Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 05:13, курсовая работа
Цель управления затратами состоит в обеспечении необходимой информацией руководства предприятия для принятия обоснованных управленческих решений как в текущей деятельности, так и на перспективу, что не менее важно. Актуальность проблемы управления затратами и ценами обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы цены и затрат
1.1 Сущность, структура и функции цен………………………………………...5
1.2 Сущность и классификация затрат………………………………………….12
Глава 2. Методология Цены и затрат
2.1. Методы управления затратами……………………………………………..15
2.2. Методы установления цены на основе затрат……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………23
Список источников……………………………………………………….25
В зависимости от форм конкуренции различают рыночные цены в условиях чистой конкуренции; олигопольные - в условиях господства групповых монополий; монопольные - в условиях абсолютной монополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферы производства и сбыта, или только сбыта.
В зависимости от типов рыночной системы выделяют регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство. Регулируемыми являются и цены на олигополистическом, а также чисто монополистическом рынках. Такое регулирование со стороны гигантских монополий осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практику «лидерства в ценах» и др.
За реализованную продукцию предприятие получает соответствующую сумму денег - валовую выручку. Одна ее часть идет на замену изношенных средств производства, другая - на заработную плату работников, что в совокупности составляет себестоимость продукции. Разница между валовой выручкой и себестоимостью является прибылью.
Общая прибыльность предприятия определяется нормой прибыли. Ее можно записать так: где с*, с - норма и масса прибыли; с + н - авансированный капитал. В этой формуле с - абсолютный показатель количественного определения прибыли, с* - относительный.
В развитых странах мира рост нормы и массы (величины) прибыли является главной целью предпринимателей и критерием эффективности производства. Средняя норма прибыли в крупных компаниях составляет около 12 %.
В результате межотраслевого перелива капитала формируется средняя для конкретной страны норма прибыли, присвоение которой примерно отражает вложение равновеликих капиталов. Ее величина зависит от скорости оборота производственных фондов, снижения себестоимости продукции, роста общественной производительности труда, величины созданного прибавочного продукта, качества работы, скорости оборота капитала и других факторов.
Затраты предприятия – один из ключевых элементов производства, важнейшая категория экономической науки и практики хозяйствования. Весьма значима их роль в бухгалтерском учете. Затраты нередко выражают такими понятиями, как «издержки», «расходы».
Главной целью классификации затрат является удовлетворение информационных потребностей внешних и внутренних пользователей. Потребности внешних пользователей обеспечиваются финансовым и налоговым учетом. Управленческий учет создается для внутренних менеджеров разных уровней.
В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В частности, с выходом 25 главы Налогового кодекса РФ появляется классификация расходов на прямые и косвенные в нетрадиционном для учета значении.
Прямые расходы в налоговом учете включаются в состав незавершенного производства и участвуют в исчислении прибыли при условии продажи изготовленной продукции, т.е. принимают характер «затрат на продукт». Косвенные затраты в налоговом учете полностью списываются на уменьшение налогооблагаемой базы отчетного периода, т.е. принимают характер «периодических». Цель классификации ясна. Обидно только, что законодатель запутал терминологию, используемую испокон века в России и за рубежом.
В финансовом учёте формируется информация о величине расходов в целом по предприятию. Для организации учета на счетах, формирования отчета о прибылях и убытках, статистической отчетности финансового планирования расходы делятся: 1) по характеру, условиям осуществления и направлений деятельности организации – расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы; 2) по сферам деятельности – расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов, расходы, связанные с процессом производства, расходы, связанные с продвижением и продажей продукции, расходы на управление; 3) по элементам – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.
В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из целей и задач менеджмента. Для управления недостаточно данных о величине затрат в целом по предприятию. Менеджерам нужна информация об издержках, сгруппированных по объектам учета затрат или объектам калькулирования (единица или партия продукции, услуга, операция, бизнес-процесс, жизненный цикл и т.д.). Информация по центрам ответственности необходима для мотиваций и контроля; о переменных затратах – для анализа соотношения выручки затрат и объема (критической точки), принятия решения «покупать или производить комплектующие изделия» и др.
Сведения о затратах нужны менеджерам практически на всех этапах разработки и реализации управленческих решений – выявления проблемной ситуации и постановки цели; сбора всесторонней информации для изучения существа вопроса, постановки условий для эффективного решения и установления ограничений; разработки альтернатив решений и выбора оптимального варианта; организации выполнения принятого решения и контроля. Поэтому в связи с разнообразием целей решений, методов их
достижения, степени новизны, периода действия и других классификационных признаков управленческих решений можно указать разные цели классификации затрат. Иначе говоря, исходя из того, что учетные системы должны обслуживать комплекс управленческих целей, существуют различные способы измерения и группировки затрат.
Экономически наиболее целесообразный подход к построению системы учета затрат – выделение типичных групп решений (например, контроль за трудозатратами или использованием материалов), выбор соответствующих им объектов учета затрат (например, продукция или подразделение) и выбор наиболее удобной классификационной группы затрат. Потребность в анализе вариантов групп затрат обусловлена тем, что для разных целей необходимы одни и те же компоненты затрат. Исходя из того, что учетные системы должны обслужить комплекс управленческих целей, существуют различные способы измерения и группировки затрат. Например, Ч.Т. Хорнгерн классифицирует затраты по следующим признакам: 1) по отношению к объему производства (переменные, постоянные); 2) по временной определенности (фактические, плановые или прогнозные, прочие); 3) по степени усреднения (общие, средние (затраты на единицу – на студента, на час), прочие); 4) по функции управления (производственные, коммерческие, административные); 5) по способу отнесения на себестоимость объектов (прямые, косвенные); 6) по периоду отнесения затрат на уменьшение прибыли (на продукт, на период); 7) по ценности для управленческих решений (релевантные, нерелевантные, альтернативные, затраты прошлых периодов).
В российской
учебной и научной литературе
называется до десяти
Глава 2. Методология Цены и затрат
2.1. Методы управления затратами
Себестоимость продукции относится к числу важнейших показателей эффективности производства. Анализ состава, структуры и динамики себестоимости отдельных изделий и всей продукции дает представление об эффективности выпуска как отдельных изделий, так и эффективности хозяйствования.
До настоящего времени в отечественных организациях применялось калькулирование полной себестоимости с распределением косвенных (накладных) расходов между изделиями. Это было оправдано в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления организаций с различной формой собственности, расширения процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики постепенно возрастала потребность в управленческом методе калькулирования затрат.
Важнейшей характеристикой западных систем управления является оперативность учета и планирования затрат по системе «стандарт-кост».
Система «стандарт-кост» включает в себя: 1) разработку норм стандартов на материалы, на затраты труда, накладные расходы; 2) составление стандартной (нормативной) калькуляции; 3) выявление отклонений фактических затрат от стандартов (норм).
Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки многих направлений деятельности отдельных структур и компании в целом, является основой для подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принимать решения об установлении реальных цен. Эта система широко используется в мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели, реализуемые системой «стандарт-кост», их значимость в экономической деятельности в разных странах практически одинаково понимаются.
Планировать и калькулировать себестоимость изделий можно по полным затратам, а можно и по сокращенным. Все зависит от полноты включения затрат в себестоимость. То есть можно говорить о двух методах управления затратами: 1) полное включение затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) – традиционный способ калькулирования по полной себестоимости; 2) ограниченного включения в себестоимость затрат по какому-либо признаку, например, по признаку зависимости расходов от объема производства, т.е. «директ-костинг».
В настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Важно, что применяя «директ-костинг», можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом). Для обеспечения расчетов бухгалтерии необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.
Основное достоинство системы «директ-костинг» в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оперативные управленческие решения, находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен.
Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькулировании полной фактической себестоимости, отходят на второй план. В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта. Все это свидетельствует о том, что директ-костинг является важным элементом системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
В настоящее время на Западе более популярны подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар.
После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться минимизировать их.
Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством продукции, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния рыночных факторов. Поэтому в западной литературе существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных) затрат
2.2. Методы установления цены на основе затрат
При определении базовой цены методами, ориентированными на затраты, явно учитываются именно последние. Использование данных методов позволяет фирме установить такие цены на товары, при которых возмещаются ее издержки и фирма получает некоторую прибыль от реализации имеющихся товаров. Иными словами, цена товара устанавливается как сумма некоторых затрат фирмы и соответствующей добавочной величины, характеризующей прибыль от продажи данного товара. Что касается затрат, то существуют два подхода к оценке их величины. В первом случае устанавливаются так называемые полные издержки, которые включают все затраты фирмы, обусловленные производством и продажей данного товара.