Правовые вопросы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рекомендаций по регулированию цен. Задачи:
Определение теоритических основ;
Рассмотрение методов государственно регулирования цен;
Разработка практических рекомендаций.
Объектом курсовой работы является система правовых вопросов государственного регулирования цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы изучаемой темы…………………………….5
Глава 2. Методы исследования, оценка изучаемого объекта………………..7
2.1 Сущность государственного регулирования цен……………………7
2.2 Взаимодействие верхнего и нижнего предела цены на функционирование рынка……………………………………………………..8
2.3 Оценка государственного регулирования рыночных цен…………11
Глава 3. Практические рекомендации по проделанной работе……………13
3.1 Методологические принципы регулирования цен ………….……15
3.2 Направления совершенствования государственного регулирования цен…………………………………………………………………….………....20
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование курсовик.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

     Но, несмотря на старания политиков, о справедливости распределения товаров на рынке между потребителями говорить очень сложно. Так как на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, по этому образуются длинные очереди, начинает работать принцип “Кто первый пришёл, тому и досталось”.

     Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть.5 Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налога обложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и по этому продавцы могут распределять товары по определённому принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли.

     На практике не редко встречается ценовой коридор, который также создан для контроля цены. С его помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг. В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в ЕС в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные органы ЕС начинают скупать продукцию в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен.6

    Нельзя забывать, что рыночная цена - это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.7

 

2.3 Оценка государственного  регулирования рыночных цен.

    Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.

    Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы.

  Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п.

     Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методологические принципы и направления совершенствования государственного регулирования цен.

3.1 Методологические принципы  регулирования цен.

     Различают регулирование цен на макро- и микроуровне. Регулирование цен на микроуровне основывается на теориях цен и к настоящему времени исследовано достаточно полно,  регулирование же на макроуровне,  хотя и освещается в той или иной степени в общеэкономических теориях,  требует дальнейшего изучения.

    Основанием для разграничением полномочий в регулировании цен на макро-  и микроуровнях являются:  характер решаемых задач; объекты ценообразования; механизм формирования цен,  условия хозяйственной деятельности. На макроуровне решаются национальные, общественные задачи, на микроуровне – частные задачи самостоятельного хозяйствующего субъекта.

    В экономической литературе отсутствуют критерии выбора объектов государственного регулирования цен.  На практике такими объектами чаще всего становятся стратегические виды ресурсов и продукция, имеющая особое социально-политическое значение.  Государство принимает на себя функцию установления правил, методов и порядка ценообразования в стране в целом, на отдельных территориях,  а в некоторых случаях и по отдельным товарам.

   Самостоятельные товаропроизводители,  ориентируясь на установленные правила,  методы и порядок,  применяют их в своей деятельности и создают конкретный механизм определения цен на собственные товары. Как правило, в странах с рыночной экономикой государственному регулированию подлежат цены и тарифы на товары и услуги тех сфер деятельности,  где конкуренция и рыночная система считается недостаточно эффективной.

    Особенности государственного устройства России предполагают выделение в качестве уровня управления субъектов РФ.

   Последние являются относительно самостоятельными образованиями с законченным циклом воспроизводства,  имеют свои особенности в структуре производства и потребления,  специфике протекания социальных и экономических процессов.

    Для эффективного,  скоординированного государственного регулирования цен актуальным становится разграничение федерального и регионального уровней полномочий.

    Главной предпосылкой, обусловливающей повышение роли регионального регулирования,  является необходимость большего внимания к решению социально-экономических проблем. 

   Ситуация в современной России характеризуется существенными различиями в экономическом положении отдельных территорий:  разный стартовый уровень вхождения в рынок, неодинаковые темпы рыночных преобразований.  Регионы различаются по темпам проведения приватизации и аграрной реформы, степени развития инфраструктуры рынка,  предпринимательства,  развитие коммерческих структур. Существует и региональная дифференциация доходов,  которая приводит к глубоким различиям в уровне жизни населения регионов. На основании указанных различий по нашему мнению и должны основываться масштабы регулирования,  конкретные формы и методы воздействия на цены в рамках региона.

   Падение объемов производства,  структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократил и возможности маневра в социальной политике -  в объемах ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Масштабы бедности приобрели массовый характер. Так, по разным источникам,  в 2000  г. 46-50 млн.  человек, (треть населения России) проживали за пределами прожиточного минимума, в 1990 г. этот показатель равнялся 2,3 млн. человек. Между тем именно уровень жизни населения является оценкой результатов реформ по переходу к рынку.

   Как известно,  уровень жизни населения определяется двумя факторами:  его доходами и ценами на приобретаемые товары и услуги,  а минимальный прожиточный уровень зависит от цены минимальной потребительской корзины (черта бедности) относительно среднего уровня достатка.   Регулирование цен на продукты и услуги, входящие в состав потребительской корзины,  на уровне региона должно использоваться в качестве  инструмента повышения реальных доходов населения и решения социальных проблем.  Именно такое использование цен позволит конкретизировать задачи,  решение которых сближение уровня жизни населения в регионах страны.

   Легитимность регулирования цен определяется соответствующим законодательством.  Анализ нормативно-правовой базы этого регулирования в России выявил следующее:

  • существующее законодательство допускает государственное регулирование цен;
  • установление порядка регулирования находится в компетенции федеральных органов власти;
  • действующими нормативно-правовыми актами не определены конкретные органы исполнительной власти,  ответственные за разработку и реализацию ценовой политики;
  • государственное регулирование цен осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъекта федерации, местного самоуправления.

    Федеральный закон,  регламентирующий правовые основы системы ценообразования, до сих пор не принят (в период с 1992 г. было подготовлено 17 законопроектов). Между тем действующий перечень регулируемых товаров и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ в 1995г.,  к настоящему времени значительно расширился.  К объектам ценового регулирования отнесены товары и услуги отраслей естественных монополий, оборонного комплекса,  особого социального и жизненно важного значения, государственного заказа,  организаций, финансируемых из бюджетов,   а также предприятий,  злоупотребляющих монопольной властью.  Во многих случаях нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, неясен механизм их исполнения,  в некоторых случаях законодательные акты вступают в противоречие друг с другом.

    Следствием недостатков федерального законодательства является  активная законотворческая деятельность региональных органов власти. В 1995-1998 гг. в субъектах РФ подготовлено и принято более 60 законов, касающихся вопросов ценового регулирования,  которые конкретизируют мероприятия,  определяют механизм и методы регулирования цен с учетом особенностей региона.

     Перечень товаров,  цены на которые регулируются региональными органами управления,  формируется преимущественно эмпирическим путем,  исходя из рекомендаций федеральных органов.

     В настоящее время в Российской Федерации существует многоуровневая организационная структура государственного регулирования цен, включающая отраслевые звенья.

     В структуре федеральных органов исполнительной власти функции регулирования и контроля в области ценообразования поделены между: Федеральной энергетической комиссией; Министерством антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ; Департаментом цен и государственных закупок Министерства экономического развития и торговли РФ.  Кроме того,  отдельные вопросы в области ценообразования распределены между отраслевыми министерствами: промышленности, науки и технологий,  сельского хозяйства,  энергетики,  транспорта,  путей сообщения и др.  Все это позволяет говорить об отсутствии не только единого скоординированного подхода к ценовому регулированию,  но и методологической базы. Ценовыми вопросами на уровне муниципальных образований занимаются специалисты отдела экономики или работники отдела по защите прав потребителей местных органов исполнительной власти. Наличие и численность специалистов по ценам в городах и районах субъектов федерации во многом зависят от объемов решаемых на этом уровне ценовых вопросов и возможностей бюджетов по содержанию таких работников.

    Проведенное исследование показало,  что федеральными органами управления утеряны важные функции по ведению анализа ценообразования на потребительском рынке, нет методологического, а на практике и методического управления в вопросах региональной политики цен. Это негативно отразилось на деятельности органов ценообразования всех уровней. Недостатком практики регулирования цен в масштабах страны    является отсутствие обмена опытом между регионами и ограничения в получении информации. 

     Перечисленные недостатки исключают возможность оперативного управления процессами ценообразования при изменении экономической ситуации, не позволяют давать объективную оценку ценового регулирования. Как на федеральном уровне,  так и в структуре органов исполнительной власти субъектов федерации функции по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию выполняют специальные органы  – региональные энергетические комиссии,  однако почти повсеместно и рассмотрение проектов тарифов, и экспертные заключения по правильности их формирования проводят специалисты органов ценообразования субъектов РФ, которые либо непосредственно подчинены органам исполнительной власти  субъектов федерации,  либо входят в состав экономических или финансовых органов управления.

Информация о работе Правовые вопросы государственного регулирования цен