Функции финансов и их роль в общественном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в том , чтобы узнать что такое финансы общества, их сущность и роль в развитии общественного производства, государственный бюджет и его структура, проблема балансирования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть понятия с сущность финансов
- выявить роль и функции финансов в расширенном производстве
- исследовать участие финансов в процессе распределения
- изучить функции и задачи государственного бюджета
- рассмотреть принципы бюджетной системы
- проанализировать особенности,функции и задачи гос. бюджета
- рассмотреть проблемы балансирования гос. бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ
1.2 УЧАСТИЕ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕСЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
2.1 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ,ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль). [Селезнёв А.З. 2007 ]

Глава 3 Проблема балансирования государственного бюджета

 

Существуют три подхода к данной проблеме.

 

1. Бюджет, балансируемый ежегодно. Сальдо доходов и расходов  в общей сложности равняется  нулю. Секвестр — процесс приведения  расходов к величине соответствующих  поступлений в государственный бюджет. С одной стороны, эта мера предотвращает возможность появления бюджетного дефицита, а с другой — с сокращением госрасходов сокращаются доходы некоторых групп населения: заработная плата, льготы налогообложения, трансфертные платежи и т.п.

 

2. Недостатком такого подхода является то, что попытки сбалансировать бюджет приводят к колебаниям национального дохода. В условиях кризиса и дефицитности госбюджета правительство начнет сокращать расходы и увеличивать налоговую ставку, что усилит спад. При подъеме в экономике в качестве предотвращения дефицита нужно повышать расходы и снижать налоги. Однако это способствует возникновению инфляции. Возникает противоречие, в результате которого становится понятно, что ежегодное балансирование бюджета препятствует действию экономических стабилизаторов.

 

1. Бюджет, балансируемый на циклической  основе. Суть заключена в том, чтобы сбалансировать бюджет  в пределах одного цикла (один  раз за несколько лет). При рецессии, несомненно, возникнет бюджетный  дефицит, но он будет компенсироваться бюджетными излишками, которые были получены во время экономического подъема.

 

2. Функциональный подход к балансированию  бюджета. Сторонники этого подхода  интересуются вопросом, какова задача  макроэкономической политики: балансирование  бюджета или экономики. Если балансирование экономики, то достижение этой цели будет сопровождаться накоплением бюджетных дефицитов и, следовательно, государственного долга.

 

Во многих странах разрабатываются принципы и правила фискальной политики, которые способны ограничить дискреционную политику. Основными типами правил в настоящее время являются:

 

1) сбалансированность бюджета, правила  его дефицита:

 

а) баланс между совокупными доходами и расходами;

б) баланс между доходами и расходами, отрегулированными в зависимости от фазы экономического цикла;

в) баланс между доходами и расходами текущих операций;

 

2) правила предоставления займов:

 

а) нельзя осуществлять государственные займы из внутренних источников;

б) нельзя брать займы у Центрального банка страны, но можно у коммерческих банков и населения;

 

3) правила, касающиеся долга и  резерва:

 

а) общие государственные обязательства ограничиваются долей ВНП;

б) размер внебюджетных фондов социальной сферы определяется ежегодными отчислениями из государственного бюджета.[ Тедеев А.А., Парыгина В.А.2005]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение.

 

Следует отметить, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

 

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:

 

1.финансовое обеспечение воспроизводственного  процесса;

 

2.финансовое регулирование экономических  и социальных процессов;

 

3.финансовое стимулирование экономики.

 

Финансы играют важную роль в  общественном воспроизводстве,   с   их   помощью  может   стимулироваться    эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные   пропорции, обеспечиваться  условия  для  проведения  режима       экономии  и  т.  д.

 

В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:

1) Государственный бюджет представляет  собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета доходов  и расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

2) Государственный бюджет представляет  систему бюджетов, включающую в  себя федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный спадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг;

3) Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.                   Список использованных источников

 

  1. Столбов, М.И. Финансовый сектор: теория и российская действительность / М.И. Столбов; под ред. В.Ю. Преснякова. – М.: Научная книга, 2006. -146 с.

 

  1. Шевчук, Д.А. Международная финансовая система: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений среднего проф. образования / Д.А. Шевчук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 382 с.

 

  1. Павлов, П.В. Финансовое право: учеб. пособие / П.В. Павлов. – М.: Омега-Л, 2007. – 336 с

 

  1. Макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. -462 с.

 

  1. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.

 

  1. Теория финансов: учебное пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.

 

  1. Тетерина, Л. М. Государственный бюджет: учеб. - метод. комплекс / Л. М. Тетерина. - Минск: Издательство МИУ, 2005. - 216 с

 

  1. http://www.budgetrf.ru/

 

  1. Селезнёв А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. Пособие. М.: Магистр, 2007. - 383 с. Стр. 40

 

  1. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 416с.

 

  1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е издание.; под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Проспект, 2006. - 720с

 

  1. Финансы под редакцией Г.Б.Поляка- Москва: ЮНИТИ, 2008г.

 

  1. Финансы, А.М. Ковалева.-Москва,2007г.

 

  1. Сайт журнала «Финансы» // www.mba

 

 


 



Информация о работе Функции финансов и их роль в общественном производстве