Курс лекций по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 10:21, курс лекций

Краткое описание

Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Система цен.
Состав цены.
Государственное регулирование рынка и цен.
Регулирование цен в зарубежных странах.

Вложенные файлы: 1 файл

4.ЛЕКЦИИ.DOC

— 549.00 Кб (Скачать файл)

Предприятие может  корректировать цены с учетом изменения  спроса, для чего использовать:

– скидки за платежи наличными;

– скидки за количество закупаемого товара;

– сезонные скидки, которые устанавливаются для потребителей, совершаемых внесезонные покупки;

– товарообменный зачет;

– скидки для посредников, участвовавших в рекламе товара и организации реализации товара;

– установление цен на убыточных лидеров (ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они приобретут заодно и товары с обычными наценками);

– установление дискриминационных цен, когда предприятия продают свои изделия по двум или более ценам независимо от затрат на производство товаров. Это установление может происходить в различных формах:

  • с учетом разновидностей покупателей, их доходов;
  • с учетом места реализации (музеи берут меньше со студентов и пенсионеров;
  • с учетом времени реализации;
  • с учетом варианта товара (разные варианты товара продаются по разным ценам).

Чтобы дискриминация  цен обеспечила повышение доходов  предприятия от реализации, необходимо наличие следующих условий:

  1. рынок должен поддаваться делению на сегменты, которые отличаются интенсивностью спроса на товары;
  2. потребители сегмента, в котором товар находится по низкой цене, не должны иметь возможности продавать его в том сегменте, где товар продается по высокой цене;
  3. конкуренты не должны иметь возможности продавать аналогичный товар в том сегменте рынка, где предприятие продает его по высокой цене;
  4. затраты, вызванные сегментированием рынка, делением и наблюдением за ним, не должны превышать дополнительных поступлений, получаемых в результате дискриминации цен;
  5. дискриминация цен должна быть обоснована с точки зрения закона.

 

 

 Тема 2. Система  цен

2.1. Виды цен 

Все цены, действующие  в экономике, образуют определенное единство систем. Система цен – это виды цен и их соотношения.

Выделяют различные  виды цен в зависимости от следующих  признаков:

характер обслуживаемого оборота;

характер производства продукции;

рынок, на который  поставляется продукция;

примененная система  франкирования;

орган, формирующий  и утверждающий цены.

По 1-му признаку различают:

– оптовые, отпускные цены на промышленную продукцию;

– цены на продукцию сельского хозяйства;

– цены на продукцию строительства;

– розничные цены на ТНП;

– тарифы на услуги.

Оптовые, отпускные цены обслуживают оборот продукции крупными партиями, между предприятиями и организациями, а также между предприятиями-производителями и снабженческо-сбытовыми организации. Различают оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности (или цена продажи и цена приобретения).

По  оптовым ценам промышленности снабженческо-сбытовая организация реализует продукцию за пределы отрасли.

Цены  на продукцию сельского хозяйства.

Основной вид  цен – это закупочные цены, по которым заготовительные организации приобретают эту продукцию у сельскохозяйственных предприятий и населения.

Расчетные цены на продукцию межхозяйственных объединений.

Цены  на продукцию строительства формируются в виде сметной стоимости готовых строительных объектов.

Розничные цены на ТНП – это конечные цены на предметы потребления, по которым их приобретает население.

Тарифы на услуги устанавливаются на услуги транспорта, предприятий бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

В зависимости от характера  производства различают цены на продукцию:

– серийного (массового) производства;

– индивидуального изготовления (уникальная продукция, нестандартное оборудование);

– цены разовых заказов;

– цены на отдельные партии изделий (когда возникает необходимость проверить возможный спрос на данное изделие и уровень издержек на производство; с реализацией партии действие цен прекращается).

По 3-му признаку – в зависимости от рынка, на который поставляется продукция, различают цены внутреннего рынка и внешнеторговые.

По 4-му признаку различают:

– франко-склад поставщика;

– франко-станция отправления;

– франко-вагон, станция отправления;

– франко-вагон, станция назначения;

– франко-станция назначения;

– франко-склад потребителя.

Франко – это коммерческий термин, который обозначает, в каких пределах транспортные расходы включаются в цену продажи.

Цена  франко-склад поставщика определяется как отпускная цена + транспортные расходы по доставке продукции с места производства до склада поставщика. Если покупатель приобретает продукцию по этой цене, то все транспортные расходы по доставке продукции со склада поставщика до склада потребителя он оплачивает дополнительно к цене продажи.

Цена  франко-станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции отправления.

Цена  франко-вагон, станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции отправления, а также затраты по погрузке продукции на транспортные средства.

Цена  франко-вагон, станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции назначения и затраты по ее погрузке на станции отправления.

Цена  франко-станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции назначения, затраты по погрузке продукции на станции отправления и затраты по выгрузке продукции на станции назначения.

Цена  франко-склад потребителя включает отпускную цену, транспортные расходы по доставке продукции с места производства до склада потребителя и расходы по погрузке-выгрузке продукции на станции отправления и станции назначения.

Вид франко зависит  от условий реализации продукции, условий  доставки, определяется по соглашению между поставщиком и потребителем продукции.

По 5-му признаку различают:

– фиксированные цены (на зерно);

– регулируемые цены;

– свободные цены.

Регулируемые  цены устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, которые внесены в реестр антимонопольных комитетов.

Регулирование оптовых цен на продукцию предприятий-монополистов осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, себестоимости, которые используются для определения прибыли, включаемой в цену продукции этих предприятий.

Помимо регулируемой оптовой цены производится также  декларирование изменения регулируемых цен на социально-значимую продукцию  предприятий-монополистов.

Регулирование розничных цен на ТНП производится путем установления предельного  размера снабженческо-сбытовой и  торговой надбавки.

Свободные оптовые цены на продукцию и услуги производственно-технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются с учетом налогов на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями, кроме населения, в том числе с посредниками.

Свободная оптовая цена на вторичные ресурсы формируется на основе спроса и предложения, при этом все цены на них не могут быть выше цен первичного сырья у потребителей с учетом затрат на их переработку.

При возникновении  разногласий по уровню свободных  оптовых цен на продукцию и  услуги производственно-технического назначения между изготовителем и потребителем окончательное решение принимается комиссией по политике цен при Министерстве финансов и экономики РФ. В этом случае изготовитель продукции предоставляет все необходимые расчетные материалы для обоснования уровня свободной цены.

В системе свободных  цен на ТНП действуют отпускные  и розничные цены. Отпускные цены на ТНП определяются изготовителями этих товаров по согласованию на равноправной основе с розничными и другими торговыми организациями, которые реализуют эти товары населению, а также посредникам.

Отпускные цены на ТНП формируются исходя из конъюнктуры  рынка и качества товара на условиях франко-станция отправления, а при  однородном отпуске товаров – франко-склад поставщика. Отпускные цены на ТНП включают себестоимость, прибыль, акцизы по подакцизным товарам и НДС. Цены на продукцию, поступающую через посредников, определяются исходя из свободных отпускных цен и снабженческо-сбытовой надбавки, которые устанавливаются по соглашению сторон и не могут быть выше предельного размера. Такие цены называют ценами закупки, или ценами приобретения.

Отпускные цены на импортные товары устанавливаются  организациями, закупающими их у  иностранных поставщиков, и включают таможенную стоимость товара, таможенную пошлину, акцизы по подакцизным товарам и НДС.

Свободно-отпускные  цены могут дифференцироваться изготовителем  продукции с учетом потребительных свойств исходя из свободной цены базового вида и доплат за качество.

Свободные оптовые  отпускные цены фиксируются в протоколе согласования, который подписывается предприятиями-производителями продукции и потребителями. Они могут быть изменены по согласованию между потребителем и поставщиком продукции с учетом изменения цен на сырье, материалы и другие производственные ресурсы. Порядок изменения основных цен указывается в договоре на поставку продукции.

Свободные розничные  цены на ТНП формируются исходя из свободных отпускных цен и  торговой надбавки. При поставке продукции через посредников цена формируется из закупочной цены и торговой надбавки.

Свободная розничная  цена определяется розничными торговыми  организациями и отдельными юридическими лицами (независимо от форм собственности), которые производят продажу ТНП населению.

Свободные розничные  цены оформляются и учитываются продавцом товаров в реестре свободных розничных цен. В случае изменения спроса и предложения свободные розничные цены могут изменяться торгующей организацией, при этом снижение розничных цен производится за счет средств торгующей организацией из фонда риска. Новые розничные цены заносятся в реестр, в котором зарегистрированы ранее действующие цены. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих продаже по свободным розничным ценам, предприятиям для дальнейшей переработки, и внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания происходит по свободным отпускным ценам, включая НДС.

Стоимость материалов и запасных частей, полученных предприятиями  БО по свободной отпускной цене, оплачивается заказчиком по этой цене с добавлением торговой надбавки.

Свободные тарифы на услуги по предприятию БО формируются  этими предприятиями исходя из конъюнктуры  рынка и качества услуг. На предприятиях общественного питания наценки  применяются к свободным розничным  ценам. При необходимости наценки  могут регулироваться этими органами ценообразования.

Все предприятия  торговли, общественного питания, снабженческо-сбытовые и торгово-закупочные организации  регистрируют и представляют в установленном  порядке в соответствующие органы данные о размерах применяемых ими торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок.

 

                             Тема 3.

                     СОСТАВ ЦЕНЫ

3.1 Элементы  цены

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться,

Соотношение отдельных  элементов цены, выраженное в процентах  или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рис.

Себестоимость продукции

Прибыль

предприятия

Акциз

(по подакцизным товарам)

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

НДС

 

 

 

Отпускная цена предприятия без

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

Продажная цена оптового посредника

Розничная цена


 

Если товар  не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной  и структура цены упростится. При  наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы

 

снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.

В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, -то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.

Информация о работе Курс лекций по "Ценообразованию"