Формирование корпоративных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративный сектор экономики.
Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:
 за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг;
 обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………....2
1.Определение корпорации……………………………………….3
2.Виды корпораций, их характеристика……………………….10
3.Типы отношений в корпорации……………………………...14
4.Модели корпоративного управления………………………...18
5.Развитие корпоративного сектора в России…………………..21
6.Критерии эффективности корпоративной структуры……….24
Заключение……………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование корпоративных структур.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Корпорации  развитых  западных  стран  оказались  крайне  восприимчивы  к  научно-техническим  достижениям: так, за  1945-1965 гг.  расходы  американских  фирм  в  области  НИОКР  выросли  в  15  раз (а  ВНП  США  лишь  утроился). Новые  требования  к  персоналу  обеспечивали  возрастающее  стремление  граждан  данных  стран  к  получению  образования, в  частности  число  поступающих  в  вузы  американцев  выросло  с  начала  30-х  до  середины  60-х  годов  более  чем  в  три  раза. Сами  корпорации  при  этом  становились  демократичнее: в  1900 г. в  США  более  половины  их  руководителей  были  выходцами  из  высших  слоев  общества, а  к  1976 г. – лишь  5,5%.

Таким  образом, распространенная  на  Западе  корпоративная  модель  продемонстрировала  высокую  эффективность.

Этатистская  корпорация.

Большую  часть  ХХ  века  западный  мир  с  его  саморегулирующейся  рыночной  экономикой  провел  в  условиях  жесткого  противостояния  разным  этатистским  режимам, порой  достигавшим  серьезных  экономических  успехов. Там  сформировался  иной  вид  корпоративных  структур. Хотя  внешне  они  значительно  отличались  друг  от  друга, но  при  этом  имели  одну  сущностную  общность – их  конфигурация  в  конечном  счете  обуславливалась  тем, что  крупнейшей  корпорацией  было  само  государство. Как  следствие,  такие  образования  не  могли, во-первых, не  быть  строго  иерархичными, во-вторых, адекватно  оценивать  свои  конкурентные  преимущества  и  недостатки, ибо  были  в  той  или  иной  мере  выключены  из  конкурентной  среды.

В  отличие  от  классических  индустриальных  корпораций  этатистские  фактически  не  способны  к  естественному  развитию, и  поэтому  бессмысленно  выделять  этапы  их  эволюции. Вот  характерные  их  черты:

      главная  цель – не  достижение  максимальной  эффективности  производства, а  реализация  задач, поставленных  государством;

      способность  добиваться  успехов  лишь  на  относительно  узких  направлениях;

      успехи  достигались, как  правило, в  количественном, а  не  в  качественном  отношении, а  главным  инструментом  их  конкурентоспособности  становились  искусственно  заниженные  издержки;

      потребность  в  гигантских  инвестициях  для  своего  развития  и  неспособность  обеспечить  высокую  эффективность  производства;

      невосприимчивость  к  технологическому  прогрессу. Этатистские  корпорации  не  становятся  источниками  инноваций  и  не  оценивают  должным  образом  интеллектуальный  потенциал  своих  работников.

Однако  доминирование  в  экономике  корпораций  этатистского  типа  не  означает, что  она  постоянно  находится  в  застое. Каждая  из  стран, в  экономике  которых  присутствовал  этот  тип  корпорации, на  определенном  этапе  достигала  значительных  хозяйственных  успехов, а  СССР  в  течение  продолжительного  периода  занимал  место  второй  по  масштабам экономики  мира.

Но  какими  бы  удачными  ни  оказались  отдельные  периоды  из  развития, этатистские  структуры  могли  успешно  соперничать  с  классическими  корпорациями  только  до  тех  пор, пока  конкуренция  шла  в  производстве  массовых  индустриальных  благ  и  роль  интеллектуального  капитала  не  стала  определяющей. Именно  этот  процесс  вносит  существенные  коррективы  в  оценку  перспектив  развития  классической  индустриальной  корпорации.

Креативная  корпорация.

Важнейшей  чертой  конца  ХХ века  стала  неудержимая  экспансия  «новой  экономики», в  основе  которой  лежат  наиболее  совершенные  информационные  технологии. Правда, недавно   многие  исследователи  поспешили  объявить  о  резком  торможении  и  едва  ли  не  об  окончании  этого  процесса. Причина – падение  стоимости  акций  высокотехнологичных  компаний, которым  ознаменовался  2000 год. Но  данный  спад  должен  стать  поводом  не  для  реквиема  по  «новой  экономике», а  для  активизации  исследований  закономерностей  ее  становления  и  развития.

С  одной  стороны, технологический  прогресс  резко  подорвал  позиции  традиционных  крупных  гигантов. С  другой  стороны, в  последнее  время  имело  место  резкое  удешевление  технологических  достижений. Это  привело  к  тому, что  все  больше  квалифицированных  специалистов  находит  применение  своим  способностям  в  небольших  компаниях, отличающихся  высокой  степенью  свободы  сотрудников  и  не  всегда  четко  ориентированных  на  традиционно  понимаемую  экономическую  эффективность.

Итак, развитие  «новой  экономики»  привело  к  широкому  распространению  мелких  компаний, которые  могут  быть  организованы  с  минимальными  инвестициями  и  основным  достоянием  которых  являются  интеллект  и  таланты  их  основателей. Развитие  подобных  структур  требует  партнерства  творческих  личностей, а  не  отношений  руководства  и  подчинения; их  цели  приобретают  ярко  выраженную  неэкономическую  составляющую.

Такие  объединения  представляют  новый  вид – креативные  корпорации. Они  являются  уже  не  столько  элементами  общества, сколько  общностями. Данные  образования  организуют  деятельность  не  на  основе  приказов  руководителя, решения  большинства  и  даже  консенсуса, а  на  базе  внутренней  согласованности  ориентиров  и  стремлений  сотрудников. Впервые  мотивы  деятельности  оказываются  выше  ее  стимулов. Организация, построенная  на   единстве  мировоззрения  и  ценностных  установок  ее  членов,  управлении  знаниями, сменяющем  прежнее  научное  управление  индустриальной  эпохи, становится  наиболее  гармоничной  и  динамичной  формой  производственного  сообщества.

Креативная  корпорация  отличается  от  рассмотренных  выше  типов  по  целому  ряду  параметров:

      ее  деятельность  в  первую  очередь  отвечает  внутренним  устремлениям  и  идеалам  создателей  и  выходит  за  рамки  экономической  целесообразности. Превалирует, как  правило, их  стремление  реализовать  свой  потенциал, накопленный  ранее, - разработать  и  организовать  производство  принципиально  новой  услуги, продукции, информации  или  знания. По  мере  развития  компании  этот  весьма  сильный  мотив  дополняется  желанием  самореализации  в  качестве  ее  создателя  как  социальной  структуры;

      она  строится  вокруг  творческой  личности, гарантирующей  ее  устойчивость  и  процветание. Успех  владельцев  здесь  обусловлен  не  контролем  над  большей  частью  капитала  своих  компаний,  а  тем, что  они  как  основатели  бизнеса, ставшего  главным  проявлением  их  творческих  возможностей, несут  за  него  ответственность, олицетворяя  в  глазах  общества  в  первую  очередь  созданный  им  социально-производственный  организм. Для  таких  предпринимателей  характерно  отношение  к  бизнесу  как  к  своему  творению  и, следовательно, приверженность  целям  организации  оказывается  более  устойчивой, чем та, что  базируется  на  отношении  к  ней  как  к  своей  собственности;

      такие  хозяйственные  образования  чаще  всего  не  следуют  текущей  хозяйственной  конъюнктуре, а  формируют  ее. Их  продукцию  обычно  составляют  качественно  новые  знаниеемкие  товары  или  услуги. Креативные  корпорации  в  большинстве  случаев  не  принимают  форму  диверсифицированных  фирм  и  конгломератов, сохраняя  ту  узкую  специализацию, которая  была  предусмотрена  при  их  создании. Радикально  меняя  облик  современного  бизнеса, они  тем  не  менее  не  отрицают  прежних  организационных  форм. Причем  они  видоизменяют  реальность  деловой  жизни, привнося  в  нее  не  вполне  экономические  элементы, основанные  на  возрастающей  свободе  индивидов  и  порождающие  дальнейшие  ее  упрочение  и  развитие. В  этом  отношении  креативные  корпорации  воплощают  собой  выход  за  пределы  классической  индустриальной  компании  и  жестко  противостоят  этатистским  структурам;

      они  не  только  способны  развиваться, используя  внутренние  источники, но  и  обнаруживают  возможность  постоянно  преобразовываться, давая  жизнь  все  новым  и  новым  компаниям. Действительно, в  условиях, когда  отдельные  работники  в  некотором  смысле  персонифицируют  определенные  элементы  производственного  процесса, не  существует  серьезных  препятствий  для  выделения  из  той  или  иной  структуры  данного  типа  новых  самостоятельных  элементов.

Отсюда  можно  сделать  вывод, что  в  наступившем  столетии  роль  креативных  корпораций  усилится. Именно  этот  факт  отражает  реальный  масштаб  и  значение  современной  технологической  революции, делающей  новое  общество  все  более  и  более  непохожим  не  то, которое  мы  оставили  в  ХХ  веке.

3. Типы  отношений  в  корпорации .

Механизм  функционирования  корпорации  целесообразно  рассматривать  сквозь  «призму»  принципиальных  отношений  основных  действующих  лиц, а  именно      отношения  между  собственниками-акционерами, наемными  управленцами, инвесторами, служащими, поставщиками, оптовыми  покупателями, правительством  и  общественностью.

Собственники – наемные  управленцы.

Преимущество  ограниченной  ответственности  акционеров  в  корпорации  влечет  за  собой  утрату  части  контроля  за  деятельностью  наемных  управленцев. Конечно, корпорации  обязаны  публично  отчитываться  перед  акционерами. Но, несмотря  на  это, акционеры  не  могут  осуществлять  прямой  и  жесткий  контроль  за  деятельностью  наемных  управленцев, являющихся  доверенными  лицами  акционеров. Передавая  право  управления  операциями  компании  менеджерам, акционеры  вынуждены  делегировать  и  право  принимать  решения  по   целому  ряду  аспектов  деятельности  корпорации  директорам  и  менеджерам, за  исключением  решений  принципиальной  важности. А  это  неизбежно  выводить  на  первый  план  чрезвычайно  болезненную  проблему  доверия, которая  обостряется  различием  мотивационной  направленности  управления  и  собственников. Владелец  бизнеса (группа  акционеров) стремится  приумножить  свою  собственность, в  то  время  как  менеджер  больше  заинтересован  в  личных  доходах, репутации, возможностях  творчества. Акционеры, как  правило,  основываясь  на  своих  предпочтениях, стремятся  просто  максимизировать  стоимость  акционерного  капитала  компании, независимо  от  объема  ее  долговых  обязательств. Следует  также  учитывать, что, как  правило, акционеры  инвестируют  в  конкретную  корпорацию  только  часть  своего  состояния, распределяя  свои  инвестиции  между  целым  рядом  компаний. Напротив, менеджеры  концентрируют  все  свое  достояние  в  одном  месте – в  компании, которой  они  служат: работа  является  главной  их  ценностью, а  ее  утрата  представляет  самую  серьезную  опасность. Эти  соображения  могут  привести  менеджеров  к  принятию  решений, которые  не  только  не  будут  соответствовать  интересам  акционеров, но  могут  и  повредить  им. Кроме  того, отличаются  друг  от  друга  форма  и  размер  материального  вознаграждения, которое  получают  менеджеры  и  владельцы  корпорации. Менеджерам  традиционно  гарантируется  вознаграждение  в  форме  заработной  платы, в  то  время  как  акционеры  могут  претендовать  на  ту  часть  прибыли  компании, которая  остается  после  того, как  компания  отчитается  по  всем  своим  обязательствам.

Собственники – инвесторы.

Финансирование  деятельности  корпорации  осуществляется  как  за  счет  акционерного, так  и  за  счет  заемного  капитала. Акционеры  имеют  право  на  получение  так  называемой  остаточной  прибыли. Чем  выше  уровень  прибыли  корпорации, тем  на  большие  дивиденды  рассчитывают  акционеры. Представители  же  заемного  капитала (банки, владельцы  облигаций)  получают  прибыль, которая  зафиксирована  договором  между  ними  и  корпорацией. Для  инвесторов-кредиторов  главный  интерес  представляет  гарантированный  возврат  вложенных  средств  с  оговоренными  процентами. Они, соответственно, не  заинтересованы  в  мероприятиях  с  высокой  степенью  риска, даже  если  они  сулят  высокие  прибыли.

Это  противоречие  интересов  свойственно  корпорациям, у  которых  велика  доля  заемного  капитала  и  владельцы  которых  склонны  к  рискованному  инвестированию: в  случае  провала  убытки  понесут  кредиторы, а  в  случае  успеха  выгода  достанется  только  владельцам. Именно  поэтому  кредиторы  склонны  проявлять  известный  консерватизм  в  определении  альтернатив  инвестирования. Таким  образом, кредиторы  и  акционеры  реализуют  разный  подход  в  контроле  за  деятельностью  корпорации.

Существуют  и  прочие  категории  инвесторов, вносящих  свой  вклад  в  деятельность  корпорации. Так, служащие  осуществляют  свои  инвестиции  в  форме  предоставления  компании  специфических  навыков  и  умений, которые  могут  быть  с  успехом  использованы  в  рамках  компании, но  менее  ценны  за  ее  пределами. Инвесторами  могут  выступать  и  поставщики (или  оптовые  покупатели)  корпорации, вкладывающие  средства  в  оборудование  корпорации, которое  может  быть  использовано   для  обслуживания  только  их  заказов  и  не  может  быть  переориентировано  на  другие  цели. Местные  органы  самоуправления  также  могут  осуществлять  инвестирование  в  деятельность  корпорации, с  направленностью  на  развитие  инфраструктуры  района  или  создавая  благоприятные  для  корпорации  условия  налогообложения (в  целях  привлечения  новых  компаний  и  увеличения  их  конкурентоспособности). Они  могут  поступать  так  в  том  случае, если  по   каким-то  причинам  заинтересованы  в  деятельности  корпорации  на  своей  территории (например, если  корпорация  оказывает  существенное  положительное  воздействие  на  жизнь  региона  налоговыми  отчислениями  или  обеспечением  рабочих  мест  для  жителей  района).

Собственники – служащие, наемные  управленцы – служащие.

Между  «собственниками»  и  «служащими»  существует  свой  конфликт  интересов: как  между  работодателем  и  наемным  работником. Главная  особенность  отношений  этого  типа, образно  говоря, - это  «перетягивание  каната»  по  поводу  размера  заработной  платы  служащего. Речь  идет  об  известной  неудовлетворенности  служащих  размерами  своей  заработной  платы  и  заинтересованности  в  ее  повышении. А  повышение  зарплаты  служащим  снижает  доходы  акционеров.

Информация о работе Формирование корпоративных структур