Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка

Краткое описание

Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз. право шпоры.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

В последнее время особую популярность приобретают расчеты электронными деньгами. Электронными деньгами признаются хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с эмитентом данных единиц стоимости, так и с иными лицами и выражающие сумму безусловного и безотзывного обязательства эмитента по погашению данных единиц стоимости любому лицу, предъявившему их для погашения.

Для приобретения электронных денег, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица вносят наличные денежные средства в кассу банка-агента, осуществляют почтовый перевод или перечисляют денежные средства в безналичной форме на соответствующий балансовый счет банка-агента в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Физические лица - держатели вправе использовать электронные деньги, в том числе эмитированные нерезидентами, для оплаты товаров, работ, услуг, а также совершения иных гражданско-правовых сделок с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.

Юридические лица (индивидуальные предприниматели), получившие электронные деньги от банков-эмитентов (агентов), вправе использовать электронные деньги для выдачи их своим работникам на оплату командировочных и иных расходов за границей, а также на оплату на территории Республики Беларусь командировочных расходов и расходов в служебной командировке на горюче-смазочные материалы, мойку, стоянку, мелкий вынужденный ремонт транспортного средства, на телефонную, факсимильную и иные средства связи, иных расходов в служебной командировке, на оплату которых юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе выдать работнику денежные средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52.  Хозяйственные споры. Понятие хозяйственного спора, порядок их разрешения.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ - разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений. По содержанию ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением или расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и иных обязательств; споры, возникающие по другим основаниям. Государство  заинтересованно наиболее экономично и рационально урегулировать возникающие между организациями разногласия. Прежде всего участники спора до предъявления иска, вытекающего из отношений между предприятиями или организациями, должны принять все зависящие от них меры по его непосредственному урегулированию путем предъявления и рассмотрения претензий.

Юридические и физические лица независимо от форм собственности и характера деятельности вправе в установленном порядке обращаться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

Хозяйственным судам в Республике Беларусь подведомственны хозяйственные споры юридических и физических лиц возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров или осуществлении иной хозяйственной деятельности, а также споры о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов государственных и других органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь решает:  споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров;

споры, отнесенные к ведению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь законодательными актами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь имеет право в пределах подведомственности споров хозяйственным судам Республики Беларусь определять подсудность хозяйственных и иных споров, принимать к своему производству и разрешать любой спор.

 

 

 

 

 

 

53.  Функции местных советов в регулировании хозяйственной деятельности.

Функции:

1) защита экономического правопорядка;

2) распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности; 
3) контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственной деятельности; 
4) стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении; 
5) создание конкурентной среды;

6) обеспечение нормальной занятости населения и т.п.

Необходимость гос. регулирования хозяйственной деятельности определяется: обеспечением государственных нужд; приоритетами государственного и социального развития; 
формированием республиканского и местных бюджетов; 
охраной окружающей среды; обеспечением занятости населения; обеспечением безопасности и обороноспособности страны; реализацией свободы предпринимательства; 
соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.  Частное (унитарное) предприятие. Порядок создания, деятельность, особенности правового положения.

Частным унитарным предприятием (ЧУП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество ЧУП находится в частной собственности физ. лица либо юр. лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. В этом случае речь идет об УП. Имущество ЧУП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Максимальное количество участников ЧУП одно физ. или юр.лицо. Основным учредительным документом ЧУП является Устав ЧУПа, утвержденный учредителем. Устав ЧУП должен содержать: наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью предприятия, размер уставного фонда, порядок, источники и сроки его формирования Фирменное наименование ЧУП должно содержать указание на форму собственности (частное) лишь тогда, когда оно создано физ. лицом, указание на характер деятельности и указание на организационно-правовую форму (унитарное предприятие). ЧУП может располагаться (регистрироваться) в жилом помещении (квартире, жилом доме) собственника имущества ЧУПа  при соблюдении ряда условий. ЧУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хоз-го ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хоз. обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником. Собственник имущества, находящегося в хоз-ом ведении решает вопросы создания УП, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Собственник имущества не отвечает по обязательствам ЧУП, за исключением случаев наступления банкротства предприятия по его вине. При создании ЧУП размер уставного фонда учредитель, собственник имущества определяет самостоятельно. Орган управления ЧУП - руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным лицом. ЧУП в РБ вправе реорганизоваться в хозяйственное общество или товарищество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон.

55.  Договор мены, его правовое положение.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Особенности договора мены:

- субъекты данного договора  являются собственниками передаваемого  товара;

- объектом договора является  товар, которым могут являться  любые вещи, не изъятые из оборота;

- к данному договору  применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам  о мене и самому существу  мены.

Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

Закон не требует одномоментного обмена товарами: сроки их передачи могут не совпадать. Но тогда должны быть особо обеспечены интересы той стороны, которая в силу договора обязана передать товар первой, до того, как получит товар от другой стороны.

В случае, когда в соответствии с договором мены сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, к исполнению обязательства передать товар стороной, которая должна передать товар после передачи товара другой стороной, применяются правила о встречном исполнении обязательств.

Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Сторона, у которой третьим лицом изъят товар, приобретенный по договору мены, вправе при наличии оснований потребовать от другой стороны возврата товара, полученного последней в обмен, и (или) возмещения убытков.

56.  Качество продукции. Виды сертификации. Ответственность за нарушение стандартизации.

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала. Сертификация (С) - это деятельность соответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. С. продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям. С. может осуществляться как в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация), так и в нерегулируемой сфере хозяйствования (добровольная С.). Обязательная С. является методом гос. контроля за безопасностью продукции. Основным аспектом обязательной С. является безопасность и экологичность, поскольку обязательные требования нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Добровольная С. способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эта С. проводится по инициативе юр. или физ. лиц на дог-ных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной С. Добровольная С. касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем. Добровольная С. не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение. Самосертификация допускается для надежного партнера. С. третьей стороной, т.е. посредническая С., предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. С. третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции. Согласно закону РБ «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юр. и физ. лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

57.  Ответственность государственных органов за нарушения прав субъектов хозяйственной деятельности.

Ответственность контрольных органов за ущерб, причиненный субъектам хозяйствования незаконными действиями их должностных лиц 
Все акты законодательства, регулирующие деятельность контрольных органов, предусматривают возможность ответственности этих органов и их должностных лиц за ущерб, причиненный их незаконными действиями и решениями. 
Основным документом, регулирующим такую ответственность, является Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2415-XII от 16 июня 1993 г. Нанесенный ущерб подлежит возмещению в случаях (следует иметь в виду, что речь идет об ответственности не только контрольных, но и других государственных органов): 
-соблюдения субъектами хозяйствования актов органа государственной власти или управления (далее – органы государственной власти), признанных в установленном порядке недействительными; 
-исполнения субъектом хозяйственной деятельности не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти; 
-осуществления не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти, а также предписаний, содержащихся в актах этих органов, другими органами, предприятиями, организациями, учреждениями; 
-неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти, их должностными лицами обязанностей, возложенных на них законодательством, в отношении субъектов хозяйственной деятельности.  
Согласно указанному Положению возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества (то есть в данном случае имеется в виду реальный ущерб и не идет речь об упущенной выгоде, то есть, проще говоря, неполученной прибыли).  Практика, в том числе судебная, показывает, что, к сожалению, абсолютное большинство субъектов хозяйствования не ставит, как правило, вопрос о возмещении ущерба, удовлетворяясь лишь отменой (прекращением) незаконных действий и решений (отмена ареста имущества, прекращения операций по счетам, отмена списания средств и т.д.). Кроме указанного Положения, ответственность контрольных органов в ряде случаев регулируется другими актами (например, гражданского, уголовного законодательства), однако объем настоящей брошюры не позволяет остановиться на этом более подробно. К тому же указанные акты применяются на практике гораздо реже, поэтому в случае возникновения спорных вопросов необходимо обратиться к указанным актам либо (что всегда целесообразно) к помощи специалистов. Настоящая же брошюра имеет целью дать общее представление о правах и обязанностях как контрольных органов, так и проверяемых субъектов хозяйствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"