Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 05:13, курсовая работа
Цель управления затратами состоит в обеспечении необходимой информацией руководства предприятия для принятия обоснованных управленческих решений как в текущей деятельности, так и на перспективу, что не менее важно. Актуальность проблемы управления затратами и ценами обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы цены и затрат
1.1 Сущность, структура и функции цен………………………………………...5
1.2 Сущность и классификация затрат………………………………………….12
Глава 2. Методология Цены и затрат
2.1. Методы управления затратами……………………………………………..15
2.2. Методы установления цены на основе затрат……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………23
Список источников……………………………………………………….25
Содержание
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы цены и затрат
1.1 Сущность, структура и функции цен………………………………………...5
Глава 2. Методология Цены и затрат
2.1. Методы управления затратами……………………………………………..15
2.2. Методы установления цены на основе затрат……………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………………………………
Введение
Понятия «затраты» и «цены» всегда находились под пристальным вниманием отечественной теории и практики. В период построения рыночной экономики важность этих показателей возросла.
Управление затратами и ценами включает в себя изучение таких важных проблем, как анализ поведения различных видов затрат, их влияние на величину финансового результата, выбор оптимальной ценовой политики и стратегии, направленной на повышение эффективности деятельности предприятия.
Цель управления затратами состоит в обеспечении необходимой информацией руководства предприятия для принятия обоснованных управленческих решений как в текущей деятельности, так и на перспективу, что не менее важно. Актуальность проблемы управления затратами и ценами обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Эффективное управление затратами и точное ценообразование:
• обеспечивает уверенное развитие;
• дает ресурс для гибкости и мобильности компании, особенно в ситуациях нехватки времени и инвестиций;
• становится уникальным конкурентным преимуществом;
• повышает результативность стратегии развития компании, связанной с учетом возможностей изменения цены и управления затратами.
Одна из задач, которую менеджер компании ставит перед сотрудниками финансово-экономических подразделений – это минимизация затрат. При этом порой не принимается в расчет тот факт, что снижение затрат не всегда означает увеличение доходов. Практика показывает, что важно не только снижать затраты, но и уметь их анализировать, оценивать и правильно распределять.
Следует отметить, что методы и процедуры, разработанные для управления затратами и ценами в западных странах, достаточно легко адаптируются к российской практике, их использование не регламентируется постановлениями Правительства или другими нормативными документами, что характерно для финансового учета. Практически все методы и приемы, используемые в западных странах, могут уже сегодня применяться на практике в российском управленческом учете, который становится неотъемлемой частью непрерывного повышения конкурентоспособности предприятия не только в текущей, но и в долгосрочной перспективе.
.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ цены и затрат
1.1 Сущность, структура и функции цен
Наиболее простым и исторически первым было следующее определение: цена- это денежное выражение стоимости. Оно отражало тот период развития товарного производства, когда существовало простое товарное производство и цены колебались вокруг стоимости товаров.
В условиях капиталистического способа производства в результате внутриотраслевой конкуренции происходит превращение многих индивидуальных стоимостей в единую общественную или рыночную стоимость, которая вследствие межотраслевой конкуренции трансформируется в цену производства.
В условиях простого товарного производства в основе товарных цен лежали только общественно необходимые затраты производства. Это можно выразить так:
W = с + н + m,
где W -- стоимость товара, с - постоянный капитал; v - переменный капитал; m - прибавочный продукт.
При капиталистическом товарном производстве в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соотношение между спросом и предложением
U„=c+v+p,
где Ц,- цена производства, с - прибыль; Прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции с учетом процесса колебания спроса и предложения, переливания капитала в отрасли, в которых производство товаров не удовлетворяет потребности потребителей с соответствующим колебанием цен (их росте при неудовлетворении платежеспособного спроса и снижении при превышении предложения над спросом). В условиях равновесия спроса и предложения формируется цена равновесия.
Если в условиях простого товарного производства цены определялись только законом стоимости, то в условиях капиталистического товарного производства они определяются и действием закона спроса и предложения. Поэтому в новых исторических условиях цена - это денежное выражение цены производства, взаимодействия закона стоимости и закона спроса и предложения.
К. Маркс рассматривал цену как денежное выражение стоимости. И хотя в этой работе анализируется процесс превращения стоимости в цену производства, само определение цены остается неизменным. В бывшем СССР в экономической литературе использовалось только это внеисторическое определение, отражавшее реалии докапиталистических формаций, которое свидетельствовало о догматическом, антинаучном восприятии действительности и противоречило диалектическому методу исследования».
Определение цены как денежного выражения цены производства отражает преимущественно реалии низшей стадии развития капитализма XVI -- XIX в. С возникновением монополий и олигополии процесс ценообразования значительно усложняется, в частности, возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. Вследствие этого цена производства превращается в монопольную цену производства, которая выражается формулой
Мцп = с + н + с + с,
где Мцп -- монопольная цена производства, с - средняя прибыль; с, - монопольно высокая прибыль. Последнюю присваивают наиболее могущественные компании, поскольку они занимают монопольное положение в сфере производства и сфере обращения. С учетом этого обстоятельства в современных условиях цена является денежным выражением монопольной цены производства, в которой отражается действие законов стоимости, спроса и предложения, господства групповых монополий (олигополии).
Монопольные цены - это, прежде всего монопольные цены производства. Сосредотачивая у себя самую современную технику, наиболее квалифицированную рабочую силу, внедряя наиболее прогрессивные формы производства и труда, предприятия и филиалы гигантских компаний формируют наиболее низкие затраты производства (а следовательно, и себестоимость), которые являются основным фактором присвоения монопольно высокой прибыли. Поскольку на таких предприятиях производится основная масса продукции, одну из составляющих цены на тот или иной товар представляют соответствующие затраты производства. Но если бы цены на те же автомобили устанавливались только на основе затрат и средней прибыли, они не были бы монопольно высокими. Такими их делает диктат монополий на рынке.
Поэтому монопольные цены - это цены обращения, отражающие господство олигополистов на рынке, вследствие чего перераспределяется часть прибавочной стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, и часть доходов населения при покупке соответствующих товаров в пользу гигантских компаний. В отличие от этого на низшей стадии капитализма основой цен были средние затраты (как исключение - индивидуальные затраты) производства и обращения.
Более полно раскрыть механизм ценообразования в современных развитых странах мира поможет краткое изложение истории развития теории цены.
Наиболее весомый вклад в теорию ценообразования сделали такие выдающиеся экономисты, как Д. Рикардо, К. Маркс, М. Туган - Барановский и А. Маршалл.
Д. Рикардо впервые в мировой экономической мысли выделил три основных фактора стоимости: труд, полезность (потребительную стоимость) и редкость. Первые два фактора играют стоимостно - образующую роль для большинства воспроизводимых товаров (то есть товаров, которые постоянно изготавливаются), третий – для незначительной группы невоспроизводимых товаров (шедевры искусства, редкие книги и т.п.).
И действительно, чем иным можно объяснить продажу картин известных художников прошлого на всемирно известном аукционе Сотби в Англии за несколько миллионов долларов каждую, если не их редкостью, невоспроизводимостью.
Д. Рикардо справедливо критиковал положение Ж. Б. Сэя о полезности товаров как регуляторе стоимости. Позднее этот тезис был развернут в теорию предельной полезности. Степень полезности, по мнению Д. Рикардо, не может быть мерой стоимости потому, что товар, который изготавливается с большими усилиями, будет всегда дороже того, который производится с меньшими усилиями. К тому же даже двое людей, которые пользуются одной и той же вещью, получают от нее разное удовлетворение.
Однако утверждение Д. Рикардо о том, что определение стоимости невоспроизводимых товаров (редких статуй, картин и др.) зависит от их редкости, было несколько односторонним. Ведь стоимость зависит и от работы художников, скульпторов. Труд талантливых деятелей искусства чрезвычайно сложен, а иногда и очень продолжителен. И. Репин, например, работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 14 лет.
Заслуга К. Маркса в развитии теории цены состоит в том, что он четко размежевал стоимость и цену. Стоимость, по его мнению, определяется общественно необходимыми затратами. Такая стоимость лежит в основе цены, а соотношение между спросом и предложением влияет на отклонение цены от стоимости. Кроме того, по мнению К. Маркса, стоимость зависит не только от затрат общественно необходимого труда, но и от соответствия товарной массы величине общественных потребностей, общественной потребительной стоимости.
Эти положения не приобрели вид целостной логичной теории, поэтому в трудах К. Маркса недостаточно учтено влияние качества продукции, ее полезного эффекта на стоимость товаров, игнорируется фактор редкости, в теории ценообразования не сделана попытка соединить влияние на цены затрат и результатов, то есть общественно необходимых затрат производства и полезности товаров, их субъективной, психологической оценки потребителем.
Впервые попытку синтеза этих двух наиболее важных факторов ценообразования предпринял М. Туган - Барановский. Он ввел в научный оборот понятия «стоимость» (как затраты средств производства и труда) и «трудовая стоимость» (затраты живого труда). Кроме того, он размежевал категории «стоимость» и «ценность». Ценность имеет субъективную сторону (психологическая оценка полезности товара отдельным потребителем) и объективную (оценка такой полезности обществом). Последняя и является ценой товара. При правильном понимании теории предельной полезности она, по мнению ученого, не отрицает теории трудовой стоимости.
А. Маршалл первым из западных ученых предпринял попытку синтеза этих теорий. Он считал себя учеником Д. Рикардо и рассматривал рыночную цену как результат взаимодействия издержек производства и предельной полезности, столкновения спроса и предложения. Такой подход воплощен в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона.
Цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую функции. Первая состоит в том, что цена является средством учета общественно необходимого, а, следовательно, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину при производстве воспроизводимых товаров, не признается потребителями, а потому излишний. Такой учет дает возможность осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и другие пропорции.
Распределительная функция цены реализуется в процессе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости и, прежде всего, прибавочной стоимости осуществляется в пользу тех предприятий, на которых издержки производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов в пользу отраслей, где осуществляется производство товаров и услуг в соответствии с индивидуальными, коллективными и общественными потребностями.
Стимулирующая функция цены состоит в том, что рыночные цены через механизм конкуренции побуждают предпринимателей внедрять новую технику, более совершенные формы и методы организации производства и т. п.
Существуют разные критерии классификации цен. Так, в соответствии с критерием собственности различают государственные, коллективные, индивидуальные и другие виды цен. Государственные цены преобладали в бывшем СССР, так как 92 % собственности принадлежало государству. Их устанавливали специальные государственные органы - Государственный комитет цен и его филиалы в республиках и на местах. Механизм установления таких цен был очень громоздким. В периодической печати времен «перестройки» приводились примеры, когда для установления цен на товары широкого потребления (например, новый тип совка для мусора и др.) следовало собрать более 100 подписей в разных инстанциях. В СССР 98 % цен были государственными и только 2 % - ценами колхозного рынка. Цены на продукцию кооперативных предприятий также были огосударствлены.