Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:34, реферат
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
1 Записать химические уравнения процесса.
2 Произвести формализацию реакции (процесса).
3 Сформулировать кинетическую модель процесса.
4 Влияние параметров изучаемого процесса на удельную производительность реакторов
4.1 начальной концентрации (парциального давления) реагентов
4.2 избытка второго реагента
4.3 степени конверсии сырья
4.4 температуры
5 Влияние на селективность параметров изучаемого процесса в реакторах
5.1 начальной концентрации (парциального давления) реагентов
5.2 избытка второго реагента
5.3 степени конверсии сырья
6 Влияние на селективность типа реактора и способа введения реагентов
7 Влияние на селективность температуры
8 Выбор на основании проведенного анализа двух наилучших варианта
Министерство по образованию и науке РФ
Федеральное государственное бюджетное образование
учреждение высшего профессионального образования
Кафедра<<Теория процессов переработки природных энергоносителей и
углеродных материалов>>
Реферат по теме: <<Каталитический риформинг>>
по дисциплине << Моделирование нефтехимических
процессов>>
.
2012
Содержание
1 Записать химические уравнения процесса.
2 Произвести формализацию реакции (процесса).
3 Сформулировать кинетическую модель процесса.
4 Влияние параметров
изучаемого процесса на
4.1 начальной концентрации (парциального давления) реагентов
4.2 избытка второго реагента
4.3 степени конверсии сырья
4.4 температуры
5 Влияние на селективность
параметров изучаемого
5.1 начальной концентрации (парциального давления) реагентов
5.2 избытка второго реагента
5.3 степени конверсии сырья
6 Влияние на селективность
типа реактора и способа
7 Влияние на селективность температуры
8 Выбор на основании
проведенного анализа двух
Введение
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.
При применении каталитического риформинга для облагораживания бензиновых фракций с получением ароматических УВ могут в той или иной мере протекать следующие целевые реакции:
Основные нежелательные реакции процесса – это реакции гидрокрекинга и гидрогенолиза парафинов, а также реакции конденсации и полимеризации, приводящие к образованию на катализаторе продуктов уплотнения – кокса, отлагающегося на поверхности катализатора.
1 Основные реакции каталитического риформинга
Бензиновые фракции разных нефтей отличаются по содержанию нормальных и разветвленных парафинов, пяти- и шестичленных нафтенов, а также ароматических углеводородов. Однако распределение углеводородов в каждой из этих групп в достаточной мере постоянно. За исключением бензинов нафтеновых нефтей, производство которых весьма ограниченно, среди парафинов значительно преобладают углеводороды нормального строения и монометилзамещенные структуры. Относительное содержание более разветвленных изопарафинов невелико. Нафтены представлены преимущественно гомологами циклопентана и циклогексана с одной или несколькими замещающими алкильными группами. Такой состав, при содержании 50-70% парафинов и 5-15% ароматических углеводородов в бензинах, обусловливает их низкую детонационную стойкость. Октановые числа бензиновых фракций, подвергаемых каталитическому риформингу, обычно не превышают 50.
Каталитический риформинг - сложный химический процесс, включающий разнообразные реакции, которые позволяют коренным образом преобразовать углеводородный состав бензиновых фракций и тем самым значительно улучшить их антидетонационные свойства.
Основой процесса служат три типа реакций. Наиболее важны перечисленные ниже реакции, приводящие к образованию ароматических углеводородов.
Дегидрирование шестичленных нафтенов, формула 1
(1)
Дегидроизомеризация пятичленных нафтенов, формула 2
(2)
Ароматизация (дегидроциклизация) парафинов, формула 3
(3)
Изомеризация углеводородов - другой тип реакций, характерных для каталитического риформинга. Наряду с изомеризацией пятичленных и шестичленных нафтенов, изомеризации подвергаются как парафины, так и ароматические углеводороды.
Рисунок 1 – изомеризация
парафинов и ароматических
Существенную роль в процессе играют также реакции гидрокрекинга. Гидрокрекинг парафинов, содержащихся, в бензиновых фракциях, сопровождается газообразованием, формула 4
С8Н18 + Н2 → С5Н12 + С3Н8 (4)
что ухудшает селективность процесса. С другой стороны, аналогичная реакция гидродеалкидирования алкилбензолов позволяет увеличить выход низкомолекулярных гомологов бензола, которые представляют наибольший практический интерес, формула 5
С6Н5С3Н7 + Н2 → С6Н6 + С3Н8 (5)
Протекают также реакции, приводящие к раскрытию циклопентанового кольца и к превращению пятичленных нафтенов в парафины, формула 6
(6)
Элементарные стадии ряда
приведенных реакций
Сырье каталитического риформинга обычно подвергают гидрогенизационной очистке, после чего в нем остается крайне незначительное количество примесей, в частности серо- и азотсодержащих соединений, являющихся каталитическими ядами. В условиях каталитического риформинга они подвергаются гидрогенолизу с отщеплением сероводорода, формула 7, и аммиака, формула 8
RSR + 2Н2 → 2RH + H2S (7),
RNHR + 2H2 → 2RH + NH3 (8)
1.2 Превращения шестичленных нафтенов
1.2.1 Реакции дегидрирования
Дегидрирование шестичленных нафтенов - основное направление их превращения в условиях каталитического риформинга. Скорости дегидрирования шестичленных нафтенов на платиновых катализаторах риформинга весьма велики и намного превышают скорости их дегидрирования на других металлических и оксидных катализаторах, показанную в таблице 2.
Таблица 2 − Сравнительная активность катализаторов в реакции дегидрирования циклогексана.
Катализатор |
* r, моль/(г· с) |
Катализатор |
* r,моль/(г· с) |
34% Сr2O3/Al2O3 |
0,5 |
1% Pd/Al2O3 |
200 |
10% MoO3/Al2O3 |
3 |
5% Ni/SiO2 |
320 |
5% Ni/Al2O3 |
13 |
1% Rh/Al2O3 |
890 |
5% Co/Al2O3 |
13 |
0.5 Pt/Al2O3 |
1400-4000 |
Достаточно отметить, что скорость дегидрирования циклогексана на платиновых катализаторах в 500-1300 раз больше скорости той же реакции на алюмомолибденовом катализаторе, который сравнительно недавно еще применялся в процессе риформинга бензиновых фракций. При таких скоростях реакции степень дегидрирования шестичленных нафтенов может в значительной мере предопределяться условиями химического равновесия для той реакции.
Химическое равновесие. Реакции дегидрирования шестичленных нафтенов в ароматические углеводороды обратимы, формула 9
(9)
Зная константу равновесия Кр,
(10)
Ниже приведены логарифмы констант равновесия для реакций дегидрирования циклогексана и некоторых его гомологов при температурах от 400 до 550 °С, таблица 3
Таблица 3 – Логарифмы констант равновесия для реакций дегидрирования циклогексана и некоторых его гомологов
Углеводороды |
408 °С |
450 °С |
500 °С |
550 °С |
Циклогексан |
3,70 |
4,88 |
5,91 |
6.82 |
Метилциклогексан |
4,19 |
5,36 |
6,33 |
7,28 |
Этилциклогексан |
4,23 |
5.36 |
6,34 |
- |
н – Пропилциклогексан |
4,26 |
5,39 |
6,37 |
- |
1, 2, 4 – Триметилциклогексан |
5,11 |
- |
- |
- |
Константы равновесия для реакций дегидрирования гомологов циклогексана с одной алкильной группой (метилциклогексана, этилциклогексана, н-пропилциклогексана), при одинаковой температуре, значительно больше соответствующей константы для реакции дегидрирования циклогексана. Дальнейший рост константы равновесия идет при наличии нескольких замещающих алкильных групп в молекуле циклогексана (1,2,4-триметилциклогексан). Из этих данных можно заключить, что равновесие для реакций дегидрирования гомологов циклогексана сдвинуто в сторону ароматических углеводородов в большей степени, чем для циклогексана. Следовательно, условия, обеспечивающие полноту дегидрирования циклогексана, в полной мере обеспечат также возможность исчерпывающего дегидрирования его гомологов.
Наибольшей полноте
Рисунок 2 − Зависимость
содержания бензола и толуола
в равновесной смеси с
Пользуясь кривыми на рисунке 2, можно определить степень превращения шестичленных нафтенов в условиях каталитического риформинга. Обычно процесс проводят в реакционном блоке, состоящем из трех-четырех реакторов, работающих в условиях, близких к адиабатическим. При наиболее широко применяемых параметрах (температура на входе в реакторы около 500°С, давление от 1,5 до 3 МПа, молярное отношение водород: сырье = 6-7), вследствие эндотермичности процесса температура газосырьевой смеси понижается в первом по ходу сырья реакторе на 40-60°С, т. е. до 460-440°С. Степень дегидрирования шестичленных нафтенов в первом по ходу сырья реакторе может достигнуть или превысить 90%.