Эволюция теоретических взглядов на экономическую сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы обусловлена тем, что Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы - это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ В XX ВЕКЕ 4
1.1. Распределительная и воспроизводственная концепции экономической сущности финансов. Работы А.Э. Вознесенского. 4
1.2. Теоретические и практические аспекты сущности финансов в СССР. 6
ГЛАВА2. ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЙ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ – В 21 ВЕКЕ 10
2.1.Сущность финансов: реалии 2000 годов. 10
2.2. Новый взгляд на прежнюю тему: финансы в 2007 году. 12
2.3. Взгляд В.М.Родионовой на сущность финансов. 15
2.4. Современные финансы. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция теоретических взглядов на экономическую сущность финансов.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Государственные и муниципальные финансы


 

 

 

Студента(ки) Уразмухамбетовой Айгерим

Группа №4Э3                                                  Курс № 4

Тема: Эволюция теоретических взглядов на экономическую сущность финансов.

 

 

Факультет  финансово-учетный

Специальность экономика

Отделение очное

Научный руководитель Иванова Елена Владимировна

 

 

 

___________________

Защита работы

Оценка

Подпись преподавателя

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы берут свое начало намного раньше, чем возникновение термина «финансы».  Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время проникают во все действия людей во всех сферах их деятельности.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы - это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Объект исследования данной курсовой работы – финансы, финансовые отношения.

Предмет исследования – теоретическая и практическая деятельность ученых-финансистов, экономистов, юристов в области экономики, в частности в области финансов.

Цель этой работы – изучить динамику экономических учений, проследить закономерности исследований в данной области.

 Задачи:

  1. Изучить литературы на эту тему.

  1. Обозначить сущность и значение финансов и финансовых отношений.

  1. Обозначить динамику экономических учений.

  1. Обозначить проблемы, поставленные учеными в данной области.

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ В XX ВЕКЕ

    1. Распределительная и воспроизводственная концепции экономической сущности финансов. Работы А.Э. Вознесенского.

 

До начала тридцатых годов двадцатого века российская финансовая наука в основном стояла на позиции дореволюционной финансовой школы, которая видела принципиальное отличие финансового хозяйства от частного в том, что финансы должны быть организованы государством. Советская финансовая школа формировалась под влиянием старой финансовой школы, но в условиях нового общественно-политического строя, который основывался на всеобщей государственной собственности, плановой экономики, такой строй получил название – социализм.

Общие подходы советских и российских экономистов к решению вопроса экономического содержания финансов и денежных отношений, можно выделить две концепции: распределительную и воспроизводственную.

Сторонники первой, такие как Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г.Сычев, утверждают, что финансовые отношения возникают только на одной стадии воспроизводственного процесса – распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Так я могу процитировать В.М. Родионову: «Если деньги, будучи всеобщим эквивалентом, являются категорией всех стадий воспроизводственного процесса и могут проявлять себя с разных сторон (как мера стоимости, как средство обращения и т.д.), то действие производных от денег экономических форм – финансов и бюджета, ограничивается, лишь рамками одной стадии воспроизводственного процесса – распределением».

Представители воспроизводственной теории рассматривают и определяют финансы как категорию всего процесса воспроизводства, т.е. производства, обмена, распределения и потребления. Они включают в состав финансов всю совокупность денежных отношений, возникающих на стадии воспроизводственного процесса, включая стадию обмена.

Причина такого распада сторонников распределительной и воспроизводственных концепций заключается в том, что сторонники первой считают , что вторые неоправданно присваивают финансам расширенную сферы действия. «Воспроизводственники» же считают что распределительная концепция применима лишь к государственным финансам, но не к финансам предприятий, которые функционируют на всех стадиях сферы материального производства. [4. C7]

Противоречия между распределительной и воспроизводственной теорией финансов попытался разрешить кандидат экономических наук, Александр Эрнестович Вознесенский. Он создал теорию финансов, которая не относилась ни к распределительной, ни к воспроизводственной концепции. Э.А. Вознесенский обосновал сущность финансов как экономической категории, выделив ее содержательные и отличительные признаки, такие как, например перераспределительный и фондовый характер, соответствующий части денежных отношений, объективных по содержанию и императивных по форме:

  • Финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений, т.е. не включая натуральные отношения;
  • Финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового  общественного продукта, а точнее национального дохода;
  • Финансы непосредственно обусловлены существованием государства, что придает им государственно-властную форму;
  • Финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Также А.Э. Вознесенский говорит о важности и политическом значении финансов государства, которые оказывают не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление.

С возникновением государства, развитием товарно-денежных отношений в обществе появляется объективная необходимость в системе перераспределения денежных отношений, то есть по сути, финансов.

Автор характеризует государственные финансы следующими признаками:

    1. Государственные финансы представляют собой систему денежных отношений;
    2. Одним из субъектов этих отношений является государство;
    3. Государственные финансы выражают форму перераспределения стоимости совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода).[4. C8]

Таким образом, мы можем определить государственные финансы как систему регламентированных государством денежных отношений, возникших с формированием централизованных денежных фондов и их использованием для осуществления государством политических, социальных, экономических и других задач в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в денежной форме.

Такое большое значение финансов в государстве достаточно объясняет всю важность изучения науки о финансах.

 

    1. Теоретические и практические аспекты сущности финансов в СССР.

 

 

   В период перехода от капитализма к социализму финансы, в особенности, государственный бюджет, использовались в качестве одного из основных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городском и деревенском укладе, установления позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и упрочения социалистических производственных отношений. Важнейшее место имели финансы и их центральное звено - Государственный бюджет СССР в восстановлении послевоенного народного хозяйства, а также в коллективизации сельского хозяйства, проведении индустриализации страны, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики. Основание социализма в стране изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Расходы направлялись на развитие народного хозяйства, просвещение, науку, здравоохранение и т.п., доходы складывались в большинстве из накопленного социалистическим хозяйством.

Финансы СССР являются системой экономических отношений, с помощью  которых осуществлялось образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения воспроизводства, улучшения уровня жизни населения и удовлетворения других нужд социалистического общества. Сущность финансов определялась социалистической системой хозяйства, основанной на общественной собственности на средства производства; действием экономических законов социализма; природой и функциями СССР и закономерностями его развития.[4.C18]

В Советском союзе, основными функциями финансов, как экономической категории, можно назвать: распределение и перераспределение общественного продукта, национального дохода для планового развития общественного воспроизводства;  контроль и стимулирование эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов общества. Также финансы играют роль важного экономического инструмента экономической социалистической интеграции, упрочения дружественных связей с развивающимися странами, установление и расширения взаимовыгодных экономических, научно-культурных и технических связей со странами с капиталистическим укладом. На всех стадиях строительства социализма и  в условиях зрелого социализма финансы и их функции играли и играют важнейшую роль в развитии производительных сил, в установлении и модернизации социалистических производственных отношений.

   Роль финансовой системы усилилась в условиях развитого социализма в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств для роста темпов коммунистического строительства, ускорения социального благосостояния населения, укрепления обороноспособности страны.

Финансы СССР включали общегосударственные финансы, финансы отраслей хозяйства и  финансы социалистических объединений.

Финансы социалистических объединений и отраслей хозяйства образуют начальное звено финансовой системы, потому что они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются национальный доход и совокупный общественный продукт, т.е.  источники финансовых ресурсов социалистического общества.

Функционирование финансов предприятий связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта. Регулирование финансовых отношений прописано в  «Положении о социалистическом государственном производственном предприятии», который утвержден Советом Министров СССР 4 октября 1965.

При создании в 1974 производственных и всесоюзных республиканских промышленных объединений, в которых образуются фонды научных исследований и освоения новых технологий и техники, централизованные фонды экономического стимулирования, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизации, предназначенной на капитальный ремонт, и др., что способствует концентрации денежных ресурсов на основных направлениях, усилению связи производства и науки.

Предприятия и организации из полученной прибыли вносят в бюджет плату за рентные платежи, производственные фонды, покрывают недостаток собственных оборотных средств, уплачивают проценты банку по ссудам, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Свободный остаток прибыли, который остается после таких операций, поступают в доход государственного бюджета.

  Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. Следовательно, затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативах финансируются в первую очередь за счёт их собственных средств. Также правительство оказывает колхозам и кооперативам большую техническую, финансовую и материальную помощь. После Мартовского пленума в 1965 году и последующих пленумов ЦК КПСС ее масштабы особенно расширились, после которых значительно повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличились капиталовложения с целью проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственной деятельности и мелиорации земель, выросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов.

Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Суть назначения общегосударственных финансов заключается в образовании централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.

Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов.[4.C20]

Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, посёлков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики.

Информация о работе Эволюция теоретических взглядов на экономическую сущность финансов