Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:59, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе монополии и ее влияния на ценообразование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать монополию: понятие, условия существования;
рассмотреть механизм ценообразования в современной рыночной экономике;
проанализировать влияние монополий на ценообразование.
Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.
Чистая монополия (Pure monopoly) — организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренцией, монополия является примером несовершенной конкуренции.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.
Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтные услуги.
Основные признаки чистой монополии:
|
Рис. 1. Равновесие чистой монополии |
Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), точка E на графике. Именно эта точка является равновесием фирмы. Но для получения прибыли цена установится в точке E1. Это обусловлено тем, что именно цена P1 при данном объеме производства (Q1) выше средних издержек (AC) монополиста. В условиях несовершенной конкуренции должно соблюдаться следующее неравенство:
(MR = MC) < AC < P
Конгломерат (концерн, холдинг) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных хозяйствующих субъектов.
В экономике существуют и так называемые естественные монополии – то есть одна фирма может снабжать весь рынок имея при этом более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для предприятий коммунального обслуживания: тепло-, водо-, газоснабжения, телефонной службы, железной дороги, почты.
В чистом виде названные типы монополизаций не встречаются, потому что они, так как и все процессы в экономике, взаимосвязаны и взаимопереплетены. Но для теоретического анализа и выяснения определенных практических действий, например, государства в условиях рыночной экономики, такая классификация достаточно конструктивна.
1. Экономический монополизм.
Этот тип монополизма является
стержневым. Именно он дал содержательное
наполнение всем другим
2. Технологический монополизм
проявляется в том, что власть
над рынком больших корпораций
(контроль производства и
Технологический монополизм в определенной степени можно назвать естественным именно в той мере, в которой он является естественной своеобразной конфигурацией производства. Отсюда выплывает очень важный, особенно для современной Украины, вывод, что на те секторы экономики, где доминирует технологический монополизм, демонополизация распространяться не должна. Трудно, например, представить себе образование высококонкурентного рынка, если рядом с действующей железной дорогой построится новая, конкурирующая с ней. Рынки, оккупированные технологическими монополиями, являются монопольными полностью на естественной основе и еще долго будут оставаться такими.
3. Рекламный монополизм.
Это особенная разновидность
монополизма, предопределенная
Рыночную конкуренцию определены монополистические мотивы, и коммерческий успех попадает в зависимость не только от цены и потребительских качеств самого товара, но и от определенных искусственно созданных условий.
4. Инновационный монополизм.
Он характерен для предприятий
(фирм), которые лидируют на тех
или других направлениях НТП.
Суть его в том, что отдельные
фирмы, используя передовые
При этих условиях конкурентное равновесие на рынке сдвигается в пользу тех фирм, которые обеспечивают им дополнительную (монопольную) прибыль.
Характерной особенностью монополизации этого типа является, во-первых, то, что она имеет временный характер и исчезает в меру распространения и коммерческого усвоения результатов научных исследований и технологических разработок. Во-вторых, она является отражением объективных закономерностей развития человеческого общества, в частности закону экономии времени. Поэтому ограничение такого монополизма со стороны государства должно быть минимальным.
5. Государственный естественный
монополизм. Сюда относятся естественные
государственные монополии. А именно,
монополия государства на
6. Государственный
Государственный административный монополизм имеет такие основные особенности:
Рассмотренные основные типы монополизма указывают на то, что монополизм, во-первых, по своей природе неоднородный. Поэтому и отношение к нему не может быть однозначным. Если монополистические структуры, которые относятся к первой и шестой группам, опасные для экономики и должны быть демонтированы или ограничены, то естественные монополии (технологические, государственные, естественные и те, которые предусматривают лидерство в НТП) не противоречат, во всяком случае не совсем противоречат нормальному функционированию современного рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы. Во-вторых, границы действия естественного монополизма не постоянны. Они подвижны хотя бы потому, что, например, монополия, предопределенная выходом тех или других фирм на передовые рубежи НТП, недолговечна, и статус монополиста переходит периодически из «рук в руки» как результат изменения фирм-лидеров на передовых рубежах НТП.
Различают два вида рыночных монополий, каждый из которых имеет свои подвиды.
К первому виду (собственно монополия) относятся фирмы, которые являются единственным производителем товара, который поступает на рынок, причем у него нет товара-субститута. Цена такого товара полностью определяется фирмой и не зависит от конъюнктуры рынка. Монополия – продавец, а точнее производитель (картели, синдикаты, тресты), может быть однородной, то есть такой, которая монополизирует производство и сбыт одного вида продукции, дифференцированной, когда монополизируется производство и сбыт многих видов продукции одной или ряда отраслей. Суть такой монополии заключается в том, что монополизируется производство и сбыт не многих продуктов и даже не одного, а определенной разновидности данного продукта. Например, одна из модификаций двухкамерного холодильника или цветного телевизора. Такая монополия связана с дифференциацией продукта. В результате любое предприятие, если оно имеет возможность заинтересовать продавцов какими-либо особенностями (качествами) своего товара, добывает определенную монополию на этот товар и может пользоваться ею для повышения цен с целью получения дополнительной прибыли. Особенность такой монополии, в отличие от предыдущей, в том, что она не ограничивает конкуренцию, а развивает и углубляет ее.
Вторым видом является монополист-покупатель. В качестве таких монополий может выступать государство (речь об этом шла выше), а также, отдельные фирмы. Например, монополизация одной или несколькими перерабатывающими фирмами сбыта сырья, которое выращивается и реализуется сотнями сельскохозяйственных предприятий. Тоже именно можно сказать о металлургических комбинатах, которые монополизируют сбыт сырья предприятий добывающей промышленности.
Следовательно, в каком бы виде монополия не фигурировала, она так или иначе деструктивно влияет на рынок. Наиболее деформирует рынок двусторонняя монополия, когда взаимодействуют один продавец и один покупатель. В этой ситуации практически невозможный контроль общества за ценами, качеством, потому что они устанавливаются путем соглашения между ними. 6
Ценообразование представляет собой весьма сложный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат, конкуренции и ценовой политики. Установление окончательной цены является важным механизмом ценовой политики любых предприятий различных форм собственности, прямо воздействующим на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен отдельных видов продукции, особенно конкурирующих изделий, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых потребителями закупок. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы) в целом. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.
В современных условиях первоочередной задачей российского общества становится развитие и совершенствование хозяйственного механизма. В этом процессе необходимо различать как частичное улучшение определенных его элементов, незначительные по своей глубине изменения, так и всеобъемлющие преобразования во всей его структуре. В последнем случае можно говорить о реформировании хозяйственного механизма, что является весьма сложной проблемой. Следовательно, одной из основных задач современной науки должно стать осмысление изменений, происходящих в экономике в целом и проявляющихся в отдельных ее составляющих с целью разработки модели нового механизма хозяйствования.
Информация о работе Монополия и ее влияние на ценообразование