие – 1572,8 тыс.руб.

Объем безвозмездных перечислений планируется на основании проекта Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год», в среднесрочном финансовом плане Республики Бурятия на 2011-2012 годы межбюджетные трансферты не планируются.

На 2010 год объем межбюджетных трансфертов составит 1 145 211,1 тыс.руб., в т.ч. дотации на 2010 год планируются в сумме 47 514,7 тыс.руб., субвенции – 748 127,4 тыс.руб., субсидии – 349 569 тыс.руб. На 2010 год объем безвозмездных поступлений составит 76,9% по сравнению с утвержденным бюджетом на 2009  год. В соответствии с решением сессии Горсовета о бюджете на 2009-2011 годы от 27 ноября 2008 года сумма на 2009 год составляла 1 489 184,9 тыс.руб., на 1 октября объем межбюджетных трансфертов составил 2 455 540,3 тыс.руб. 

Одной из задач бюджетной и налоговой политики городского округа «город Улан-Удэ» является увеличение доходной части бюджета. При этом выполнение задачи должно основываться на базе создания благоприятных условий для развития бизнеса, а также сокращения объемов «теневой» экономической деятельности.

Увеличение доходной части бюджета должно обеспечиваться за счет наращивания налогового потенциала, мобилизации налоговых и неналоговых  доходов в бюджет города в полном объеме, в том числе за счет совершенствования  процедур администрирования. Необходимо обеспечить увеличение налогооблагаемой базы по местным налогам (налог на имущество физических лиц и земельный налог) путем упрощения процедур оформления земли, имущества в собственность.

В плановом периоде необходимо определить, насколько возможно принятие мер по снижению налоговой нагрузки в целях стимулирования развития предпринимательства. Необходимо продолжать мониторинг и анализ поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях установления корректирующих коэффициентов К-2. С одной стороны налог должен быть достаточным для обеспечения необходимого уровня поступлений в бюджет, с другой стороны, налоговая нагрузка не должна негативно влиять на развитие малого бизнеса. Кроме единого налога на вмененный доход, к налогам, по которым возможно регулирование со стороны органов местного самоуправления в целях поддержки малого и среднего предпринимательства относится земельный налог. С 2008г. в результате актуализации кадастровой стоимости земельных участков налоговая нагрузка по уплате земельного налога значительно увеличилась. В этой связи необходимо проработать возможность предоставления льгот, рассрочек по уплате земельного налога для предпринимателей на период кризиса. При этом, в соответствии с бюджетным посланием Президента РФ, предоставление налоговых льгот должно осуществляться при наличии порядка компенсации выпадающих доходов местных бюджетов.

В среднесрочной перспективе  Правительством РФ предполагается завершить работу по введению на территории Российской Федерации налога на недвижимость. При этом объектом налогообложения будет являться единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Соответственно, первоочередной задачей остается формирование земельных участков под многоквартирными домами, индивидуальной жилищной застройкой и иными сооружениями и создание соответствующей электронной базы данных в целях полного учета всех объектов недвижимости.

В плановом периоде необходимо продолжить работу по совершенствованию  межбюджетных отношений в Республике Бурятия, в частности, по вопросу  перераспределения налоговых источников в пользу местных бюджетов.

Учитывая возможное  влияние кризиса на объемы и динамику поступлений доходов, особое внимание следует уделять обеспечению реалистичности прогнозирования и планирования доходной части бюджета. На время кризиса при планировании должен применяться консервативный подход, учитывающий возможное ухудшение ситуации. Необходимо постоянно осуществлять анализ ситуации в реальном секторе экономики, и на его базе – социально-экономического положения в целом.

Для решения задач  бюджетной и налоговой политики в области доходов необходимо обеспечить:

  1. Повышение уровня собираемости налогов и сборов, усиление налоговой дисциплины, сокращение недоимки, принятие мер по мобилизации дополнительных доходов, в том числе за счет совершенствования процедур налогового администрирования;
  2. Формирование земельных участков под многоквартирными домами и индивидуальной жилищной застройкой;
  3. Привлечение территориальных управлений районов и отдаленных поселков к работе по проведению разъяснительной работы среди граждан и организаций по оформлению документов и государственной регистрации прав на недвижимость;
  4. Продолжение работы по увеличению заработной платы и легализации ее выплаты в целях обеспечения социальной защищенности работников и повышения налоговой базы. Повышение действенности работы комиссий по доходам, по своевременной выплате и обеспечению роста заработной платы, деятельности убыточных предприятий на территории города Улан-Удэ;
  5. Продолжение работы по осуществлению мер поддержки малого и среднего предпринимательства, в частности, в виде предоставления льгот и отсрочек по уплате налогов, иных мер по снижению налоговой нагрузки.

Впервые за много лет  городской бюджет принят без дефицита. Бюджет формируется на среднесрочный 3-летний период. Данный проект  разработан в соответствии с бюджетным посланием президента России и президента республики Бурятия, решением городского совета депутатов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Улан-Удэ.

В проекте на 2010 г. они  равнозначны и составляют 3 млрд. 783 млн. 821 тыс. рублей. Доходы будут пополнять  межбюджетными трансфертами и увеличением  налоговых доходов. Вполне вероятно, что на уровень местных бюджетов передадут отдельные налоговые источники, например, транспортный налог.

Предлагаемый вариант  проекта бюджета достаточно суров. Однако он позволит снизить объем  муниципального долга.

Проектным решением предусматриваются установить верхний предел муниципального долга городского округа г.Улан-Удэ, который на 1 января 2011 г., на 1 января 2012 г. и на 1 января 2013 г.  не должен превышать сумму 1 млрд. 745 млн. 649,6 тыс. руб.

По причине обеднения народа, сокращения числа работающих, ввода на предприятиях режима неполной рабочей недели, план по налогу на доходы физ. лиц правительство РБ предлагает урезать почти на полмиллиарда рублей.

Объем долга на 1 января 2010 года составил 1,7 млрд.рублей и соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Несмотря на это, нас очень беспокоит само наличие большого объема долговых обязательств,  в связи с чем  нами была принята программа сокращения муниципального долга. В 2009 году на реализацию программы было направлено 20,6 млн.рублей, тем самым, мы сделали пока не очень значительные, но реальные шаги по уменьшению объемов муниципального долга. В 2010 году на реализацию программы снижения муниципального долга запланировано уже 45,2 млн.рублей.

По сравнению с 2009 годом плановый объем собственных доходов городского бюджета в 2010-м снижен на 8 процентов.

При этом объем налоговых  доходов в целом останется  на уровне 2009 года, снижение в основном происходит из-за уменьшения поступлений  неналоговых доходов. В связи  с уменьшением доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, а также с принятием бездефицитного бюджета значительно снизился объем расходов бюджета.

Бездефицитный бюджет был  принят по той причине, что в первую очередь это связано с необходимостью обеспечения выполнения социальных обязательств бюджета. Принимая бюджет, необходимо минимизировать риск невыполнения этих обязательств. Когда бюджет сбалансирован по доходам и расходам, он более устойчив, более управляем и более прогнозируемы возможные изменения. Кроме того, одним из главных факторов в пользу принятия бездефицитного бюджета стало наличие большого объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.    Руководством города принято принципиальное решение – не наращивать объемы долга, снижать процентные расходы, а, в конечном счете, работать в направлении сокращения долга. Все эти задачи невозможно решить при дефицитном бюджете.

Понятно, что при таком  уровне доходов бюджета у бездефицитного бюджета есть и существенный недостаток – учтены не все потребные расходы.

Но в сегодняшних  условиях главное – обеспечить безусловное  выполнение принятых социальных обязательств и не допустить сбоев в их финансировании.

Переход на принципы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит нам повысить эффективность бюджетных расходов, перейти от управления затратами к управлению результатами. При планировании бюджета первоочередное внимание будет уделяться финансовому обеспечению предоставления муниципальных услуг, выполнения муниципальных заданий, а не просто содержанию учреждений города.

Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение  в бюджетах муниципальных образований  с относительно высоким уровнем  социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального  бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов..

Одной из основных причин ухудшения финансового положения  муниципальных образований стало закрепление за муниципальными образованиями дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников.

Учитывая изложенные выше проблемы и тенденции развития, можно выделить следующие основные векторы возможного совершенствования системы местного самоуправления, которые находят поддержку у экспертов:

  • создание системы стимулов для проведения муниципалитетами активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов;
  • обеспечение различных подходов к территориям с высоким потенциалом развития и территориям, переживающим период сжатия;
  • учет местных приоритетов при формировании финансовой политики.

В этих целях целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.

  1. Нормативы отчисления от федеральных и региональных налогов должны быть федеральным законом закреплены за муниципальными образованиями в размере, достаточном для выхода на самообеспечение подавляющего числа городских округов как наиболее обеспеченного типа муниципальных образований.  Тем самым будет стимулировано развитие ими собственной налоговой базы и расширение зон опережающего развития, исключены непродуктивные встречные финансовые потоки (из муниципалитета – в бюджеты вышестоящего уровня, а затем обратно в качестве трансфертов). Выбор налогов, нормативы отчислений от которых дополнительно передаются муниципальным образованиям (в качестве единого федерального стандарта), нуждается в тщательной проработке.
  2. В отличие от городских округов, применительно к районам (и, в какой-то мере к поселениям) следует совершенствовать систему межбюджетного выравнивания. Необходимо и по окончании переходного периода сохранить за субъектами Федерации право закреплять за местными бюджетами дифференцированные отчисления от налогов в счет финансовой помощи, без ограничения перечня налогов и сроков.
  3. Усилить роль местных налогов в формировании доходной части бюджетов муниципальных образований. Практически повсеместным сегодня является предложение о введении местного налога на недвижимость, закрепленного за поселениями и городскими округами, при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан. Возможно рассмотрение вопроса о придании статуса местных некоторым другим налогам (например, транспортному; налогам, связанным с применением специальных налоговых режимов).

Учитывая, что даже реализация обозначенных выше предложений не исключает  наличия финансово несамодостаточных  городских округов, а также крупных и с высокой плотностью населения районов и поселений, в формуле выравнивания бюджетной обеспеченности необходимо учесть проявления эффекта масштаба.

  1. Представляется необходимым ослабить предусмотренные статьей 136 БК РФ ограничения самостоятельности распоряжения бюджетом муниципальными образованиями, дотационными в течение последних 3 лет. Представляется неоправданно жестким при дотационности в 10% устанавливать лимит расходов на содержание органов местного самоуправления, при 30%  – ограничивать принятие на себя дополнительных расходных полномочий, а при 70%  –  вводить элементы прямого управления местным бюджетом с регионального уровня.

Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ