Центральные банки, его функции и операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин <центральный банк> подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.
Центральный банк- это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Содержание

Введение……………………………...................................................
Центральные банки
Предпосылки возникновения центральных банков…………
Сущность центральных банков…………………………….......
Независимость центральных банков от исполнительной власти…..
Функции центральных банков……………………
Операции центральных банков

Вложенные файлы: 1 файл

центральный банк.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

При этом инкассируются только расчетные  чеки, полностью отвечающие предписанным нормам и содержащие данные о банке-плательщике. Лицевая сторона указанного чека кроссирована надписью <<только для  перечисления>>, и банк – плательщик не вправе оплатить его наличными, а  должен кредитовать соответствующий  суммой счет получателя. Любое перечеркивание такой надписи не принимается  во внимание. На следующий день Бундесбанком кредитуются причитающиеся суммы  с пометкой <<при условии получения>>, которая является для него гарантийной  оговоркой. Со своей стороны Центральный  банк может получить соответствующие  платежи лишь спустя некоторое время. Разница между  кредитованием счета коммерческого банка и поступлением денег в Бундесбанк составляет до 5 дней. В качестве обеспечения на случай неплатежа в распоряжении центрального банка имеются минимальные резервы коммерческих банков. Данная система расчетов дает возможность Бундесбанку контролировать уровень ликвидности коммерческих банков.

В США  функцией федеральной резервной  системы является проведение платежей через общенациональную систему  безналичных расчетов. Высшим органом  США, ведающим вопросами безналичных  расчетов в масштабе всей страны, выступает  специальный межокружной расчетный  фонд, находящийся в Вашингтоне. Каждый банк, имеющий федеральный  банк национального значения, входящий в федеральную резервную систему, является пайщиком (физическое или  юридическое лицо фонда)фонда и  имеет в нем свой счет, через  который проводит расчеты с другими  банками. Ежедневно на основе отчета каждого федерального банка о  чеках, поступивших в течение  дня и требующих инкассирования, в каждом из прочих федеральных округов  производятся соответствующие расчеты. Через этот фонд Совет управляющих  федеральной резервной системой осуществляет телеграфный перевод  денежных средств по счетам федеральных  банков. В конце делового дня каждый федеральный банк сообщает в Совет  управляющих федеральной резервной  системой в Вашингтоне сумму своей  задолженности другим банкам, образовавшейся в результате деловых операций текущего дня. На основе полученных данных Совет  управляющих федеральной резервной  системой делает соответствующий перерасчет и перевод средств по счетам федеральных  банков. В результате этого изменяется величина резервов указанных банков и оказывается определенное воздействие  на кредитную деятельность каждого  звена федеральной резервной  системы. 

Если  коммерческий банк- участник федеральной  резервной системы поступает  чек, выписанный на другой коммерческий банк, то предъявитель такового немедленно получает указанную сумму от федеральной  резервной системы, со счета банка- плательщика она списывается  через несколько дней. В результате образуется так называемый флоут  – бесплатный кредит, фактически предоставляемый  коммерческими банками по линии  федеральной резервной системы  при обслуживании чекового обращения. Первоначально федеральная резервная  система оказывала услуги бесплатно, но федеральное законодательство, разработанное  в 1980г. Потребовало взимания платы  почти за все ее услуги. Этот шаг  был сделан для усиления конкурентной борьбы в сфере финансовых услуг, а также получения дополнительных доходов в целях компенсации  растущих операционных расходов. 

Учитывая  это, федеральная резервная система  ввела плату также и за флоут. Банк Англии в отличии от многих других центральных банков не является расчетным центром страны. Основу платежной системы Великобритании составляют клиринговые банки. Особенность  клиринговых банков заключается  в том, что все они активно  работают в системе зачетов платежных  документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты  между обычными банками и другими  финансовыми организациями могут  осуществляться только клиринговые  банки.

Использование центральными банками механизма  межбанковских расчетов в немалой  степени способствует самонастройке  и саморегулированию, иными словами, автоматическому действию денежно  – кредитных рычагов, влияющих на показатели деятельности коммерческих банков, а за счет этого и на состояние  денежного оборота страны.

Предоставляя  кредиты национальным банкам, центральный  банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Эту роль он может выполнять благодаря тому, что его эмиссионная деятельность, а также концентрация им резервов коммерческих банков, официальных золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль центральных банков как кредиторов последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и кредитных затруднений. Своевременное предоставление кредитов национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств. 

Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным банком банковского надзора в разных странах имеет существенные особенности, но везде он играет важную роль в функционировании банковской системы страны. Надзорная функция в ряде стран осуществляется исключительно центральным банком (Италия, Россия, Австрия).

В Германии, США, Франции, Швейцарии эту работу последний ведет совместно с  казначейством, банковской комиссией  и другими органами, которые в  своей надзорной деятельности тесно  взаимодействуют с центральными банками.

Например, Немецкий федеральный банк способствует осуществлению банковского надзора  с помощью специального федерального органа по контролю кредитной деятельности. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. В Австрии, Дании, Канаде, Норвегии контрольную функцию осуществляет не центральный банк, а другие органы. Надзор центрального банка за коммерческими банками осуществляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций (например: валютных, с ценными бумагами и т.д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных нормативов и контроля за их выполнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным.

Интернационализация банковского дела привела к тому, что в последнее время банковский надзор принимает международный  характер. В 1975г. был создан Базельский комитет банковского надзора. Его  заседания проходят в Базеле, в  банке международных расчетов, там  же размещается секретариат Комитета. Инициатором создания международного комитета банковского надзора выступил директор Банка Англии Питер Кук, поэтому этот комитет называют еще  «Комитетом Кука». В 1977г. Базельский комитет  представил «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», которые были разработаны и одобрены странами «десятки» и органами банковского  надзора во всех странах, включая Россию. В состав 25 принципов, определяющих содержание этого документа, входят требования минимальной величины банковского капитала, проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредита и инвестированием капиталов, управление кредитными и инвестиционными портфелями, общей политики банка по управлению рисками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Операции  центральных банков 
 

Центральные банки в процессе своей деятельности осуществляют операции — активные и пассивные, предоставляют услуги своим клиентам.

Характерные особенности операций центральных  банков проявляются в трех направлениях:

  1. во-первых, центральные банки имеют монопольное право эмиссии дензнаков;
  2. во-вторых, центральные банки обслуживают специфическую клиентуру. Клиентами центральных банков исходя из основных направлений их деятельности выступают главным образом коммерческие банки и правительственные структуры (казначейства, министерства финансов). Законы, которые регламентируют деятельность центральных банков, как правило, запрещают им осуществлять коммерческую деятельность, в частности обслуживать хозяйственную клиентуру (нефинансовые учреждения, предприятия, организации, население) . Это ограничение вытекает из назначение центрального банка. Кроме того, оно защищает коммерческие банки от конкуренции со стороны более сильного участника денежного рынка - центрального эмиссионного банка, который, во-первых, как эмиссионный банк имеет особые возможности относительно формирования своей ресурсной базы, во-вторых, как регулятивно-наблюдательный орган владеет конфиденциальной информацией относительно деятельности коммерческих банков;
  3. в-третьих, для центральных банков, в отличие от коммерческих, получение прибыли не является целью проводки операций.
 
 
 

Активные      
 

Центральные банки проводят операции с ценными бумагами на открытом рынке. Операции проводятся преимущественно с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Центральные банки могут покупать ценные бумаги у фирм, население, коммерческих банков или продавать им ценные бумаги. И хотя ценные бумаги в портфелях центральных банков является важным источником их доходов, тем не менее непосредственной целью их купли и продажи есть не доход. Центральные банки  
проводят операции с ценными бумагами, чтобы изменить величину резервов коммерческих банков. Операции на открытом рынке является важнейшим инструментом, с помощью которого центральные банки экономически развитых стран регулируют предложение денег, поэтому статья «Ценные бумаги» занимает важное место в активах баланса центрального банка. Так, в активах консолидированного баланса федеральных резервных банков ценные бумаги занимают свыше 90 %. В активах сведенного баланса Банка России доля статьи «Ценные бумаги» значительно низшая — возле 20 %. Это не удивительно, учитывая тот факт, который, во-первых, рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в России только на 90-начала х лет, во-вторых, в 1998 г. в России имела место глубокий кризис рынка государственных ценных бумаг.

Центральные банки проводят операции по рефинансированию (кредитование) коммерческих банков.Они предоставляют ссуды коммерческим банкам, осуществляют переучет векселей, которые раньше были учтены коммерческими банками. На сумму предоставленных ссуд и переучтенных векселей увеличиваются резервы банков, а погашение ссуд и векселей приводит, соответственно, к уменьшению банковских резервов. Итак, рефинансирование коммерческих банков предоставляет центральным банкам возможность регулировать величину их резервов.

Сумма предоставленных  ссуд и переучтенных векселей обычно довольно имела относительно общих  активов центральных банков. Так, в активах консолидированного баланса  федеральных резервных банков США  и в активах Банка России задолженность  коммерческих банков (депозитных учреждений) по займам составляет меньше 1 %. Вместе с тем рефинансирование (кредитование) коммерческих банков, как уже отмечалось, - важное направление деятельности центральных банков.

Центральные банки проводят операции с международными ликвидными резервами (золотовалютными резервами). В состав резервов входят:

  1. золотой запас ;
  2. запасы иностранной свободно конвертированной валюты ;
  3. резервная позиция в МВФ ;
  4. специальные права заимствования — СПЗ, или СДР (Special Drawing Rights — SDR) .

Владельцем  международных ликвидных резервов выступает государство, но распоряжаться  ими в разных странах могут  разные кредитно-финансовые учреждения: центральный банк, министерство финансов, казначейство, валютное управление, стабилизационный валютный фонд. Так, в Российской Федерации  международные ликвидные резервы  представлены резервами центрального банка и резервами правительства. Тем не менее все резервы находятся  на счетах и в оперативном управлении Банка России.

Центральные банки проводят операции с международными ликвидными резервами (купля-продажа  иностранной валюты, золота) с целью  поддержания на нужном уровне спроса на деньги и предложения денег, а  также обменного курса национальной валюты. Например, в случае необходимости  мобилизации иностранной валюты центральные банки могут:

  1. продавать золото;
  2. проводить операции «своп» — продажа золота за иностранную валюту с дальнейшей его куплей через определенный промежуток  
    времени;
  3. использовать золото как залог для получения иностранных кредитов.

Объемы, структура  международных ликвидных резервов, их доля в активах центральных  банков различаются по странам. Например, статья баланса Банка России «Драгоценные металлы» включает аффинированное (монетарное) золото, серебро, платину и представляет в активах баланса больше 2 %. В активах консолидированного баланса федеральных резервных банков США с золотым запасом государства связанная статья «Золотые сертификаты». Золотые сертификаты выпускаются Государственным казначейством США, в собственности которого находится золотой запас страны. Казначейство передает сертификаты федеральным резервным банкам, которые зачисляют на счет казначейства печали, эквивалентную стоимости золотого запаса. Стоимость золота определяется исходя из его официальной цены, установленной конгрессом США в 1973 г. - 42,22 долл. за одну тройскую унцию, которая значительно ниже от текущих рыночных цен на золото. Если золотой запас казначейства увеличивается, федеральные резервные банки получают новые сертификаты, а на счет казначейства зачисляются дополнительные средства. Если же золотой запас казначейства уменьшается, оно должно выкупить золотые сертификаты на соответствующую сумму, при этом уменьшается размер депозитов казначейства в федеральных резервных банках.

Центральные банки некоторых  стран могут предоставлять  прямые кредиты правительства  на покрытие дефицита государственного бюджета. Наибольшего распространения такие кредиты приобрели в странах, которые развиваются. Тем не менее и в этих странах в последнее время наблюдается тенденция к более жесткому определению порядка, условий и сроков кредитования правительства. Кредиты центрального банка имеют эмиссионный характер. Из позиции правительства покрытия дефицита государственного бюджета за счет дополнительной эмиссии денег - это очень простой и удобный способ сбалансирования государственного бюджета (монетизации бюджетного дефицита). Из позиции центрального банка это довольно опасный способ, так как он угрожает постоянству денег. Учитывая эти обстоятельства в экономически развитых странах, как уже отмечалось, как правило, на законодательном уровне центральным банкам запрещается предоставлять кредиты правительства с целью сбалансирования государственного бюджета. В некоторых странах на законодательному равные установленные ограничение для центральных банков относительно кредитования правительства, например, как это имело место в Германии до 1994 г. Согласно закону о Немецком федеральном банке ему разрешалось предоставлять кредиты правительства федерации на сумму до 6 млрд марок. С 1994 г. соответственно Маастрихтскому соглашению центральным банкам стран Европейского союза запрещается предоставлять кредиты правительствам для сбалансирования государственного бюджета.

Информация о работе Центральные банки, его функции и операции