Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:46, лекция
Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование является центральными элементами рыночной экономики. Цена представляет выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена- производителей и потребителей. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.
Стратегия ценового лидера предусматривает либо соотнесение фирмой своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключения соглашения с фирмой - лидером о согласовании в области ценообразования. Такая стратегия несет ряд опасностей :
Поэтому стратегия следования
за ценовым лидером менее
Стратегия престижных цен. Данная
стратегия предусматривает
Стратегия массовых закупок предполагает продажу со скидкой в случае приобретении большого количества товара. Такая стратегия дает эффект в следующих случаях:
Стратегия конкурентных цен. Эта стратегия связана с проведением агрессивной политики по снижению цен предприятиями-конкурентами. Данная стратегия предполагает, что предприятие в целях укрепления монопольного положения на рынке, расширения рыночной доли и поддержания нормы прибыли от продаж:
• либо проводит ценовую атаку на своих конкурентов и уменьшает цены до уровня ниже сложившегося на рынке. Это приемлемо для рынков с высокой эластичностью спроса или для рынков, на которых потеря определенной доли может негативно сказаться на деятельности предприятия. Снижение цен происходит благодаря контролю за издержками и регулярным мероприятиям по их снижению;
• либо не меняет цены, несмотря на то что предприятия-конкуренты это уже сделали.
«Государственное регулирование цен»
Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и проводится путем сочетания прямых и косвенных налогов и имеет следующие задачи:
- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;
- создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;
- создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;
- преодолевать инфляционные процессы;
- добиваться экономической и социальной защиты населения.
Можно выделить 2 направления государственной ценовой политики:
Существует прямое и косвенное государственное регулирование:
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство гос органов в установление цен и определённых правил ценообразования.
Оно может осуществляться следующими методами :
Косвенное вмешательство
в ценообразование
Косвенное регулирование — это не регулирование самих цен, а факторов, влияющих на них оно осуществятся с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно — импортных пошлин и квот. К методам косвенного государственного регулирования цен относят:
Данными методами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.