ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Государственные и муниципальные
финансы
Студента(ки) Уразмухамбетовой
Айгерим
Группа №4Э3
Курс № 4
Тема: Эволюция теоретических
взглядов на экономическую сущность финансов.
Факультет финансово-учетный
Специальность экономика
Отделение очное
Научный руководитель Иванова Елена
Владимировна
___________________
Защита работы
Оценка
Подпись преподавателя
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Финансы являются одной из важнейших
экономических категорий, которая отражает
экономические отношения в процессе создания
и использования денежных средств. Финансы
берут свое начало намного раньше, чем
возникновение термина «финансы».
Фактически они начали своё развитие с
возникновением товарно-денежных отношений,
становлением государств, и по настоящее
время проникают во все действия людей
во всех сферах их деятельности.
Актуальность этой темы обусловлена
тем, что Финансовые отношения охватывают
ту часть отношений, которая связана с
образованием и использованием денежных
средств. К финансам не относятся денежные
средства, которые обеспечивают личное
потребление и обмен. Таким образом, можно
сказать, что финансы - это экономические
отношения, осуществляемые преимущественно
в денежной форме между основными хозяйствующими
субъектами- предприятиями, домашними
хозяйствами и государством.
Объект исследования данной
курсовой работы – финансы, финансовые
отношения.
Предмет исследования – теоретическая
и практическая деятельность ученых-финансистов,
экономистов, юристов в области экономики,
в частности в области финансов.
Цель этой работы – изучить
динамику экономических учений, проследить
закономерности исследований в данной
области.
Задачи:
Изучить литературы на эту тему.
Обозначить сущность и значение финансов и финансовых отношений.
Обозначить динамику экономических учений.
Обозначить проблемы, поставленные
учеными в данной области.
ГЛАВА1.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ В XX ВЕКЕ
Распределительная и воспроизводственная
концепции экономической сущности финансов.
Работы А.Э. Вознесенского.
До начала тридцатых годов двадцатого
века российская финансовая наука в основном
стояла на позиции дореволюционной финансовой
школы, которая видела принципиальное
отличие финансового хозяйства от частного
в том, что финансы должны быть организованы
государством. Советская финансовая школа
формировалась под влиянием старой финансовой
школы, но в условиях нового общественно-политического
строя, который основывался на всеобщей
государственной собственности, плановой
экономики, такой строй получил название
– социализм.
Общие подходы советских и российских
экономистов к решению вопроса экономического
содержания финансов и денежных отношений,
можно выделить две концепции: распределительную
и воспроизводственную.
Сторонники первой, такие как
Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г.Сычев,
утверждают, что финансовые отношения
возникают только на одной стадии воспроизводственного
процесса – распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта. Так
я могу процитировать В.М. Родионову: «Если
деньги, будучи всеобщим эквивалентом,
являются категорией всех стадий воспроизводственного
процесса и могут проявлять себя с разных
сторон (как мера стоимости, как средство
обращения и т.д.), то действие производных
от денег экономических форм – финансов
и бюджета, ограничивается, лишь рамками
одной стадии воспроизводственного процесса
– распределением».
Представители воспроизводственной
теории рассматривают и определяют финансы
как категорию всего процесса воспроизводства,
т.е. производства, обмена, распределения
и потребления. Они включают в состав финансов
всю совокупность денежных отношений,
возникающих на стадии воспроизводственного
процесса, включая стадию обмена.
Причина такого распада сторонников
распределительной и воспроизводственных
концепций заключается в том, что сторонники
первой считают , что вторые неоправданно
присваивают финансам расширенную сферы
действия. «Воспроизводственники» же
считают что распределительная концепция
применима лишь к государственным финансам,
но не к финансам предприятий, которые
функционируют на всех стадиях сферы материального
производства. [4. C7]
Противоречия между распределительной
и воспроизводственной теорией финансов
попытался разрешить кандидат экономических наук,
Александр Эрнестович Вознесенский. Он
создал теорию финансов, которая не относилась
ни к распределительной, ни к воспроизводственной
концепции. Э.А. Вознесенский обосновал
сущность финансов как экономической
категории, выделив ее содержательные
и отличительные признаки, такие как, например
перераспределительный и фондовый характер,
соответствующий части денежных отношений,
объективных по содержанию и императивных
по форме:
- Финансы обслуживают систему
исключительно денежных отношений, т.е.
не включая натуральные отношения;
- Финансы опосредуют только
процесс перераспределения различных
частей стоимости уже распределенного
валового общественного продукта,
а точнее национального дохода;
- Финансы непосредственно обусловлены
существованием государства, что придает
им государственно-властную форму;
- Финансы опосредуют отношения,
связанные с формированием и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Также А.Э. Вознесенский говорит
о важности и политическом значении финансов
государства, которые оказывают не только
косвенное, но и прямое влияние на все
государственное устройство и управление.
С возникновением государства,
развитием товарно-денежных отношений
в обществе появляется объективная необходимость
в системе перераспределения денежных
отношений, то есть по сути, финансов.
Автор характеризует государственные
финансы следующими признаками:
- Государственные финансы представляют
собой систему денежных отношений;
- Одним из субъектов этих отношений
является государство;
- Государственные финансы выражают
форму перераспределения стоимости совокупного
общественного продукта (главным образом
национального дохода).[4. C8]
Таким образом, мы можем определить
государственные финансы как систему
регламентированных государством денежных
отношений, возникших с формированием
централизованных денежных фондов и их
использованием для осуществления государством
политических, социальных, экономических
и других задач в процессе распределения
и перераспределения стоимости валового
общественного продукта и части национального
богатства в денежной форме.
Такое большое значение финансов
в государстве достаточно объясняет всю
важность изучения науки о финансах.
Теоретические и практические
аспекты сущности финансов в СССР.
В период перехода от капитализма
к социализму финансы, в особенности, государственный
бюджет, использовались в качестве одного
из основных рычагов ограничения и вытеснения
капиталистических элементов в городском
и деревенском укладе, установления позиций
социалистических государственных и кооперативных
предприятий, развития производительных
сил и упрочения социалистических производственных
отношений. Важнейшее место имели финансы
и их центральное звено - Государственный
бюджет СССР в восстановлении послевоенного
народного хозяйства, а также в коллективизации
сельского хозяйства, проведении индустриализации
страны, в осуществлении культурной революции
и реализации ленинской национальной
политики. Основание социализма в стране
изменило социальную природу доходов
и расходов государственного бюджета.
Расходы направлялись на развитие народного
хозяйства, просвещение, науку, здравоохранение
и т.п., доходы складывались в большинстве
из накопленного социалистическим хозяйством.
Финансы СССР являются системой
экономических отношений, с помощью
которых осуществлялось образование,
распределение и использование фондов
денежных средств для обеспечения воспроизводства,
улучшения уровня жизни населения и удовлетворения
других нужд социалистического общества.
Сущность финансов определялась социалистической
системой хозяйства, основанной на общественной
собственности на средства производства;
действием экономических законов социализма;
природой и функциями СССР и закономерностями
его развития.[4.C18]
В Советском союзе, основными
функциями финансов, как экономической
категории, можно назвать: распределение
и перераспределение общественного продукта,
национального дохода для планового развития
общественного воспроизводства; контроль
и стимулирование эффективного использования
трудовых, материальных и финансовых ресурсов
общества. Также финансы играют роль важного
экономического инструмента экономической
социалистической интеграции, упрочения
дружественных связей с развивающимися
странами, установление и расширения взаимовыгодных
экономических, научно-культурных и технических
связей со странами с капиталистическим
укладом. На всех стадиях строительства
социализма и в условиях зрелого социализма
финансы и их функции играли и играют важнейшую
роль в развитии производительных сил,
в установлении и модернизации социалистических
производственных отношений.
Роль финансовой системы
усилилась в условиях развитого социализма
в формировании рациональной структуры
общественного производства, повышении
эффективности использования материальных,
трудовых и денежных ресурсов и природных
богатств для роста темпов коммунистического
строительства, ускорения социального
благосостояния населения, укрепления
обороноспособности страны.
Финансы СССР включали общегосударственные
финансы, финансы отраслей хозяйства и
финансы социалистических объединений.
Финансы социалистических объединений
и отраслей хозяйства образуют начальное
звено финансовой системы, потому что
они непосредственно связаны с материальным
производством, где создаются национальный
доход и совокупный общественный продукт,
т.е. источники финансовых ресурсов
социалистического общества.
Функционирование финансов
предприятий связано с их деятельностью
на основе хозяйственного расчёта. Регулирование
финансовых отношений прописано в
«Положении о социалистическом государственном
производственном предприятии», который
утвержден Советом Министров СССР 4 октября
1965.
При создании в 1974 производственных
и всесоюзных республиканских промышленных
объединений, в которых образуются фонды
научных исследований и освоения новых
технологий и техники, централизованные
фонды экономического стимулирования,
резервы для оказания финансовой помощи
предприятиям и хозяйственным организациям,
резервы амортизации, предназначенной
на капитальный ремонт, и др., что способствует
концентрации денежных ресурсов на основных
направлениях, усилению связи производства
и науки.
Предприятия и организации
из полученной прибыли вносят в бюджет
плату за рентные платежи, производственные
фонды, покрывают недостаток собственных
оборотных средств, уплачивают проценты
банку по ссудам, производят отчисления
в фонды экономического стимулирования,
финансируют капитальные вложения, прирост
собственных оборотных средств и другие
плановые затраты. Свободный остаток прибыли,
который остается после таких операций,
поступают в доход государственного бюджета.
Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного
сектора составляют собственность отдельных
коллективов. Следовательно, затраты по
расширенному воспроизводству в колхозах
и кооперативах финансируются в первую
очередь за счёт их собственных средств.
Также правительство оказывает колхозам
и кооперативам большую техническую, финансовую
и материальную помощь. После Мартовского
пленума в 1965 году и последующих пленумов
ЦК КПСС ее масштабы особенно расширились,
после которых значительно повысились
закупочные цены на сельскохозяйственную
продукцию, увеличились капиталовложения
с целью проведения комплексной механизации,
электрификации и химизации сельскохозяйственной
деятельности и мелиорации земель, выросли
кредитные вложения в основные и оборотные
фонды колхозов.
Общегосударственные финансы
включают государственный бюджет, государственное
социальное страхование, государственное
имущественное и личное страхование, государственный
кредит. Суть назначения общегосударственных
финансов заключается в образовании централизованных
фондов денежных средств путём распределения
и перераспределения национального дохода
для обеспечения потребностей расширенного
воспроизводства и развития непроизводственной
сферы, создания общегосударственных
резервов. Централизация фондов денежных
средств в непосредственном распоряжении
государства достигается главным образом
через государственный бюджет, что способствует
обеспечению единства финансовой политики
социалистического государства.
Социалистическое государство
получает необходимые ему финансовые
ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма
доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений
социалистического хозяйства. Государственные
предприятия и организации вносят в бюджет
налог с оборота, платежи из прибыли, начисления
на социальное страхование и некоторые
другие неналоговые доходы, имеющие своим
источником созданный чистый доход. Колхозы
и кооперативные организации вносят в
бюджет подоходный налог. Население участвует
в формировании доходов государственного
бюджета главным образом путём уплаты
налогов.[4.C20]
Государственный бюджет СССР
представляет собой единую бюджетную
систему. Основные начала бюджетного устройства
установлены Конституцией СССР и Конституциями
союзных и автономных республик, Законом
о бюджетных правах Союза ССР и союзных
республик (1959). Государственный бюджет
СССР объединяет союзный бюджет и государственный
бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных
республик объединяют республиканские
и местные бюджеты (бюджеты автономных
советских социалистических республик,
краев, областей, районов, городов, посёлков
и сельские бюджеты). Всего государственный
бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов
бюджетов. Бюджетная система СССР базируется
на общей системе доходов, имеет единую
направленность расходов и строится на
принципах демократического централизма
и ленинской национальной политики.