Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:46, лекция
Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование является центральными элементами рыночной экономики. Цена представляет выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена- производителей и потребителей. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.
Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование является центральными элементами рыночной экономики. Цена представляет выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена- производителей и потребителей. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют 2 противоположные модели ценообразования. Это:
Цены устанавливаются исходя из затрат на производство или услуги. Цены играют важную роль как в экономике в целом, так и в деятельности отдельных предприятий. От уровня цены зависят конечные результаты работы предприятия в том числе прибыль и рентабельность.
Многообразие факторов, влияющих на образование цены в современной экономике принято делить на 3 группы:
Кроме того факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара разделяются на внутренние и внешние:
Виды цен
Существует большое количество признаков по которым осуществляется классификация цен:
Состав и структура цены
Состав цены — это составные элементы, выраженные абсолютными показателями, например затраты и прибыль, выраженные в рублях.
Структура цены — это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.
Традиционно в структурецены выделяют следующие элементы:
Определение структуры цены позволяет понять какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и увеличении прибыли. Структура цены хорошо показывает влияние двойного налогообложения на цену товара ( в случае если данный товар облагается акцизом), а также большого числа посредников на формирование розничной цены товара.
Прибыль — обязательный элемент цены рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости.
Налоги — обязательные платежи, взымаемые государством с юридических и физических лиц в доход государства.
Общая структура цены в современных российских условиях.
Система цен.
Систему цен характеризуют следующие параметры:
В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на блоки. Наиболее важными блоками единой системы цен являются оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы на ус лиги транспорта.
Франкирование цен
Термин франкирование применяется при оплате за перевозку груза от производителя к потребителю. Термин франко- означает до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
Виды цен с учетом условий франко
Цена продукции на складе поставщика |
Расходы по доставке продукции на станцию отправления |
Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления |
Расходы по транспортировке продукции до станции назначения |
Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначении |
Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя |
Франко-склад поставщика |
|||||
Франко-станция отправления | |||||
Франко-вагон-станция- | |||||
Франко-вагон-станция- | |||||
Франко-станция-назначения | |||||
Франко-склад-потребителя |
Типовые условия поставки продукции регламентируются законодательством разных стран и имеют свои особенности. Часто стороны, заключающие международные контракты не осведомлены о различных нюансах. Чтобы устранить этот недостаток в настоящее время действует система Инкотермс 2000, насчитывающий 13 терминов сгруппированных в 4 группы.
Группа E |
Группа С |
EXW - франк-завод |
CFR — стоимость и фрахт CIF – стоимость страхования и фрахт CPT – фрахт перевозка, оплаченная до CIP – фрахт перевозка и страхование, оплаченное до |
FCA – франко — перевозчик (доставка указанного товара, таможенная очистка и перевозка до назначенного места) FAC – свободно вдоль борта судно — продавец разместил товар вдоль борта судна на причале в указанном порту погрузки FOB - франко-борт |
DAF – поставка товара до границы DES – поставка товара с судна DEQ – поставка товара с пристани (фрахт + расходы по выгрузке товара + расположение на пристани) DDU – поставка товара без оплаты пошлины DDP – поставка с оплатой пошлины |
Группа F |
Группа D |
Определение цены экспортного и импортного товара
Постановка задач ценообразования.
Установление цены товара предполагает определенную последовательность действий прежде всего предприятие должно определиться с целями которых оно стремиться достичь с помощью производства и продажи конкретного товара, затем проводит анализ спроса на производимый товар, оценивает необходимые издержки производства, анализирует предложение и цены конкурентов. После необходимо выбрать метод на основании которого предприятие будет рассчитывать цену и провести расчет окончательной цены.
Цели предприятия:
Издержки производства их учет
Издержки производства — денежное выражение затрат, необходимых для обеспечения процесса производства данного товара.
Учет издержек производства играет важную роль в процессе определения цены на продукцию предприятия. Для любого производителя главным, а иногда единственным источником увеличения прибыли является сокращение издержек.
Издержки производства принято разделять на 2 вида:
Весь объем
Валовые изд.=пост изд. +перем изд.
В экономике
существет понятие средних
По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать непостоянные, а переменные издержки.
Издержки, связанные с производством доп единицы продукции называются предельными или маржинальными. (они показывают во сколько обойдется фирме производство дополнительной единицы продукции). Иногда предельные издержки называют приростными, поскольку они представляют собой увеличение валовых издержек на которое должно пойти предприятие ради производства еще одной дополнительной единицы продукции, но так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки остаются постоянными, а предельные издержки определяются только ростом переменных затрат в результате выпуска этой дополнительной единицыпродукции.
Себестоимость:
Методология, методика и принципы ценообразования
Метология ценообразования — совокупность
принципов и методов
Методики ценообразования