Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:25, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется тем, что исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики имеют огромное значение в системе исследований рынка в целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.
Введение 2
1. Средние цены и обобщающий уровень цен 4
2. Индексный метод в анализе конъектуры 10
3. Индексы товарной биржи 15
4. Методы исследования отраслевой структуры рынка 19
Заключение 25
Список литературы 27
Содержание
Актуальность данной темы определяется тем, что исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики имеют огромное значение в системе исследований рынка в целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.
Работа предпринимательских структур на рынке подразумевает объективную необходимость изучения рынков, их основных характеристик, состояния и тенденций развития. В современной рыночной экономике, которая характеризуется напряжённой конкурентной борьбой на рынке, только то предприятие может рассчитывать на успех в этой борьбе, которое следит за ситуацией на рынке, прогнозирует его конъюнктуру и принимает на этой основе оперативные и правильные решения. Работа на рынке «в слепую», без его постоянного изучения возможна только в условиях монополии производителя. Но и в этом случае монополист не застрахован от
принятия неправильных решений, если он не будет изучать рынок и
следить за его изменениями. Поэтому изучение конъюнктуры рынка является неотъемлемой функцией управления любой предпринимательской структуры, работающей в условиях рыночной экономики.
Экономическая конъюнктура представляет собой сложную систему, развивающуюся под воздействием множества факторов самой различной природы. Представляя собой сложившееся в каждый момент состояние на том или ином рынке, экономическая конъюнктура является результатом действия на рынке производителей и потребителей, конкурирующих друг с другом, ограничений или поддержки со стороны государства, политических и других факторов. Состояние экономической конъюнктуры даёт предпринимателю информацию о том, насколько благоприятной или неблагоприятной является ситуация на рынке, в результате чего предприниматель принимает необходимые решения.
Целью данной курсовой работы является исследование различных методов исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики.
Исходя из цели, должны быть решены задачи:
Предметом исследования является методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики.
В работе использовались следующие методы исследования: монографический, табличный, сравнения и т.д.
Информационной базой написания курсовой работы явились труды Есипова В.Е., Герасименко В.В ,а также информация в сети Интернет.
Работа состоит из 4 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются средние цены и обобщающий уровень цен, во второй- индексный метод в анализе конъюнктуры. Третья глава посвящена индексам товарной бирже, в четвертой рассматриваются основные методы исследования отраслевой структуры рынка.
Существуют две основные концепции регистрации цен. В условиях политики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашей стране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и в международной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен:
• отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, а, следовательно, отказ от сплошного учета и переход к использованию выборочного метода;
• полный охват всех форм и видов торговли;
• формирование потребительской корзины, то есть набора товаров-представителей.
Оценка уровня цен – первый этап в статистическом изучении цен.
Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Можно оценить индивидуальный, средний и обобщающий уровень цен. Индивидуальный уровень цены – это абсолютная величина – сумма денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.
Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен, который будет выступать в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.
Выбор формулы расчета средней цены зависит от наличия имеющейся дополнительной информации. Формула простой средней почти не находит применения, так как при этом не учитываются различия в составе товара. Для расчета средней цены применяются приведенные ниже формулы.
1. Средняя хронологическая
где t – число месяцев в периоде.
Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга, например фиксированы данные на начало каждого месяца. Формула находит свое применение в основном при расчете средней за год или полугодие.
Пример.
Данные о ценах на начало каждого месяца:
1.01– 55 ден. ед., 1.02 – 58 ден. ед., 1.03 – 55 ден. ед., 1.04 – 59 ден. ед., 1.05 – 65 ден. ед., 1.06 – 66 ден. ед., 1.07 – 68 ден. ед.
Определить среднюю цену за полугодие:
2. Средняя хронологическая взвешенная
где `Pi – средняя цена за период;
ti – число месяцев в периоде.
Данная формула применяется в том случае, если даты регистрации цен расположены неравномерно.
Пример.
1.01 - 55 ден. ед., 1.02 - 58 ден. ед., 1.04 - 59 ден. ед., 1.05 - 65 ден. ед., 1.07 -68 ден. ед.
Определить среднюю цену за полугодие:
3. Средняя арифметическая взвешенная
Формула применяется в том случае, если регистрируется количество проданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров:
где Q – количество проданных товаров в натуральных единицах измерения (метры, литры, килограммы и т. п.).
Пример. Имеются данные о среднемесячных ценах и объеме реализации товара на рынке за 1 квартал:
|
Январь |
Февраль |
Март |
Среднемесячная цена за 1 кг в руб. |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
Реализовано (кг) |
9000 |
10000 |
8500 |
Определите среднеквартальную цену.
4. Средняя гармоническая взвешенная
Данная формула применяется в том случае, если известны обороты в рублях (товарооборот), соответствующие разным уровням цен, то есть в качестве весов используется стоимостный показатель:
где PQ – товарооборот в рублях.
Пример.
Имеются данные о продажах товара на трех рынках г. Санкт-Петербурга в сентябре 2010 г.
Рынок |
Количество проданного товара, тыс. руб. |
Цена за 1 кг в руб. |
Сенной |
14,0 |
2,5 |
Кузнечный |
20,0 |
3,5 |
Василеостровский |
17,5 |
2,8 |
Определить среднюю цену 1 кг товара.
В качестве весов в данной формуле можно использовать число дней торговли. В этом случае предполагается, что ежедневный оборот в рублях практически не меняется.
Пример.
В начале марта товар стоил 7 руб., с 10 марта повысилась цена до 8 руб., а с 20 марта еще на 0,5 руб. и до конца месяца не изменялась. Определить среднюю цену за март.
На динамику средних цен наряду с изменением номинальных цен влияют и неценовые факторы (изменение удельных весов и качества товаров, входящих в данный период и в данную группу, территориальные сдвиги и др.).
Величина такой средней зависит от нескольких факторов: 1) от изменения цены отдельных товаров в товарной группе; 2) от структурных сдвигов вследствие ряда причин: изменения ассортимента или изменения доли того или иного города в объеме продаж, от распределения проданных товаров по сезонам.
Пример.
Виды продукции |
Оптовая цена за 1 м, ден. ед. |
Количество проданного товара |
Структура количества, % | |||
базисный период |
отчет. период |
базисный период |
отчет. период |
базисный период |
отчет. период | |
Ситец |
7500 |
7500 |
900 |
1000 |
56 |
45 |
Сатин |
12500 |
12300 |
700 |
1200 |
44 |
55 |
Средняя цена по товарной группе возросла на 430,7 ден. ед., хотя цены на отдельные виды продукции были неизменными или сниженными. Средняя цена по товарной группе является не только показателем изменения цен, но и фактором потребления. В примере в отчетном периоде более всего возросло потребление продукции с более высокой ценой и относительно уменьшилась (с 56% до 45%) доля покупок дешевого ситца.
Чтобы устранить влияние сезонности, изменения ассортимента, географии продаж на изменение средних цен, нужно брать постоянные веса:
Рост средних цен за счет улучшения качества и ассортимента товаров нельзя рассматривать как удорожающий фактор. Его следует рассматривать как фактор реального улучшения качества товаров.
С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают закономерности поведения рыночных цен, взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.
В качестве обобщающего уровня цен рассматривается показатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и «цену жизни», в этом своем качестве он также активно используется в статистике цен.
Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей (по отдельным социальным группам, в целом по стране или по отдельным регионам):
• отношение цены (индивидуальной или средней) к среднему денежному доходу населения;
• отношение стоимости потребительской корзины к среднему денежному
доходу населения.
Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.1
Исчисление средних цен имеет смысл только для групп однородных товаров, если же группа товаров неоднородна (например, группа продовольственных товаров), тогда для оценки динамики цен используют индексы.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен.
где Pi0– цена i-гo товара в базисном периоде,
Рi1 – цена i-гo товара в отчетном периоде.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс.
В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой-либо системы взвешивания. В XIX веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. В зависимости от выбора базисных или текущих весов возникли две формулы: Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса – средняя арифметическая форма, в формуле Пааше – средняя гармоническая, которые отражены в табл.1.
Информация о работе Методы исследования отраслевой структуры рынка