Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка
Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.
30. Товарные биржи. Порядок создания, управление, разрешение биржевых споров.
Товарная биржа - юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.
Товарная биржа создается в форме акционерного общества.
В уставе товарной биржи помимо сведений, предусмотренных законодательством, должны быть определены: порядок принятия правил биржевой торговли товарной биржи; порядок образования биржевых комитетов и принятия положений о них; порядок утверждения методики котировки цен с учетом требований законодательства.
Высшим органом управления биржи является общее собрание ак-ционеров, которое решает вопросы деятельности биржи в соответствии с уставом. Членами товарной биржи являются участники биржевой торговли, принятые в члены товарной биржи в порядке, установленном правилами биржевой торговли товарной биржи. Они имеют право входить в состав биржевых комитетов, создаваемых товарной биржей, в соответствии с положениями о биржевых комитетах; могут иметь иные права в соответ¬ствии с законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.
В состав биржевых комитетов могут входить работники товарной биржи, члены товарной биржи и их представители, производители, продавцы и покупатели биржевых товаров и их представители, представители государственных органов и иных организаций.
Споры по биржевым сделкам рассматриваются судом или арбитражной комиссией в соответствии с соглашением сторон биржевой сделки, если в соответствии с законодательством стороны не выбрали иной порядок разрешения споров.
Порядок рассмотрения споров арбитражной комиссией определяется регламентом арбитражной комиссии.
Обжалование решения арбитражной комиссии может быть произведено путем заявления ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о его отмене в порядке и по основаниям, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством для обжалования решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь.
Решения арбитражной комиссии исполняются в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством для решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь.
31. Биржевые сделки, их виды, характеристика.
Биржевая сделка - это взаимное соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, которое достигается участниками торгов в ходе биржевого торга, регистрируемое на бирже в установленном порядке и отражаемое в биржевом свидетельстве.
Под организационной стороной понимается установление порядка выполнения определенных действий, ведущих к заключению биржевых сделок и отражению их в конкретных документах.
Правовая сторона биржевых сделок относится к действиям, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей участников таких сделок.
Экономическая сторона определяет цель заключения биржевой сделки: реализация биржевого товара, спекуляция, страхование (хеджирование) биржевых рисков и т.д.
С этической стороны биржевые сделки связаны с общественным отношением к ним и биржевой торговле в целом, обязательным соблюдением биржевых законов, традиций, норм и правил поведения.
Биржевые сделки классифицируются по различным основаниям:
1. В зависимости от срока исполнения: 1) сделки с немедленным исполнением; 2) срочные сделки: форвардные;
фьючерсные; опционные.
2. По объекту биржевого торга: 1) сделки с реальным товаром: сделки с немедленным исполнением; форвардные сделки: сделки с залогом на покупку; сделки с залогом на продажу. 2) сделки без реального товара: фьючерсные сделки;
опционные сделки.
Сделки с немедленным исполнением. "Совершаются на товар, находящийся во время торга на территории биржи, в принадлежащих ей складах или ожидаемый к прибытию на биржу в день торга до окончания биржевого собрания, а также на товар, находящийся в момент заключения сделки в пути в адрес биржи; на отгруженный или готовый к отгрузке товар, находящийся на складе продавца". Такие сделки оформляются договором купли-продажи. Их цель - физический переход товара от продавца к покупателю.
Другой разновидностью сделок с реальным товаром считаются форвардные сделки, т.е. сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с поставкой его к установленному сроку в будущем. Форвардные сделки отличаются от сделок с немедленным исполнением тем, что могут совершаться как на товар, который имеется в наличие, так и на товар, который будет произведен по сроку поставки. Срок исполнения не совпадает с моментом заключения. Оформляются они договором поставки.
Следует отметить, что большинство форвардных сделок -внебиржевые. Каждый контракт составляется индивидуально. Риску неисполнения контракта подвержены обе стороны. Контракт почти невозможно "зарыть" до окончания его срока. По контракту предполагается поставка физического товара. Обычный срок - до года.
Разновидностью форвардных сделок в свою очередь являются сделки с залогом. Сделки с залогом- это сделки, по которым одна из сторон выплачивает другой в момент заключения сделки сумму, оговоренную договором между ними как гарантию исполнения своих обстоятельств. Залог может обеспечивать как интересы продавца, так и интересы покупателя. Поэтому различают сделки с залогом на покупку и сделки с залогом на продажу.
Кроме того, в ряде источников как разновидность биржевых сделок с реальным товаром приводятся сделки:
· с кредитом;
· сделки с условием;
· бартерные сделки (следует подчеркнуть что бартерные сделки противоречат сущности биржевой торговли).
32. Прекращение деятельности субъектов хозяйственной деятельности.
Основания прекращения деятельности субъекта хозяйствования могут быть добровольными и распорядительными.
К добровольным основаниям относятся прекращение деятельности по решению собственника имущества или по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев необходимо разрешение компетентного государственного органа.
Распорядительные основания прекращения деятельности лица-субъекта хозяйствования: по решению учредителей (участников) юр. лица; по решению компетентного гос. органа; по решению суда. Деятельность субъекта хозяйствования может быть прекращена путем его реорганизации либо ликвидации. Реорганизация прекращение юр. лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Законодательством предусмотрены следующие виды реорганизации: слияние - возникновение одного нового субъекта хозяйствования вместо нескольких прежних; присоединение: к присоединяемому лицу переходят права и обязанности присоединенного лица по передаточному акту; разделение - возникновение вместо одного прежнего субъекта хозяйствования нескольких новых лиц; выделение - выделение из юридического лица нового субъекта хозяйствования без прекращения деятельности прежнего; преобразование - особая форма реорганизации, означающая изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Ликвидация означает полное прекращение деятельности субъекта хозяйствования без перехода к кому-либо его прав и обязанностей. Виды ликвидации юридического лица:
1) с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (хозяйственное общество, товарищество, кооператив);
2) с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарное предприятие и финансируемое собственником учреждение);
3) с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах (общественная или религиозная организация, фонд).
Юр. лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть ликвидировано также вследствие признания его экономически несостоятельным (банкротом).
Субъект хозяйствования считается прекращенным с момента внесения записи об этом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
33. Разгосударствление и приватизация в РБ. Цель, правовое регулирование.
Разгосударствление - это передача от государства физ. лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хоз. объектами. Цели разгосударствления: 1) обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей; 2) создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.
Разгосударствление собственности в двух направлениях:
-путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность; - путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих. Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.
Приватизация - приобретение физ. и юр. лицами права на гос-ные объекты. В результате приватизации гос-во утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами гос-ной собственности, а гос. органы - право управлять ими.
Подлежат приватизации. Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.
В соответствии с законодательством в РБ не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук РБ, театры, музеи и т.д.
Субъекты приватизации - это граждане РБ, юр.лица, деятельность которых основана на негос-ных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.
В настоящее время в РБ действуют два метода приватизации: безвозмездная передача объектов гражданам; возмездная (денежная) приватизация.
Приватизация посредством купли - продажи гос.собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.
При безвозмездной передаче гос. имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.
Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.
«Недра, воды, леса составляют
исключительную собственность
34. Роль Национального банка Республики Беларусь в хозяйственной деятельности. Функции Национального банка. Особое место среди участников платежной системы занимает Национальный банк, так как обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы является одной из основных целей деятельности Нац. банка РБ. Нац. банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский рубль. В области обращения наличных денег Нац. банк: 1) определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение; 2) осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями; 3) без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот в соответствии с установленными им правилами; 4) создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом. Нац. банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет. В области денежного обращения Национальный банк устанавливает: 1) порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение; 2) правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, иных ценностей; 3) правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; 4) правила определения признаков платежности наличных денег; 5) правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения. Главная роль Нац. банка как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов коммерческих банков и собственного межфилиального счета. Нац. банк, при недостаточности рынка межбанковских кредитных ресурсов выступающий в качестве кредитора последней инстанции, выделяет средства участникам расчетов в форме: а) ломбардных кредитов, то есть кредитов, обеспеченных ценными бумагами, входящими в Ломбардный список, которые предоставляются как на один день (кредиты «овернайт»), так и на срок до 30 дней; б) разрешений на использование средств фонда обязательных резервов в установленных пределах на бесплатной основе и без залога; в) встречного обмена депозитами в национальной и иностранной валютах; г) переучета векселей субъектов хозяйствования.