Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:55, шпаргалка
2. Финансовые ресурсы и капитал предприятия.
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации денежных средств.
Финансовые ресурсы классифицируются по ряду критериев:
- По направлению использования: направляемые на компенсацию денежных расходов, связанных с производственной деятельностью и социальной сферой.
- В зависимости от образования фондов: возмещения, потребления и накопления.
2. Финансовые ресурсы и капитал предприятия.
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации денежных средств.
Финансовые ресурсы классифицируются по ряду критериев:
- По направлению использования:
направляемые на компенсацию
денежных расходов, связанных с
производственной
- В зависимости от образования фондов: возмещения, потребления и накопления.
- В зависимости от принадлежности – это собственные, заёмные, привлечённые, бюджетные ассигнования, благотворительные взносы и пожертвования. А также прочее: лизинг, факторинг, операции РЕПО, венчурный капитал, страхование.
Источники финансовых ресурсов: основным является сфера материального производства.
Чистый доход в составе валового (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов.
Второй по величине
источник формирования
В формировании финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).
Чистый доход как главный
3. Особенности финансов непроизводственной сферы деятельности.
Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизв. сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.).
В отраслях непроизв. сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом — основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Непроизв. сфера – совок-сть отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг.
Классификация предпр-й непроизв-й сферы:
1) предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей.
2) организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций.
К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источник их финансир-я – гос. бюджет.
Финансы непроизв. сферы - совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.
Особенности финансов непроизводственной сферы:
- Финансовые
отношения сопровождают
- Источником
покрытия затрат в
- финансовые
отношения возникают в
- Большинство
предприятий, организаций,
- В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60—80.
Финансовое обеспечение социальной сферы.
В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы.
Методы финансирования:
Сметно-бюджетное финансирование - это метод предоставления средств бюджета хоз. субъектам для организации их деят-ти. Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов (форма финансового плана), в которой указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
Внебюдж. источники финансовых ресурсов учреждений непроизводств. сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, общественных организаций, пожертвований.
4. Организация
управления финансами
Любая экономика предопределяет наличие отлаженной сис-мы управ-я финансами.
Сис-ма упр. финансами – взаимоувязанный комплекс мер и финансовых инструментов, обеспечивающих стабильное функционирование финансовой системы и её звеньев, связанных с получением доходов и прибыли.
В переходной экономике особенностями управления финансами является:
- Усложнение управления финансовой системы вследствие приобретения суверенитета;
- Наделение автономностью
функционирования финансовой и
денежно-кредитной систем, а также
формирование бюджета на
- Рассредоточение финансовых ресурсов среди многочисленных структур, вследствие разгосударствления и приватизации;
- Разработка и исполнение этими структурами собственные финансовые стратегии;
- Изменение регулирующей
функции государства
Государственное управление финансами включает в себя следующие направления:
макроэкономические; микроэкономические; прямое административное воздействие (лицензирование, регистрация, квота); прогнозирование экономического и социального развития государства.
Методы управления финансами – это прогнозирование, планирование, налогообложение, кредитование, страхование, система финансовой помощи, амортизационная политика, система стимулирования, система расчётов.
Объектом управления финансов являются финансы, когда осуществляется проверка законности их осуществления и когда идёт анализ и совершенствование форм финансовых отношений.
Органами управления финансов, т.е. финансовым аппаратом является:
- На уровне предприятий,
руководства за финансовой
- На уровне министерств и ведомств;
- На уровне государства – законодательная власть, исполнительная власть, банк и т.д.
Управление финансами в Республике Беларусь, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти: Парламент – Национальное собрание и его две палаты – Палата представителей и Палата Совет Республики.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РБ, выступает Минфин РБ и его органы на местах.
Финансовый механизм представляет собой систему управления финансами предприятия, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Финансовыми методами являются финансовое планирование и прогнозирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование (налогообложение, кредитование, страхование, финансирование, материальное стимулирование и др.), финансовый контроль.
5. Денежные расходы предприятий.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности промышленные предприятия осуществляют множество денежных расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. По данным признакам их можно объединить в следующие самостоятельные группы: затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); операционные расходы; внереализационные расходы; затраты на воспроизводство производственных фондов, социально-культурные расходы.
Затраты на производство являются главной составляющей себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Они финансируются по мере возникновения за счет поступлений выручки от реализации продукции. От величины и уровня текущих затрат зависят финансовые результаты работы предприятия.
Операционные расходы представляют собой затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности предприятия. К ним относятся:
- расходы, связанные
с продажей и прочим выбытием (
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов, если это не является предметом деятельности;
- расходы,
связанные с участием в
- расходы по операциям с тарой;
Источниками покрытия операционных расходов служат операционные доходы, полученные предприятием от реализации основных средств и других активов, от совместной деятельности, проценты, выплачиваемые банком за использование денежных средств, находящихся на счете предприятия в данном банке, и др.
Внереализационные расходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции и не приводят к получению экономических выгод. К ним относятся: потери от уценки активов; штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушения условий договоров; перечисления предприятием в возмещение убытков, причиненных другим организациям; убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; суммы недостач, потерь и порчи активов в соответствии с законодательством; отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.. На сумму перечисленных внереализационных расходов, не покрытую внереализационными доходами (счет 92), уменьшается прибыль предприятия (счет 99).
По экономическому характеру к данной группе расходов можно отнести также экономические санкции, взимаемые с предприятий в государственный бюджет за нарушения налогового законодательства.
Затраты на воспроизводство производственных фондов включают капитальные вложения и вложения в оборотный капитал. Главными источниками капитальных вложений в создание, расширение, реконструкцию, восстановление основных фондов служат амортизационные отчисления и прибыль. Кроме собственных ресурсов предприятия могут привлекать на капитальные вложения инвестиции акционеров, банковские кредиты, средства лизинговых компаний.
Социально-культурные расходы включают направление денежных средств на содержание жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры, бытового обслуживания, домов отдыха, санаториев и других объектов оздоровительного назначения, находящихся на балансе предприятия. Таковыми могут быть: доходы предприятия, средства целевых бюджетных фондов, профсоюзных организаций, поступления средств граждан в уплату услуг, доходы от проводимых платных мероприятий.
6. Затраты на производство и реализацию продукции
Затраты на производство и реализацию продукции самым существенным образом влияют на величину прибыли и соответственно на размер налоговых платежей в государственный бюджет. Документом, регулирующим формирование себестоимости продукции (работ, услуг), в Республике Беларусь являются Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).