Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы — проанализировать возможности внедрения гендерного подхода в классно-урочную систему при изучении химии в средней школе.
Задачиработы:
-раскрыть гедерный подход в образовании как научно-педагогическую проблему;
- выявить специфику гендерного образования в современных условиях;
- разработать методы реализации гендерного образования на уроках
химии;
Введение………………………………………………………………4
1. Цель гендерного подхода в образовании…………………….......5
2. История смешенного образования……………………………….6
3. Природа гендерных различий…………………………………….7
3.1 Гендерные различия в деятельности мозга…………………….7
3.2 Гендерное измерение…………………………………………….8
4. Гендерный подход в обучении и воспитании……………………9
4.1 Основные принципы гендерной модели образования…………9
4.2 Деформация социального опыта мальчиков……………………10
4.3 Особенности девочек при совмесном обучении……………….11
4.4 Изменение социальных ролей в старшей школе……………….12
4.5 Феминизация мальчиков…………………………………………12
4.6 Депривация потребностей девочек……………………………...13
5. Гендерный подход в обучении химии……………………………14
5.1 Приемы и методы работы на уроках необходимые
для мальчиков ……………………………………………………….15
5.2 Приемы и методы работы на уроках необходимые
для девочек…………………………………………………………….15
6. Противоречия между содержанием и формами обучения………17
7. Гендер и проблемы развития современного общества…………..18
7.1 Роль учителя……………………………………………………….21
7.1 Роль родителей…………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………24
вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования. [2]
4.2 Деформация социального опыта мальчиков
Кроме того, преимущественно
женский состав педагогических коллективов
лишает мальчиков делового взаимодействия
с мужчинами, деформирует их социальный
опыт. В школе мальчики приобретают
и закрепляют опыт подчинения взрослой
женщине, что приводит к формированию
специфических типов мужского поведения:
феминизированного, излишне послушного
и робкого или, напротив, активно протестующего
«хулигана», что выражается и во взаимодействиях
с девочками. [5]
Организованная женщинами-учительницами
общая жизнедеятельность мальчиков в
школе резко ограничивает их двигательную
активность. В современной системе образования
преобладает тенденция удержания в течение
длительного времени всех учащихся в сидячем,
скованном положении (то есть в состоянии
вынужденной гипокинезии), которое, по
данным специальных исследований В.Ф.
Базарного , в десятки раз превышает их
физиологические потребности. Последнее
особенно тяжело переносится мальчиками.
Вынужденная гипокинезия обусловливает
состояние перманентного стресса, а затем
и дистресса, созданного эмоциональным
перенапряжением в условиях нефизиологичной
двигательной депривации. В ряде случаев
это явление сопровождается вытеснением
эмоционального перенапряжения на психосоматический
и психоневрологический уровень реагирования,
с чем, по-видимому, может быть связано
увеличение количества нервно-психических
дисфункций среди школьников. [4]
4.3 Особенности девочек
при совместном обучении
Особенности девочек
в совместном классе оказываются также неучтенными.
Выявленные в психологических исследованиях
особенности поведения девочек – чувство
взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества
соревнованию как стиля учебной деятельности,
быстрая адаптация к требованиям, направленность
на практические аспекты знаний, их вербализация
и одновременное стремление к применению
их в жизни, по существу не учитываются
в обучении. В среднем и особенно в старшем
школьном возрасте девочки часто становятся
невидимыми членами класса, опасаясь показывать
свои знания. [6]
До 5–6 класса девочки, как правило, доминируют
физически, интеллектуально, социально.
Они более покладисты, успешны, исполнительны,
ориентированы на общение, что позволяет
им занимать ведущие социальные роли.
Мальчики же с первых классов обычно отстают
от девочек и в учебе и в дисциплине, а
к 5–6 классам стереотипно становятся
нарушителями школьных правил, так называемой
головной болью школы. [8]
Период оформления половозрастной идентичности,
совпадающий с периодом средней школы
(5–8 класс), характеризуется изменением
прежде всего межличностных отношений.
Ведущей деятельностью становится общение.
При этом у девочек, в связи с опережающим
физическим и речевым развитием, определяется
тенденция к превосходству над мальчиками
в их социальных позициях. У мальчиков
в этот же период проявляется тенденция
к избеганию общения с противоположным
полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно
агрессивно окрашенными контактами вплоть
до полного размежевания (Б.И. Хасан, А.В.
Дорохов ). Обособление девочек носит явно
дискриминационный по отношению к мальчикам
характер, но при этом девочки продолжают
активно стремиться к общению с мальчиками,
но это общение строится на авторитарных
началах. Это обстоятельство – одна из
причин снижения мотивации учения во втором
школьном возрасте, следствием чего является
феномен отчуждения от школы, часто наблюдаемый
в средних классах, особенно у мальчиков. [3]
4.4 Изменение социальных
ролей в старшей школе
К возрасту 9–10
классов (15–16 лет) социальные роли и
поведение мальчиков и девочек резко меняется.
Девочки из «законопослушных» часто превращаются
в проблемных субъектов школы, средне-
и плохо успевающих, иногда агрессивных,
проявляющих тенденцию к мужскому типу
поведения, а юноши либо делают резкий
скачок в учебной деятельности и начинают
учиться углубленно и осознанно, либо
вообще уходят из школы. [2]
4.5 Феминизация мальчиков
В младших классах специфические
познавательные потребности мальчиков
нередко игнорируются педагогами- женщинами,
поскольку стратегия
4.6 Депривация потребностей девочек
Как показали нейропсихологические исследования,
мальчики мыслят и принимают решения
быстрее, им надоедает слушать повторное
объяснение материала, которое зачастую
бывает необходимым для девочек. Поэтому
девочки в средних и старших классах оказываются
в ситуации некоторой депривированности,
у них ограничено время на понимание и
выполнение заданий, они меньше участвуют
в обсуждении совместной работы, которые
им особенно необходимы для успешной учебы.[9]
5. Гендерный подход в преподавании химии
Гендерный подход рассматривается
как направление исследования, согласно
которому все аспекты социальности и культуры
могут иметь гендерное измерение. Базисом
гендерного подхода выступает представление
о том, что почти все традиционно считающиеся
«естественными» различия между полами
имеют под собой не биологические, а социальные
основания[10].
В настоящее время в РБ наблюдается достаточно
активный процесс интеграции гендерных
курсов в систему высшего образования.
Однако в среднем школьном образовании
их преподавание является еще большой
редкостью. На Западе же гендерное образование
и воспитание начинаются с детского сада
и школы.
В связи с этим очень трудно включить новую
проблематику, новые часы в учебно-тематические
планы. Но возможно внедрение в образовательные
программы изучение межпредметных гендерных
аспектов, путем:
— включения отдельных тем гендерной
проблематики в общий курс по химии в школе;
— можно также включать гендерные
сюжеты в контекст изложения, при объяснении
отдельных тем;
— через интегрированные курсы
с включением гендерных вопросов в основные
курсы;
— внедрение гендерной проблематики
во внеклассную работу.[5]
Примерная программа предусматривает
выделение двух самостоятельных, связанных
межу собой этапов.
Первый этап (7-8 кл.) носит преимущественно
пропедевтический характер, связанный
с проблемами социализации младших подростков.
На этом этапе необходимо обеспечить учеников
основам знаний, дать учащимся базу знаний,
на которые они будут опираться при дальнейшем
изучении химии.
Второй этап (9-11 кл.) ориентирован
на более сложный круг вопросов и не только
сопровождает процесс социализации, но
и способствует предпрофильной подготовке
учащихся. На втором этапе последовательность
изучения учебного материала определяется
с учетом возрастных рубежей изменения
социального статуса (расширение дееспособности),
социального опыта, познавательных возможностей
учащихся.[7]
На каждом из этапов реализуются
межпредметные связи с курсом биологии
другими учебными дисциплинами.[2]
5.1 Приемы и методы работы
на уроках необходимые для мальчиков
В классах мальчиков необходимо
предложить высокий темп подачи материала
с широким спектром разнообразной
нестандартно поданной информации. Обязательно
разнообразие и постоянное обновление
предлагаемых для решения задач с большим
количеством логических заданий и минимальным
повторением пройденного материала. Работа
на уроке должна строиться в режиме поисковой
активности с акцентом на самостоятельность
принимаемых решений. Формулирование
правил, выявление закономерностей и осмысление
теоретического материала проводить после
практической работы, то есть через опыт.
В работе с мальчиками целесообразно дозированная
эмоциональность в подаче учебного материала,
«включение » положительной эмоциональной
окраски материала после его логического
осмысления. Кроме того, можно использовать
групповые формы работы с обязательной
сменой лидера. Оценка полученных результатов
в дискуссиях, то есть вербальных результатов,
может быть положительной или отрицательной,
но обязательно конкретной и конструктивной. Необходимо делать упор на визуальную
информацию, располагаемую столбиками.[4]
5.2 Приемы и методы
работы на уроках необходимые для девочек
В классах девочек необходимо
предложить размеренный темп урока и предъявления
нового материала с достаточным количеством
повторений для лучшего его усвоения.
При этом объем и разнообразие нового
материала дозировать, использовать и
типовые задания, облегчающие манипулирование
ранее полученными знаниями. Активное
использование речевых навыков с объяснением,
повторением, запоминанием и формулированием
правил и последующим обучением применению
их на практике. Положительная эмоциональная
окрашенность подачи нового материала
необходима как для девочек, так и для
мальчиков, но в другой последовательности:
от эмоционального восприятия материала
к его логическому осмыслению. Обязательным
на уроках для девочек использование большого
количества наглядного материала, продуктивным
– обучение с опорой на зрительную память.
Групповые формы работы также могут быть
эффективными, но акцент должен быть сделан
на взаимопомощь. Любая выполненная работа
девочек требует эмоциональной оценки
с обозначением перспективы. Все примеры
должны носить конкретный характер, а
визуальную информацию лучше располагать
в горизонтальном направлении. При работе
желательно использовать наглядность
разных цветов.[4]
6. Противоречие между
содержанием и формами обучения
В целом, в системе образования
существует парадоксальное явление: образование
в нашей стране – мужское по
своему содержанию, так как учебные
планы, учебные предметы имеют определенную
технократическую, естественнонаучную
тенденцию и построены с расчетом включения
подготовленного ученика в технологические
процессы. Вследствие этого являются предпочтительными
и мужские стили познания, а также маскулинные
качества личности. Но формы организации
обучения, способы передачи знаний выстроены
таким образом, что являются преимущественно
женскими по своим психофизиологическим
параметрам, особенно в начальной школе.
В связи с этим, с наибольшими трудностями
в начальной школе сталкиваются мальчики,
так как их психофизиологические особенности
часто мешают им быть «примерными» учениками.
В средней школе картина меняется, так
как на первый план выходят другие подходы
в обучении, преимущественно мужские,
и на втором плане оказываются девочки. [2]
7 . Гендер и проблемы развития современного общества
Современная наука различает
термины «пол» и «гендер» (gender).
Первое использовалось для обозначения
анатомо-физиологических
Но кроме биологических отличий между
полами существуют также разделение их
социальных ролей, различия в поведении
и эмоциональных характеристиках. Для
обозначения социального взаимодействия
мужчин и женщин и было заимствовано английское
слово «гендер». Быть в обществе женщиной
или мужчиной означает не просто обладать
различными анатомическими особенностями
– это означает обладать предписанными
им различные гендерные роли. [1]
Внедрение категории «гендер» в педагогический
процесс имеет принципиальное значение,
поскольку в школе формируются многие
представления о профессиональном самоопределении,
жизненной стратегии, доступе к ресурсам
и власти, имеющие в основе социополовую
ориентацию. Развитие гендерного образования
в школе позволит сформировать представление
о том, что пол не является основанием
для дискриминации по какому-либо критерию
или показателю, что он дает возможность
женщине и мужчине пользоваться правами
человека и свободного выбора путей и
форм самореализации на уровне своей неповторимой
индивидуальности.[3]
Гендерное образование в узком смысле
– это прежде всего просветительские
программы по гендерной проблематике,
которые читаются в различных вариантах
для студентов, как правило, социогуманитарных
специальностей. В более широком понимании,
гендерным обозначают образование, которое
содействует формированию гендерного
равенства и способствует преодолению
негативных гендерных стереотипов. В этом
смысле гендерное образование не обязательно
должно выражаться в каких-то конкретных
образовательных программах, оно как бы
«разлито» присутствует в процессах обучения
и воспитания и является частью идеологии
высшего образования[1].
Основное содержание гендерной тематики
связано с идеей утверждения прав и возможностей
самореализации человека независимо от
его половой принадлежности. Т.е. в рамках
гендерного направления основной задачей
является не только изучение закономерностей
формирования и развития характеристик
личности как представителя определённого
пола (обусловленных явлениями половой
дифференциации и стратификации), но и
конкретизация путей и способов достижения
гендерного равенства.
Овладение основами гендерных знаний
соответствует основным целям модернизации
высшего образовании и отвечает задачам
внедрения принципов Болонского соглашения
в учебный процесс и повышения качества
университетского образования. Гендерное
образование направлено на стимулирование
навыков анализа социальной реальности
и индивидуального опыта мужчин и женщин
с целью преодоления последствий несправедливой
дифференциации мужских и женских ролей
и неравенства их статусных позиций. В
гендерном образовании одна из важных задач общей
программы построения гражданского общества
в России, развития и укрепления демократических
идей и взглядов в нашей стране. Поэтому
гендерные курсы и дисциплины вносят значимый
вклад в формирование таких базовых компетенций,
как:
— гражданственность;
— гуманистическая ориентированность;
— готовность к социально-культурному
диалогу;
— способность к критическому
осмыслению своего профессионального
и личного социального опыта[2].
Гендерное образование, особенно если
оно адресовано и девочкам, и мальчикам,
может быть положительной силой, способствующей
созданию гендерного равенства в современном
обществе. Уменьшая гендерные стереотипы,
гендерное образование помогает детям
в достижении подлинного гражданского
равенства, при котором мужчины и женщины
сосуществуют в духе сотрудничества и
уважения.[4]
Гендерное образование начинается привлечения
внимания к вопросам половых ролей. Это
означает признание отрицательного воздействия
гендерных стереотипов и устранения неравенства,
связанного с ними. Результатом гендерного
образования для девочек является большая
уверенность в себе, настойчивость, независимость
и участие в общественной деятельности.
Результатом для мальчиков является преодоление
страха неудачи, умение справляться с
агрессией, повышение степени социализации
и ответственности и большее внимание
частной сфере.
Важной функцией гендерного образования
является отделение фактов от убеждений
и мнений. При помощи анализа историй или
собственных поступков дети могут быстро
принять за норму тот факт, что девочки
могут вести себя как мальчики, а мальчики
могут быть чувствительны и ранимы. Все
дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных
и уникальных личностей, обладающих различными
качествами. Стереотипы и устойчивые ожидания,
связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать
развитию личности и реализации полного
потенциала как девочек, так и мальчиков.
Гендерное образование – это непрерывный
процесс, который не может быть ограничен
определенными видами образовательной
деятельности. Учителя должны избегать
стереотипизации половых ролей, с детства
и предоставлять девочкам и мальчикам
равные возможности для участия и взаимодействия
в любом виде деятельности. Девочек следует
вовлекать в учебные занятия и занятия
спортом, в то время как мальчики должны
участвовать в деятельности, связанной
с заботой о ком-либо. И тех, и других следует
вовлекать в участие во всех видах деятельности,
например, в хорах, постановках и танцах,
столярной работе, приготовлении пищи,
турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны
получать положительную ответную реакцию
за свои достижения, а мальчики – за заботливость
и проявление солидарности.[4]
Другой важной целью гендерного образования
является помощь детям в признании социальной
ценности традиционных женских занятий,
таких как материнство, и качеств, таких
как забота, внимание, сотрудничество
и терпимость. Это признание может привести
к подлинному партнерству между мужчинами
и женщинами, что является основной целью
гендерного образования. Таким образом,
дети узнают о том, что различный вклад
мужчин и женщин в семью и общество равным
образом важны и что и мужчины, и женщины
имеют равные права и несут равную ответственность.[3]
Чтобы гендерное образование было эффективным,
педагоги должны признать собственные
гендерные стереотипы и подумать о том,
отражают ли их методы обучения, язык и
взаимодействие с мальчиками и девочками
то гендерное равенство, которое они продвигают[5]
7.1 Роль учителя
Необходимо отметить, что
большая роль в гендерном образовании,
отводится учителю, перед которым
ставится непростая задача преодоления
формализма в обучении и воспитании,
поворота к интересам и потребностям
конкретного ребенка, к умению видеть,
слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные
и возрастные особенности вне зависимости
от пола. С этой целью в школе созданы все
возможные условия для повышения информированности
учителя по вопросам гендерного обучения
и сохранения здоровья учащихся в образовательном
процессе, по результатам школьного мониторинга
для внесения своевременных коррективов
в работу. [5]
7.2 Роль родителей
Немаловажным фактором в
проводимом эксперименте является участие
родителей в воспитательном и образовательном
процессах. Родители участвуют в педсоветах
по вопросам раздельного обучения, для
них проводятся семинары по соответствующей
тематике и тренинги детско-родительских
отношений с акцентом на гендерные подходы
в воспитании, помогающие формированию
гендерных ролей в семье. [3]
Заключение
Чтобы конкретизировать резул
Социальные статусы и позиции мужчин
и женщин в публичных и приватных сферах
жизнедеятельности не должны выстраиваться
по принципу иерархичности. Другими словами,
ни в общественном устройстве, ни на уровне
групп и личностей нет убедительных оснований
для того, чтобы мужчины, либо женщины
занимали доминирующие позиции в общественной
или частной жизни. В рамках гендерного
подхода утверждается, что ни один пол
не имеет права доминировать над другим,
отношения между представителями разных
полов должны выстраиваться на основе
паритета, равенства прав и возможностей.
Партнерская модель отношений между мужчинами
и женщинами, гендерными группами должна
стать основной, а эгалитарные представления,
отражающие равенство полов (т.е. отсутствие
иерархичности статусной дифференциации
ролей мужчин и женщин) должны разделяться
подавляющим большинством членов общества.[3]
Биологические особенности каждого пола
не могут быть основанием и оправданием
ситуаций гендерного неравенства. Недетерминированность
социальных ролей полом их носителя показывает,
что человек выполняет ту или иную роль
не потому, что исполнение этой роли задано
его половой принадлежностью, а потому,
что этому способствуют склонности, желания,
мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.
Кроме общих компетенций в рамках каждого
гендерного курса должен быть выделен
перечень предметно-специализированных
(профессиональных) компетенций, владение
которыми выпускнику поможет быть более
успешным в профессиональной деятельности[5].