Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:01, реферат
Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4
1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13
2.2. Система государственных органов…………………………………………...15
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22
5. Государству
необходимо вмешиваться в
Рынок становится
все более несовершенным и
государство через
6. Государственное регулирование развивается под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.
В целом государственное
регулирование оказывается
Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический «фон», который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.
Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования – активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов – итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
Генеральной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям6.
Наряду с генеральной целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.
Все эти цели в совокупности с генеральной целью образуют дерево целей (рисунок 1).
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.
Рисунок 1 - Дерево целей
Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды7.
Материальной базой и
важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика и
внешнеэкономическое
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России
2.1. Нормативная база
В Российской Федерации основы
ценовой политики, согласно Конституции
РФ, находятся в ведении
Одним из основных нормативных актов, закрепляющих возможность государственного регулирования цен, является Указ президента «О мерах по упорядочению регулирования цен».
В данном указе, например, сказано, что осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном предполагается только на продукцию естественных монополий. Правительству Российской Федерации следует определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями
Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену [14].
Основой российского
антимонопольного законодательства является
ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит
ограничения свободы предприним
Таким субъектам
при некоторых исключениях
1) установление,
поддержание монопольно
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически
или технологически не
5) экономически
или технологически не
6) экономически,
технологически и иным образом
не обоснованное установление
различных цен (тарифов) на
один и тот же товар, если
иное не установлено
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий
доступу на товарный рынок
или выходу из товарного рынка
другим хозяйствующим субъектам
10) нарушение
установленного нормативными
Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
2.2. Система государственных органов
Как было отмечено, установление основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, основная задача законодательной власти в рассматриваемой сфере заключается в принятии соответствующего закона.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» содержит ст. 15, раскрывающую полномочия Правительства РФ в сфере финансовой, кредитной и денежной политики. В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Министерство
экономического развития и торговли
РФ, как орган межотраслевой
- разработка предложений по совершенствованию ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов),
- прогноз динамики цен и индекса-дефлятора,
- участие в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).
В Министерстве экономического развития и торговли создан Департамент цен и закупок. Положение о нем утверждено Приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002г. №287.
К исполнительным
органам межотраслевой
МАП России применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Федеральным органом
исполнительной власти, регулирующим
деятельность субъектов естественных
монополий в топливно-
ФЭК России предоставлено также право рассматривать разногласия, возникающие между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, энергоснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принимать соответствующие решения с установлением обязательных для применения предельных величин тарифов.
Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов