Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 10:21, курс лекций
Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Система цен.
Состав цены.
Государственное регулирование рынка и цен.
Регулирование цен в зарубежных странах.
Предприятие может корректировать цены с учетом изменения спроса, для чего использовать:
– скидки за платежи наличными;
– скидки за количество закупаемого товара;
– сезонные скидки, которые устанавливаются для потребителей, совершаемых внесезонные покупки;
– товарообменный зачет;
– скидки для посредников, участвовавших в рекламе товара и организации реализации товара;
– установление цен на убыточных лидеров (ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они приобретут заодно и товары с обычными наценками);
– установление дискриминационных цен, когда предприятия продают свои изделия по двум или более ценам независимо от затрат на производство товаров. Это установление может происходить в различных формах:
Чтобы дискриминация цен обеспечила повышение доходов предприятия от реализации, необходимо наличие следующих условий:
Тема 2. Система цен
2.1. Виды цен
Все цены, действующие в экономике, образуют определенное единство систем. Система цен – это виды цен и их соотношения.
Выделяют различные виды цен в зависимости от следующих признаков:
характер обслуживаемого оборота;
характер производства продукции;
рынок, на который поставляется продукция;
примененная система франкирования;
орган, формирующий и утверждающий цены.
По 1-му признаку различают:
– оптовые, отпускные цены на промышленную продукцию;
– цены на продукцию сельского хозяйства;
– цены на продукцию строительства;
– розничные цены на ТНП;
– тарифы на услуги.
Оптовые, отпускные цены обслуживают оборот продукции крупными партиями, между предприятиями и организациями, а также между предприятиями-производителями и снабженческо-сбытовыми организации. Различают оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности (или цена продажи и цена приобретения).
По оптовым ценам промышленности снабженческо-сбытовая организация реализует продукцию за пределы отрасли.
Цены на продукцию сельского хозяйства.
Основной вид цен – это закупочные цены, по которым заготовительные организации приобретают эту продукцию у сельскохозяйственных предприятий и населения.
Расчетные цены на продукцию межхозяйственных объединений.
Цены на продукцию строительства формируются в виде сметной стоимости готовых строительных объектов.
Розничные цены на ТНП – это конечные цены на предметы потребления, по которым их приобретает население.
Тарифы на услуги устанавливаются на услуги транспорта, предприятий бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
В зависимости от характера производства различают цены на продукцию:
– серийного (массового) производства;
– индивидуального изготовления (уникальная продукция, нестандартное оборудование);
– цены разовых заказов;
– цены на отдельные партии изделий (когда возникает необходимость проверить возможный спрос на данное изделие и уровень издержек на производство; с реализацией партии действие цен прекращается).
По 3-му признаку – в зависимости от рынка, на который поставляется продукция, различают цены внутреннего рынка и внешнеторговые.
По 4-му признаку различают:
– франко-склад поставщика;
– франко-станция отправления;
– франко-вагон, станция отправления;
– франко-вагон, станция назначения;
– франко-станция назначения;
– франко-склад потребителя.
Франко – это коммерческий термин, который обозначает, в каких пределах транспортные расходы включаются в цену продажи.
Цена франко-склад поставщика определяется как отпускная цена + транспортные расходы по доставке продукции с места производства до склада поставщика. Если покупатель приобретает продукцию по этой цене, то все транспортные расходы по доставке продукции со склада поставщика до склада потребителя он оплачивает дополнительно к цене продажи.
Цена франко-станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции отправления.
Цена франко-вагон, станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции отправления, а также затраты по погрузке продукции на транспортные средства.
Цена франко-вагон, станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции назначения и затраты по ее погрузке на станции отправления.
Цена франко-станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции с места производства до станции назначения, затраты по погрузке продукции на станции отправления и затраты по выгрузке продукции на станции назначения.
Цена франко-склад потребителя включает отпускную цену, транспортные расходы по доставке продукции с места производства до склада потребителя и расходы по погрузке-выгрузке продукции на станции отправления и станции назначения.
Вид франко зависит
от условий реализации продукции, условий
доставки, определяется по соглашению
между поставщиком и потребител
По 5-му признаку различают:
– фиксированные цены (на зерно);
– регулируемые цены;
– свободные цены.
Регулируемые цены устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, которые внесены в реестр антимонопольных комитетов.
Регулирование
оптовых цен на продукцию предприятий-
Помимо регулируемой оптовой цены производится также декларирование изменения регулируемых цен на социально-значимую продукцию предприятий-монополистов.
Регулирование розничных цен на ТНП производится путем установления предельного размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавки.
Свободные оптовые цены на продукцию и услуги производственно-технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются с учетом налогов на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями, кроме населения, в том числе с посредниками.
Свободная оптовая цена на вторичные ресурсы формируется на основе спроса и предложения, при этом все цены на них не могут быть выше цен первичного сырья у потребителей с учетом затрат на их переработку.
При возникновении разногласий по уровню свободных оптовых цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения между изготовителем и потребителем окончательное решение принимается комиссией по политике цен при Министерстве финансов и экономики РФ. В этом случае изготовитель продукции предоставляет все необходимые расчетные материалы для обоснования уровня свободной цены.
В системе свободных цен на ТНП действуют отпускные и розничные цены. Отпускные цены на ТНП определяются изготовителями этих товаров по согласованию на равноправной основе с розничными и другими торговыми организациями, которые реализуют эти товары населению, а также посредникам.
Отпускные цены на ТНП формируются исходя из конъюнктуры рынка и качества товара на условиях франко-станция отправления, а при однородном отпуске товаров – франко-склад поставщика. Отпускные цены на ТНП включают себестоимость, прибыль, акцизы по подакцизным товарам и НДС. Цены на продукцию, поступающую через посредников, определяются исходя из свободных отпускных цен и снабженческо-сбытовой надбавки, которые устанавливаются по соглашению сторон и не могут быть выше предельного размера. Такие цены называют ценами закупки, или ценами приобретения.
Отпускные цены на импортные товары устанавливаются организациями, закупающими их у иностранных поставщиков, и включают таможенную стоимость товара, таможенную пошлину, акцизы по подакцизным товарам и НДС.
Свободно-отпускные цены могут дифференцироваться изготовителем продукции с учетом потребительных свойств исходя из свободной цены базового вида и доплат за качество.
Свободные оптовые отпускные цены фиксируются в протоколе согласования, который подписывается предприятиями-производителями продукции и потребителями. Они могут быть изменены по согласованию между потребителем и поставщиком продукции с учетом изменения цен на сырье, материалы и другие производственные ресурсы. Порядок изменения основных цен указывается в договоре на поставку продукции.
Свободные розничные цены на ТНП формируются исходя из свободных отпускных цен и торговой надбавки. При поставке продукции через посредников цена формируется из закупочной цены и торговой надбавки.
Свободная розничная цена определяется розничными торговыми организациями и отдельными юридическими лицами (независимо от форм собственности), которые производят продажу ТНП населению.
Свободные розничные цены оформляются и учитываются продавцом товаров в реестре свободных розничных цен. В случае изменения спроса и предложения свободные розничные цены могут изменяться торгующей организацией, при этом снижение розничных цен производится за счет средств торгующей организацией из фонда риска. Новые розничные цены заносятся в реестр, в котором зарегистрированы ранее действующие цены. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих продаже по свободным розничным ценам, предприятиям для дальнейшей переработки, и внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания происходит по свободным отпускным ценам, включая НДС.
Стоимость материалов и запасных частей, полученных предприятиями БО по свободной отпускной цене, оплачивается заказчиком по этой цене с добавлением торговой надбавки.
Свободные тарифы
на услуги по предприятию БО формируются
этими предприятиями исходя из конъюнктуры
рынка и качества услуг. На предприятиях
общественного питания наценки
применяются к свободным
Все предприятия
торговли, общественного питания, снабженческо-сбытовые
и торгово-закупочные организации
регистрируют и представляют в установленном
порядке в соответствующие
Тема 3.
СОСТАВ ЦЕНЫ
3.1 Элементы цены
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться,
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рис.
Себестоимость продукции |
Прибыль предприятия |
Акциз (по подакцизным товарам) |
НДС |
Снабженческо-сбытовая надбавка |
Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС |
НДС |
|
| ||
Отпускная цена предприятия без | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника | |||||
Розничная цена |
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы
снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.
В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, -то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.