Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:31, контрольная работа
Проблема ценообразования относится к наиболее сложным разделам экономики и является наиболее важным инструментом практики управления народным хозяйством.
Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка. Многое зависит от состояния государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка России.
Политика ценообразования в России................................................
1.1 Классификация цен.....................................................................
1.2 Процесс ценообразования.............................................................
1.3 Принципы ценообразования..........................................................
1.4 Факторы влияющие на формирование цен.................................
1.5 Воздействие государства на ценообразование..............................
2. Проблемы ценообразования................................................................
2.1 Установление цен на новый товар...................................................
2.2 Установление цены в рамках товарного ассортимента..................
2.3 Установление цен со скидками и зачетами.......................................
2.4 Установление цен для стимулирования сбыта.................................
Заключение....................................................................................................
Список использованной литературы...........................................................
Краткая характеристика факторов, влияющих на процесс ценообразования.
1. Потребители
Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
Помимо психологических,
существуют и экономические аспекты
поведения покупателей. Сюда относятся
такие понятия как
2. Рыночная среда
Рыночная среда является
очень сложным и многогранным
понятием. Она формируется под
влиянием большого количества факторов
экономического, политического и
культурного порядка. Обычно выделяют
четыре основные модели рынка: чистая
конкуренция, монополистическая конкуренция,
олигополия, чистая монополия. С точки
зрения ценообразования основной отличительной
чертой этих рынков является степень
влияния предприятия на установление
рыночной цены. Максимальное влияние
оказывается в условии
3. Участники каналов
Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:
• прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
• косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
• смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.
С точки зрения ценообразования
интерес представляет влияние участников
каналов товародвижения на возрастание
цены. Чем большее количество посредников
находится между производителем
товара и его конечным потребителем,
тем в большей степени
4. Государство
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:
1. Использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.
2. Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;
3. Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования
• деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
• запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
• запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
• запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
• запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.
1.3 Принципы ценообразования
Важнейшими принципами ценообразования являются:
1. Научная обоснованность
цен - необходимость учета в
ценообразовании объективных
Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.
2. Принцип целевой
3. Принцип непрерывности
процесса ценообразования.
4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.
Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.
1.4 Факторы, влияющие на формирование цен
При анализе процессов, связанных с ценообразованием необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название "ценообразующих факторов". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
• экономический цикл;
• состояние совокупного спроса и предложения;
• инфляция.
Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
• издержки;
• прибыль;
• налоги и сборы;
• предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
Потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
• сезонность;
• эксплуатационные расходы;
• комплектность;
• гарантии и условия сервиса.
Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
• государственное регулирование;
• валютный курс.
Внеэкономические - политические;
военные. Как отмечалось выше, цены
определяются условиями конкуренции,
состоянием и соотношением спроса и
предложения. Однако на международном
рынке процесс ценообразования
имеет особенности. С учетом этого
следует рассматривать и