Этапы развития финансовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………… 3
1. Возникновение финансов 4
2. Понятие и модели финансовой политики 5
3. Классическая теория финансов 8
4. Неоклассическая теория финансов 11
5. Современная финансовая система Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

По предмету: «Финансы»

 

На тему:  «Этапы развития финансовой мысли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………    3

1. Возникновение финансов 4

2. Понятие и модели финансовой политики 5

3. Классическая теория финансов 8

4. Неоклассическая теория финансов 11

5. Современная финансовая система Российской Федерации 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

По вопросу  происхождения термина «финансы»  существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение государства предполагает, кроме  всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению  и перераспределению создаваемых  экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах  с преобладанием натуральных  отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных  отношений, - они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о  финансах, сущности финансовых отношений  видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «… с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение финансов

 

Первоначально термин “финансы” (finansia) возник в торговых городах Италии, где от стал применяться уже в XII—XV вв. Термин означал любой денежный платеж одного экономического агента другому. Впоследствии термин “финансы” стал использоваться для обозначения платежа между физическими и юридическими лицами и государством, то есть налогов, таможенных пошлин и т. д.

Финансы возникают с появлением прибавочного продукта в виде товара, то есть при  переходе от натуральной системы  хозяйствования к товарной. Это обусловлено тем, что при господстве натурального хозяйства все произведенное потребляется самими производителями внутри хозяйства и отсутствуют накопления в денежной форме. При переходе к товарному производству у субъектов создаются фонды денежных средств, которые можно использовать на нужды хозяйствования. Наличие таких фондов — основа возникновения финансовых отношений.

Второе  условие появления финансовой системы  — формирование государства. Именно оно аккумулирует в своих руках  часть денежных фондов производителей и населения (с последующим использованием их на свои нужды), тем самым вступая  с экономическими агентами в финансовые отношения.

Историю развития финансовых отношений условно  можно разделить на три этапа.

Первый  этап — возникновение финансов государства. Он длился до XVIII в. Указанные рамки не означают, что после XVIII в. финансы государства перестали существовать. Нет, речь идет о том, что до отмеченного момента государственные финансы развивались особенно бурно и складывались определенные принципы их функционирования. Еще ученые древнего мира полагали, что развитие государства зависит от состояния его казны, но финансов государства в современном понимании этого слова тогда не существовало.

Дальнейшее  развитие экономических и политических отношений привело к ряду изменений. Главное из них — отторжение монарха  от казны государства. Прежде казна  находилась в собственности монарха. Он был единоличным распорядителем всех доходов государства, и казна, как и государство, рассматривалась  как частная собственность монарха. Такое положение мешало развитию государства, поскольку “львиная”  доля государственных средств использовалось монархом на собственные нужды. Отторжение монарха от казны означало потерю (хотя бы частичную) контроля за использованием средств государства и, соответственно, увеличение средств, которые можно направлять на полезные государству и обществу цели. Отторжение монарха от казны и замена трудовой повинности и оброка на денежные формы налогов были необходимым условием формирования подлинно государственных финансов.

Следующим этапом стало развитие финансов предприятий. С конца XVII до начала XVIII вв. шел бурный процесс становления финансов предприятий. Его главными причинами стали промышленная революция и укрупнение производства в форме мануфактур. Технический прогресс позволил усовершенствовать станки и, увеличив производительность, снизить издержки, наладить промышленное производство товаров в крупных масштабах.

Например, применение ткацкого станка увеличило  производство ткани с одного рулона в несколько месяцев до нескольких рулонов в месяц, а затем —  и до нескольких рулонов в день.

Таким образом, сформировались материально-технические  предпосылки для создания крупных  мануфактур и получения больших  прибылей. Крупные доходы позволили  предприятиям создавать солидные собственные  финансовые резервы, но они же поставили  вопрос об их грамотном использовании  — то есть о проведении предприятиями  собственной финансовой политики. Финансовые резервы предприятия направляли на дальнейшее расширение производства и формирование стратегических запасов. Данный процесс можно определить как процесс укрупнения, концентрации капитала. Укрупнение капитала в различных  формах происходит и в настоящее  время.

В начале XX в. возникает и затем получает повсеместное распространение особая организационно-экономическая форма предприятий — транснациональные корпорации (ТНК). В современной мировой экономике, основным признаком которой стали процессы глобализации, ТНК играют главенствующую роль. Именно они формируют международное разделение труда, оказывают решающее воздействие на мировые товарные, финансовые, валютные и другие рынки.

С середины XX в. происходит развитие финансов домохозяйств [2], связанное с процессами накопления денежных средств и активизации инвестирования со стороны населения. Люди перестали быть только потребителями благ и поставщиками своей рабочей силы, они становятся важнейшими экономическими субъектами. Население инвестирует в производство и во многом влияет на экономические процессы, происходящие как в экономике своей страны, так и в мировой экономике.

Яркий пример ощутимого влияния отдельных  домохозяйств как на экономику страны, так и на мировую экономику — деятельность семей (в широком смысле) Рокфеллеров и Сороса.

2. Понятие и модели  финансовой политики

 

Финансовая  политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование  для осуществления государством его функций. Цель финансовой политики заключается в увеличении объема финансовых ресурсов. Проведение финансовой политики предусматривает три основных этапа:

— определение  целей. На этом этапе формулируются  цели политики и конкретизируются задачи, которые необходимо разрешить для  достижения этих целей;

— определение  инструментов и методов, с помощью  которых данные задачи могут быть разрешены. Можно сказать, что на этом этапе определяются средства достижения целей. Здесь очень важно достичь  соответствия между средствами и  целями;

— управление финансовой деятельностью государства  и других субъектов хозяйствования. Оно осуществляется для достижения наиболее эффективного использования  финансовых ресурсов.

Финансовая  политика сильно зависит от тех методов  и средств, которые применяются  для достижения целей. Можно выделить несколько типов финансовой политики.

Классическая  финансовая политика

Первый  тип — классический. Он основан  на теории свободной конкуренции, основоположниками  которой были великие экономисты А. Смит и Д. Риккардо. Суть данной финансовой политики заключается в минимизации  регулирующего влияния государства. Считалось, что рынок в условиях свободной конкуренции сам преодолеет все проблемы и достигнет наиболее оптимального состояния с максимально  возможным уровнем экономии ресурсов.

Соответственно  при проведении финансовой политики классического типа ставки налогов  и государственные расходы снижались  до минимально возможного уровня. Расходы  государства просто не требовались, поскольку рынок сам должен был  сделать все, что было действительно  необходимо и полезно. В таком  случае если государственные расходы  отсутствуют, то государству не нужны  и доходы и можно отказаться от налогового изъятия части средств хозяйствующих субъектов.

Кроме того, еще одной причиной практически  полного отказа от использования  налогов было наличие самого рынка  свободной конкуренции, в котором  вмешательство государства (в форме  налоговых изъятий) могло только помешать нормальному развитию предпринимательства.

Главное условие финансового регулирования  в этой модели — соответствие государственных  расходов доходам.

Регулирующая  финансовая политика

Второй  тип финансовой политики государства  — регулирующее воздействие государства. Данный тип политики является полной противоположностью классическому  типу. Его теоретический базис  составили идеи и труды Дж. М. Кейнса, которые получили практическое применение во время правления президента США Ф. Рузвельта. К 30-м гг. XX в. стало очевидно, что совершенной конкуренции не существует и рыночная экономика не может самостоятельно справиться с кризисными ситуациями. Более того, рыночная система хозяйствования вовсе не гарантирует максимального уровня эффективности в процессе использования ресурсов. В результате была предложена новая стратегия государственной политики в области финансов и регулирования экономики.

Суть  регулирующего типа финансовой политики сводится к необходимости активного  вмешательства государства в  экономические процессы. Государство  должно создавать дополнительный спрос  путем увеличения своих расходов. Соответственно, государство должно иметь дефицит государственного бюджета, то есть расходы должны превышать  доходы. Стоит заметить, что еще  в XIX в. об этом же говорил великий русский политик и экономист С.Ю. Витте.

Толчком к появлению теории Кейнса послужил экономический кризис, разразившийся в США в 1929—1933 гг. и названный “Великой депрессией”. Следует отметить, что, используя данную теорию, правительство США с помощью больших государственных расходов, масштабного разворачивания общественных работ сумело активизировать экономику и вывести страну из экономической депрессии.

Именно  в рамках правительственной программы  общественных работ в те годы была в основном построена американская сеть федеральных шоссейных дорог, которая и в наши дни представляет собой пример отменного качества и комфорта. Но у этой программы  правительственных расходов есть еще  один, более глубокий и существенный смысл, если взглянуть на нее с  точки зрения экономической теории. Дороги — элемент инфраструктуры экономики, причем чрезвычайно низкорентабельный (срок окупаемости затрат на их строительство может превышать 25 и более лет). Частный капитал, тем более ослабленный экономическим кризисом, в принципе, не будет замораживать средства в подобных долгосрочных проектах. Но без хороших дорог экономика не может успешно развиваться. Поэтому американский пример, когда государство берет на свои плечи расходы по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для развития экономики в целом, подтверждает положение, что рынок не в состоянии регулировать все сферы экономики. Следовательно, участие государства (прямое и косвенное) в экономике не только желательно, но и неизбежно по объективным причинам.

Планово-директивная  финансовая политика

Планово-директивная  финансовая политика реализовывалась  в рамках социалистической системы  хозяйствования, когда все управление финансовыми потоками страны осуществлялось из единого центра. Для данной политики характерны большие государственные  расходы и отсутствие дефицита государственного бюджета. Такая финансовая политика применялась в нашей стране периода  существования Советского Союза. Ее достоинство заключалось в использовании  всех финансовых ресурсов для достижения целей государства, чего не могла  гарантировать ни одна другая система  финансовых взаимоотношений. Кроме  того, с помощью аккумуляции всех ресурсов страны государство могло  проводить активную социальную политику, снижая социальную напряженность и  более эффективно перераспределяя  доходы населения страны.

Информация о работе Этапы развития финансовой мысли