Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа
Если проследить развитие искусства крашения на протяжении столетий, то можно отметить два периода. Первый, начиная с зарождения человечества и вплоть до 1859 года – исключительное применение красителей минерального, растительного или животного происхождения. В старинных культурах Европы, Египта, Азии, Центральной и Южной Америки были известны методы крашения хлопка, шерсти и льна. В античные времена из пурпурных улиток, обитающих и сейчас в Средиземном море, добывали ценный пурпур. Он был настолько дорог, что использование окрашиваемых им тканей было привилегией королей. Для крашения применяли красный краситель из корней морены ализарин, экстракты красильной вайды и индигоидных растений – индиго, дающий очень прочную синюю окраску. Шафран применялся греками, кермес – римлянами, в Индии получали индийский жёлтый из мочи коров, которых кормили листьями манго. Эти красители добывали в небольших количествах. Они были очень дороги и не могли удовлетворять потребности развивающейся текстильной промышленности
1. Введение
1.1. Краткая историческая справка
1.2. Современные проблемы производства и применения красителей
1.3. Актуальность темы и цель работы
2. Современная классификация синтетических красителей и их св-ва
2.1. Тип классификации
2.1.1. Химическая классификация красителей
2.1.2. Техническая классификация красителей
2.2. Свойства и строение синтетических красителей
2.2.1. Номенклатура красителей
2.2.2. Связь между строением и цветом вещества
2.2.3. Светопрочность красителей
2.3. Общие реакции получения красителей
2.4. Применение синтетических красителей
3. Реакции азосочетания. Азокрасители
3.1. Азокрасители.
3.2. Реакция диазотирования
3.3. Реакция азосочетания
3.4. Механизм реакции азосочетания
3.5. Продукты для холодного крашения
4. Экспериментальная часть
4.1. Синтез 3-окси-4-карбоксиазобензола
5. Выводы
6. Список литературы
Содержание
1. Введение
1.1. Краткая историческая справка
1.2. Современные
проблемы производства и
1.3. Актуальность темы и цель работы
2. Современная
классификация синтетических
2.1. Тип классификации
2.1.1. Химическая классификация красителей
2.1.2. Техническая классификация красителей
2.2. Свойства
и строение синтетических
2.2.1. Номенклатура красителей
2.2.2. Связь между строением и цветом вещества
2.2.3. Светопрочность красителей
2.3. Общие реакции получения красителей
2.4. Применение синтетических красителей
3. Реакции азосочетания. Азокрасители
3.1. Азокрасители.
3.2. Реакция диазотирования
3.3. Реакция азосочетания
3.4. Механизм реакции азосочетания
3.5. Продукты для холодного крашения
4. Экспериментальная часть
4.1. Синтез 3-окси-4-карбоксиазобензола
5. Выводы
6. Список литературы
1. Введение
1.1. Краткая историческая справка.
Радость от
восприятия цвета – одно из
старейших культурно-
Если проследить
развитие искусства крашения
на протяжении столетий, то можно
отметить два периода. Первый,
начиная с зарождения
Открытие Америки принесло ряд ценных продуктов – кошениль, из которого выделяли карминовую кислоты – алый краситель, который до сих пор ещё применяется для губной помады, красное дерево бразилин и синий сандал. Только последние сто лет из этих природных препаратов были выделены собственнокрасящие вещества и установлено их строение. Неорганические пигменты – берлинская лазурь, марганцевый пигменты и другие стали использовать лишь в начале XIX века.
Второй период
– применение искусственных
Когда в
50-х годах XIX столетия органическая
химия начала своё
После установления формулы бензола Кекуле было получено множество искусственных красителей. При синтезах исходили из ароматических веществ, содержащихся в каменноугольной смоле, поэтому их назвали смоляными красителями. На русском языке принят термин анилиновые красители. Производство анилиновых красителей было первым промышленным производством органических соединений, и послужило исходным пунктом химической индустрии после открытия в 1842 году знаменитым русским химиком Н. Н. Зининым способа получения анилина из нитробензола.
Первый синтетические красители – фуксин, мовеин, анилиновый жёлтый были получены в конце 50-х годов XIX века, а уже в 70-х годах возникает промышленное производство синтетических красителей.
Мировое производство
синтетических красителей в
1.2. Современные
проблемы производства и
Возникновение и развитие новых отраслей промышленности, создание новых материалов требует создания новых видов красителей для этих материалов. Появляются новые красители для различных видов полимерных материалов, для новых видов синтетических волокон и.т.д.
Разрабатываются
новые принципы крашения
Усилия исследователей
направлены на улучшение
1.3. Актуальность
темы по синтетическим
Новые материалы
требуют новых красителей, а потому
тема по синтезу красителей
всегда остаётся актуальной. Цель
данной работы – синтез 4-окси-3-карбоксиазобензола,
который является
2. Современная
классификация синтетических
2.1. Типы классификации
2.1.1. Химическая классификация красителей
В химической
классификации красители
Органические
красители построены очень
Химическая
классификация облегчает
1. Нитрокрасители.
В этих красителях имеются электроноакцепторные
заместители нитрогруппы - . Представитель
этой группы – краситель нафтоловый жёлтый
(динатриевая соль 2,4-динитро-1-нафтол-7-
2. Нитрозокрасители.
Они содержат нитрозогруппы – NO. Представители
этой группы – производные 1-нитрозо-2-нафтола
3. Азокрасители.
В их хромофорную систему входит азогруппа
?N ? N?. Представители этой группы – кислотный
синий 2К
и конго красный
4. Арилметановые
красители. Их основу составляют молекулы
диарил- или триарилметана (I и II) либо фенилксантена
(III). Хромофорную систему образует система
сопряжённых связей с электроноакцепторными
и электронодонорными заместителями (X
? O, NH):
Представители
этой группы – кислотный ярко-
5. Хинониминовые
красители. В их молекуле имеются хинониминовые
группы
Представитель
этой группы – краситель
6. Сернистые красители. Они объединены по способу получения осернением ароматических амино- и нитросоединений. Химическое строение большинства сернистых красителей не установлено. Представители этой группы – сернистый чёрный, получаемый осернением 2,4-динитрофенола, и сернистый коричневый Ж, получаемый осернением 2,4-динитротолуола.
7. Антрахиноновые
красители. Являются производными антрахинона
Представители
этой группы – ализарин (I) и
кислотный зелёный
8. Кубовые полициклокетоновые
красители. Молекулы их
9. Индигоидные
красители. В основе строения этих красителей
лежит структура молекулы индиго (I) или
тиоиндиго (II):
10. Фталоциановые
красители. Являются производными фталоцианина
2.1.2. Техническая классификация красителей
Химическая
классификация отражает
Крашение
– сложный процесс, в котором
краситель может
В простейшем случае краситель растворяют в воде и ткань окрашивают, погружая в красильную ванну. Другие красители требуют предварительной обработки ткани специальными веществами – протравами. Третьи нуждаются в последующей обработке для закрепления красителя на волокне. Существуют группы красителей, нерастворимых в воде. Их переводят в раствор восстановлением в форму лейкосоединения, и в таком виде они переходят на волокно. При последующем окислении они переходят в краситель непосредственно на волокне. Некоторые красители синтезируют на самом волокне: ткань пропитывают последовательно растворами промежуточных продуктов, которые реагируют между собой на волокне, образуя краситель.
Ряд нерастворимых
в воде красителей
По технической
классификации красители
1. Кислотные
красители, окрашивающие
2. Основные красители,
окрашивающие в нейтральном
3. Прямые красители, окрашивающие хлопчатобумажные волокна в нейтральном или слабощелочном растворе.
4. Протравные
красители, окрашивающие
5. Активные красители,
окрашивающие целлюлозные
6. Кубовые красители,
окрашивающие целлюлозные