Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать процесс формирования цен на продукцию предприятия.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- раскрыть понятие цены,
- рассмотреть классификацию цен,
- охарактеризовать ценовую политику предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы экономической категории – цена 5
1.1 Понятие цены 5
1.2 Виды и классификация цен 6
1. Классификация цен по степени регулироемости 6
2. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота 7
3. Другие классификации цен 9
2. Ценовая политика предприятия 12
2.1 Значение ценообразования в рыночной экономике 12
2.2 Ценовая стратегия предприятия 15
3. Методы ценообразования 20
3.1 Методология установления цены 20
3.2 Методы определения цены на продукцию 25
Заключение 28
Список литературы 29
- цены единые по стране, или поясные;
- цены региональные (зональные, местные).
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению5.
В зависимости от иных классификационных признаков выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
Виды цен:
1. По
характеру обслуживаемого
- Оптовые цены покупки и продажи
- Закупочные цены
-Биржевая цена
-Розничные цены
-Отпускная цена на предприятиях общественного питания
-Цены на услуги населению
2. В
зависимости от
-Свободные цены (рыночные цены)
-Регулируемые цены
-Предельные цены
-Фиксированные цены
3. По способу установления, фиксации.
-Твердые цены
-Подвижная цена
-Скользящая цена
4.
По способу получения
-Публикуемые цены
-Справочные цены
-Расчетная цена
5. В зависимости от вида рынка.
-Цены товарных аукционов
-Биржевые котировки
-Цены торгов
6. С учетом фактора времени.
-Постоянная цена
-Сезонная цена
-Ступенчатая цена
7. Внутрифирменные цены
-Трансфертные цены
8.
По условиям поставки и
-Цена - нетто
-Цена - брутто
9. Мировые цены.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги.
В условиях рынка
Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.
Цены и ценовая политика
Следует отметить, что установление единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое. Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом.
Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревались получить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце девятнадцатого века благодаря возникновению крупных предприятии розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для разной клиентуры.
Каждая
фирма подходит к проблемам ценообразования
по-своему. В мелких фирмах цены обычно
устанавливаются главным
На
решение руководства фирмы в
области ценообразования
-
рекламу (чем удачнее,
-
специфику производимой
-
особенности производственного
процесса (продукция мелкосерийного
и индивидуального
- рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
-
специфику жизненного цикла
- мобильность производственного процесса;
-
длительность продвижения
-
организация сервиса при
- объем рынка;
- имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К внешним критериям обычно относят следующее: политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;
- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
- характер регулирования экономики государством;
- уровень и динамика инфляции;
-
объем и отличительные черты
существующего и
-
наличие и уровень конкуренции
между производителями
Чего хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар и услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:
-
получить в полной мере
- увеличить объем продаж;
- завоевать более солидную долю рынка;
-
попытаться добиться более
- ослабить конкурента;
- сформировать определенный имидж товара.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис. 1).
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.
Закономерности
спроса. Исследование закономерностей
формирования спроса на производимый
продукт является важным этапом в
разработке ценовой политики предприятия.
Закономерности спроса анализируются
с помощью кривых спроса и предложения,
а также коэффициентов эластичности по
цене7.
Рис. 1. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия
Чем
менее эластично реагирует
Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.
Оценка издержек. Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами.
Анализ цен и товаров конкурентов. Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным способом и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.