Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, а также экономической характеристике доходов федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом; рассмотреть доходы федерального бюджета; проанализировать структуру федерального бюджета за 2005-2007 гг., то есть рассмотреть его доходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.

Содержание

Введение. 2
1. Сущность и социально-экономическое значение доходов федерального бюджета. 4
2. Классификация доходов федерального бюджета. 7
Главный администратор доходов бюджета 8
Вид доходов 10
Подвид доходов 13
Классификация операций сектора государственного 14
управления, относящаяся к доходам бюджетов 14
3. Налоги как основной вид доходов федерального бюджета. 15
4. Роль неналоговых доходов в формировании федерального бюджета. 27
5. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета. 30
Доходы федерального бюджета 2005 года. 31
Доходы федерального бюджета 2006-2007 года. 42
Прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на 2008 – 2010 года. 46
6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета. 53
Заключение. 56
Список использованной литературы. 58
Приложение №1…………………………………………………………………
Приложение №2…………………………………………………………………
Приложение №3………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы и кредит.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

При проектировании доходов от уплаты налога на прибыль организаций учтены предполагаемые изменения налогового законодательства, освобождающие от налогообложения дивиденды, получаемые при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.  Выпадающие доходы  федерального бюджета  в 2008 году в материалах, представленных с законопроектом, оценены в  размере 19,8 млрд. рублей.

В объеме поступлений  налога на прибыль организаций  в 2008, 2009 и 2010 годах учтены дополнительные поступления по годовому перерасчету, недоимке и платежам, начисленным по результатам контрольной работы налоговых органов, которые в расчетах остаются неизменными в течение всего анализируемого периода и принимаются на уровне 37,0 млрд. рублей (расчет этих поступлений в материалах к проекту федерального бюджета не приводится). В части поступлений по годовому перерасчету эта сумма должна быть скорректирована с учетом  примененного в расчете налога уровня собираемости налога, однако в расчете этого не сделано. По данным отчетности Федеральной налоговой службы, только сумма к доплате в федеральный бюджет по годовым перерасчетам в последние годы составляла от 10,0 млрд. рублей до 24,4 млрд. рублей.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, прогнозируются на 2008 год в  сумме 442,8 млрд. рублей, что  выше законодательно установленной на 2007 год  суммы на 74,0 млрд. рублей, или на 20,1 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом  составит 204,9 млрд. рублей, или 55,6 %.  При этом в 2009 году  по сравнению с предыдущим годом  доходы увеличатся на 63,2 млрд. рублей, или на 14,3 %, в 2010 году – на 67,6 млрд. рублей, или на 13,4 % соответственно.

Требуют корректировки расчеты поступлений налога от выплат социального характера. По оценке Счетной палаты, произведенной на основе данных Федеральной службы государственной статистики о выплатах социального характера работникам бюджетной сферы за 2006 год, о прогнозируемых темпах роста фонда заработной платы (по данным прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года), коэффициента корректировки фонда заработной платы на суммы, не подлежащие налогообложению, сумм налоговых льгот (по представленным расчетам), средневзвешенных ставок налога и прогнозируемого коэффициента собираемости (по представленным расчетам), поступления от выплат социального характера  могут составить в 2008 году  1,7 млрд. рублей, в 2009 году – 1,9 млрд. рублей, в 2010 году – 2,1 млрд. рублей, против суммы 1,0 млрд. рублей, используемой  в расчетах на  2008 год и на период до 2010 года.

В материалах, представленных с законопроектом,  доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году предусмотрены в размере 1 296,2  млрд. рублей, что ниже законодательно установленной на  2007 год суммы  на 82,5 млрд. рублей, или на 6 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 693,5 млрд. рублей, или 50,3 %.  В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 495,0 млрд. рублей, или на 38,2 %, в 2010 году - на 281,1 млрд. рублей, или на  15,7 % соответственно.

В расчетах налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, предусмотрены значительные дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины: в 2008 году - 329,0 млрд. рублей (25,4  %  прогнозируемой суммы налога), в 2009 году - 373,1 млрд. рублей (20,8 %), в 2010 году - 421,1 млрд. рублей (20,3 %). Обоснований и расчетов этих сумм в материалах к проекту федерального бюджета не приводится.

Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 году планируются в размере 121,0 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 14,7 млрд. рублей, или на 13,8 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 51,9 млрд. рублей, или  48,8 %.  В  2009 году по сравнению с предшествующим годом доходы увеличатся на 17,1 млрд. рублей,  или 14,2 %,  в 2010 году – 20,1 млрд. рублей, или 14,5 % соответственно.

В материалах, представленных  с законопроектом, доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2008 год предусмотрены в размере 872,3 млрд. рублей, что больше законодательно установленной на 2007 год суммы на 179,3 млрд. рублей, или на 25,9 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 456,3 млрд. рублей, или 65,8 %. В 2009  году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 134,0 млрд. рублей, или на 15,4 %, в 2010 году – на 143,0 млрд. рублей, или на 14,2 %, соответственно.

В  материалах, представленных с законопроектом, поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации,  в 2008 году предусмотрены в размере 28,5 млрд. рублей, что выше показателей, утвержденных на 2007 год, на 8,1 млрд. рублей, или на 39,9 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 16,8 млрд. рублей, или 82,4 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом  доходы увеличатся на 4,1 млрд. рублей, или на 14,3 %, в 2010 году – на 4,6 млрд. рублей, или на 14,1 %.

Представленные расчеты поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, по некоторым позициям требуют уточнения. Анализ   расчета поступлений в федеральный бюджет акцизов  свидетельствует, что максимальная  розничная  цена на сигареты с фильтром, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 году  принята в расчете в размере 48,3 рубля за пачку. В то же время согласно данным Федеральной службы государственной статистики в декабре 2006 года  потребительские цены на  импортные сигареты с фильтром  составили 26,62 рубля за пачку.  Применение к этой цене индекса потребительских цен, ожидаемого в 2007 году, и индекса потребительских цен, прогнозируемого на 2008 год, увеличивает ее до 31 рубля. На 2009 год  максимальная розничная цена  импортных сигарет с фильтром прогнозируется  в размере 56,4 рубля за пачку, в 2010 году -  57,7 рубля за пачку.

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, формирующие нефтегазовые доходы федерального бюджета, на 2008 год предусмотрены в размере 860,7 млрд. рублей, что ниже  законодательно утвержденной на 2007  год суммы  на 169,7 млрд. рублей, или на 16,5 %. В 2010 году по сравнению с 2007 годом прогнозируется снижение доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, которое составит 189,1 млрд. рублей, или 18,4 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом доходы сократятся на 17,0 млрд. рублей, или на 2 %, а  в 2010 году  -  на 2,5 млрд. рублей, или на 0,3 %. 

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде природных алмазов) на 2008 год предусмотрены в размере 7,8  млрд. рублей, что выше  законодательно установленной на  2007 год  суммы на 0,4 млрд. рублей, или на 6 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом  составит 1,3 млрд. рублей, или 17,9 %.  В  2009 году  по сравнению с предыдущим годом  указанные доходы увеличатся на  0,4 млрд. рублей, или на  5,6  %, в  2010 году  - на 0,44 млрд. рублей, или на 5,4 %.

Поступления в федеральный бюджет государственной пошлины и сборов на 2008 год прогнозируются в размере 32,2 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 5,9 млрд. рублей, или на 22,5 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом  составит 10,2 млрд. рублей, или 38,9 %. В 2009 и  2010 годах по сравнению с предыдущим годом указанные доходы увеличатся на 2,3 млрд. рублей и 2,1 млрд. рублей, или на 7 % и 6 %, соответственно.

В материалах, представленных с законопроектом, не приводятся расчеты поступлений государственной пошлины в федеральный бюджет в 2008, 2009 и 2010 годах.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в составе бюджетной классификации предусмотрена подгруппа доходов «задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам», однако в федеральном бюджете на 2008 год и на период  до 2010 года поступлений по указанной подгруппе доходов не  планируется, несмотря на то, что доходы федерального бюджета от уплаты отмененных налогов и сборов  в 2006 году составили 5,9 млрд. рублей, за январь – март 2007 года – 1,8 млрд. рублей.

Поступления ввозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2008  году  предусматриваются в размере 493,6 млрд. рублей, что выше законодательно установленной на  2007 год суммы  на 98,3  млрд. рублей, или на 24,9 %. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 192,8 млрд. рублей, или 48,8 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом  указанные  доходы увеличатся  на 51,0 млрд. рублей,  или на 10,3 %,  в 2010 году – на 43,5 млрд. рублей,  или на 8 %.

Поступления в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, формирующих нефтегазовые доходы федерального бюджета,  в  2008 году предусмотрены в размере 950,3 млрд. рублей, что ниже законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 315,9 млрд. рублей, или на 24,9 %. В 2010 году по сравнению с 2007 годом  прогнозируется  снижение доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, которое  составит 334,3 млрд. рублей, или 26,4 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом  указанные доходы сократятся на 17,8 млрд. рублей, или на 1,9 %, а  в 2010 году  - на 0,6 млрд. рублей, или на 0,1.

Доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный, формирующих нефтегазовые доходы федерального бюджета,  предусмотрены в 2008 году в размере 308,1 млрд. рублей, что на 65,8 млрд. рублей, или на 17,6 %, меньше  суммы, утвержденной на 2007 год. В 2010 году по сравнению с 2007 годом прогнозируется  сокращение доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ, которое составит 54,3 млрд. рублей, или 14,5 %. Однако в 2009 году по сравнению с предыдущим годом планируется прирост указанных доходов на  8,0 млрд. рублей, или 2,6 %, в  2010 году  -  3,5 млрд. рублей, или  1,1 %.

Поступления прочих вывозных таможенных пошлин в доход ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008  году предусматриваются в размере 34,6 млрд. рублей, что ниже показателей, утвержденных  на 2007 года на 2,4 млрд. рублей, или на 6,4 %. В 2010 году по сравнению с 2007 годом прогнозируется  снижение   доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин  по товарам, не являющимся углеводородным сырьем и нефтепродуктами,  которое  составит 2,2 млрд. рублей, или 6,1 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом указанные доходы сократятся на 0,8 млрд. рублей, или на 2,2 %, в 2010 году –  увеличатся на 0,9 млрд. рублей, или  на 2,7 %.

В материалах, представленных с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, предусмотрены  в 2008 году в размере 99,3 млрд. рублей, что на 0,5 млрд. рублей, или на 0,5 %, меньше показателей, утвержденных на 2007 год. Прирост доходов в 2010 году по сравнению с 2007 годом составит 2,4 млрд. рублей, или 2,4 %. В 2009 году по сравнению с предыдущим  годом указанные доходы увеличатся на 6,1 млрд. рублей, или на 6,2 %, в 2010 году – уменьшаться на 3,3 млрд. рублей, или на 3,1 %.

6. Современные проблемы и перспективы развития системы доходов федерального бюджета.

 

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

Основными отличительными особенностями подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. являлись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).

Выделение нефтегазовых доходов в отдельный сегмент доходов бюджета вызвано значительной степенью зависимости экономики и государственных финансов как от мировых цен на углеводородное сырье, так и в целом от развития российского сырьевого сектора.

Неустойчивая конъюнктура, в первую очередь на мировом рынке нефти, создает серьезные риски исполнения бюджетных обязательств. В связи с этим, специфическая природа нефтегазовых доходов определила необходимость особого режима управления этими доходами путем создания специализированных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).

Построение «нефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов, снижая их зависимость от колебаний внешней конъюнктуры.

При формировании доходов федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. учитывались сценарные условия социально-экономического развития РФ, а также основные направления налоговой и бюджетной политики.

Прогнозируемое в 2008 году изменение величины основных макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета.

Положительная динамика поступлений в федеральный бюджет, главным образом, будет связана с ростом ВВП и увеличением внешнеторгового оборота.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2010 год, внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров.

На формирование доходов федерального бюджета кроме макроэкономических факторов существенное влияние будет оказывать изменение законодательства РФ о налогах и сборах.

По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенные пошлины. На их долю примерно приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Кроме  того, в 2008 году возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения налоговой ставки в размере 0%  по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.

Информация о работе Экономическая характеристика доходов Федерального бюджета