Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15
ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35
Государственное регулирование цен применяется при нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов. В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).
Наряду с методами прямого регулирования государство осуществляет косвенное регулирование, воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. На практике же зачастую они противопоставляются друг другу, что является проблемой государственного регулирования цен.
Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования цен. С целью получения избыточной инфляции и уменьшения ее негативных последствий правительство осуществляет антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс соответствующих мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с чрезмерной инфляцией. Воплощение в жизнь такой политики требует разработки антиинфляционной программы, которая определяет цели, задачи и способы ее реализации, зависит от стадии инфляционного процесса, его интенсивности и других факторов. Ограничения масштабов инфляционных последствий различны и требуют различных методов регулирования.
Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. На практике к ним относятся ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен и др.), динамика денежной массы в обращении, объем и динамику государственных расходов и т.д.
30
Следовательно, проведение антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и степени их активности. Наибольшей эффективности можно достичь лишь при условии комплексного использования всех возможных способов борьбы с инфляцией и средств, направленных на рост доверия населения страны правительству.
Если говорить о правовой основе регулирования цен, то в настоящее время не реализуется предусмотренная Конституцией РФ статья 71 (п. «ж») в части основ ценовой политики государства. В соответствии с 71 статьей Конституции Российской Федерации установление правовых основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации. До настоящего времени в Российской Федерации не разработан закон по основам ценовой политики, не реализована конституционная норма в части управления ценообразованием и как следствие, не создана вертикаль органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроля за ценами. Все имеющиеся законодательные акты по этому вопросу противоречивы. Ценовая политика не стала действенным инструментом в вопросах решения социально-экономических проблем, влияния на инфляционные процессы, оптимизации ценовых соотношений на продукцию различных отраслей, а также решения проблемы повышения благосостояния россиян, как это имеет место в других странах.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений в России практически не налажен, что при высокой степени монополизма и отсутствия законодательного и нормативно-правового обеспечения в вопросах ценообразования ведет к быстрому и необоснованному росту цен, уклонению от налогообложения.
Органы ценообразования и контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов субъектов Российской Федерации не достаточно получают методологической, информационной и правовой поддержки от федеральных органов исполнительной власти.
31
До настоящего времени государственное регулирование цен (тарифов) основано не на основе Федерального законодательства, а на документах временного действия. Не приняты законодательные правовые акты в области регулирования цен и тарифов, за исключением сферы деятельности естественных монополий и тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Отсутствие законодательно установленных на федеральном уровне правовых основ ценообразования и общих принципов формирования свободных и регулируемых цен, постоянное решение возникающих производственных и социально-экономических проблем приводят к необходимости устанавливать свои региональные правила и нормы ценового регулирования.
Учитывая изложенное, необходимо осуществить мониторинг правоприменения в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Практическая реализация
предложений по совершенствованию
государственного регулирования цен
в регионе будет
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрен основной механизм государственного регулирования цен в России и на региональном уровне, на примере Костромского региона. Рассмотрены основные виды и функции цен, приведены цели, методы и способы государственного регулирования цен. А также рассмотрены основные проблемы государственного регулирования цен и направления их решения.
Государственное регулирование цен позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров
33
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Принята 12.12.1993 года.
2. Федеральный закон РФ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01 января 2013 года).
4. Положение о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Утверждено постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а). Кострома, 2012.
5. Отчет об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.
6. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. – 2009. – № 5.
7. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.
8. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: «Омега-Л», 2008.
9. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. – М.: Высшая школа, 2006.
10. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. – № 6.
11. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007.
12. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008.
13. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008.
35
14. Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: «Финансы и статистика», 2008.
15. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 1.
16. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. – 2007. – № 8.
17. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М., 2003.
18. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.
19. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен // Вопросы экономики. – 2011.
20. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004.
21. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005.
22. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
23. Экономика: Учебник / Под.ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.
24. Официальный Интернет-сайт Костромастата http://www.kostroma.gks.ru
36
1 Конституция (основной закон) Российской Федерации. Принята 12.12.1993.
18
2 Положение о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Утверждено постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а). Кострома, 2012.
19
5 По данным Отчета об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.
20
6 По данным Отчета об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.
21
7 Официальная статистическая информация размещена на официальном Интернет-сайте Костромастата http://www.kostroma.gks.ru
24
8 См. тамже.
25
9 Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005. – С. 215
27
10 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007. – С. 318
28
11 Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – С. 322
29
Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения