Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:31, дипломная работа
Правовая основа государственного регулирования цен заложена в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где говорится, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В остальных случаях цена должна устанавливаться соглашением сторон, что является отражением принципа свободы ценообразования.
Рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования.
Цель данной работы разъяснить актуальность вопроса государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Введение стр. 4
Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен стр. 5
Перечень ЖНВЛП стр. 9
Методы государственного регулирования цен стр. 17
Надбавки на предельные отпускные цены по Ленинградской облаcти стр.
Ответственность за нарушение дисциплины цен стр.
Заключение стр.
Список использованной литературы стр.
Приложения стр.
В зависимости от государственного воздействия и степени конкуренции на рынке различают:
а. регулируемые цены;
б. свободные цены.
Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень.
При ценообразовании на лекарственные препараты используются:
свободная отпускная цена предприятия – изготовителя;
свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
свободная оптовая цена посредника;
контрактная цена (оговоренная в контракте);
расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
свободная розничная цена.
Методы регулирования цен
Прямое государственное регулирование цен
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Методы прямого регулирования цен:
- установление постоянства цен (замораживание). Применяется, когда другими методами не удается погасить рост цен. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса;
- установление фиксированных цен и тарифов. Применяется для предотвращения возникновения инфляционных процессов;
- Установление возможного
Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счёте, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен.
Косвенное государственное регулирование цен
Косвенное регулирование цен – это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Т.е. это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.
К методам косвенного государственного регулирования цен относят:
- проведение государственных закупок;
- установление налогов и налоговых ставок;
- регулирование денежного обращения и кредита;
- регулирование государственных расходов;
- политику государственных инвестиций;
- установление норм амортизации;
- регулирование валютного курса.
Этими мерами государство устанавливает равновесие между спросом и предложением и таким образом и способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.
Технически косвенное государственное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров.
Прямые методы контроля над ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами.
В современной экономике сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства.
Интересы потребителей заключаются в удовлетворении собственного спроса по возможно низким ценам. Цель изготовителей - получение необходимой для развития компании прибыли. Органы власти, ответственные за социальное развитие страны, региона, заинтересованы в сдерживании роста цен на жизненно-необходимые, социально-значимые товары и услуги. И в этом их интересы на стороне потребителей.
С другой стороны, властные структуры заинтересованы в рентабельном функционировании компаний, как источнике налоговых поступлений в бюджет. Здесь их интересы совпадают с интересами производителей.
Основные направления государственного регулирования цен в России определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30 декабря 2009г.).
Рычагами прямого ценового регулирования в российской экономике являются установление предельных максимальных уровней цен, ценовых коэффициентов, пределов оптовых и розничных торговых надбавок. Их использование, как свидетельствует практика, сдерживает рост цен, но представляет потенциальную угрозу финансовому состоянию производителей, то есть предопределяет противоречия групп интересов субъектов регулирования.
Нерешенность указанной проблемы особенно ярко демонстрирует ситуация в фармацевтической отрасли. Государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) Правительство РФ уделяет особое внимание как фактору снижения социальной напряженности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» на ЖНВЛС установлены предельные отпускные цены, подлежащие государственной регистрации.
Результаты государственного регулирования цен в фармацевтической промышленности скромны и весьма неоднозначны.
Установленный порядок предусматривал пересмотр (перерегистрацию) предельной отпускной цены не чаще одного раза в год. По мнению финансистов фирмы «Фармэксперт - аналитика и консалтинг» в условиях высокой инфляции в России удорожание затратных компонентов на лекарственные препараты ЖНВЛС в среднем за год может составлять 15-25%. Особенно в тяжелом положении оказываются предприятия, где главная субстанция при изготовлении препарата составляет более 50% и приобретается по импорту.
Рост издержек при «зажатых» на год ценах специалисты Щелковского витаминного завода, Московской фармацевтической фабрики, ОАО Верофарм называют главным препятствием для обеспечения рентабельности производства. Уже на начальной стадии регулирования цены на ЖНВЛС понизились относительно прежних свободных на 12-13%. Это явилось толчком для прекращения или сокращения производства этих препаратов.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими финансовыми инструментами. К ним относятся компенсации и налоговые льготы.
В современном российском законодательстве механизм компенсаций не разъясняется. В связи с этим практический интерес представляет зарубежный опыт.
Определение оптимальных издержек - основа расчета компенсаций при государственном ценовом регулировании. Как показывает зарубежная практика, оптимальные компенсации предполагают не автоматическое покрытие всех затрат предприятия, а только той их части, которая представляется общественно необходимой. Только таким образом обеспечивается заинтересованность предприятий в изыскании резервов снижения издержек.
По нашему мнению, в качестве источника компенсаций необходимо использовать комплексное финансирование, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных в результате инициативной деятельности производителей.
Как отмечалось, бюджетные компенсации при всей их необходимости порождают иждивенчество, толкают предприятия к «переброске» продукции из дотационного направления в коммерческое. В результате перечень льготируемой продукции по регулируемым ценам на практике становится крайне дефицитным и вообще исчезает. Именно эта ситуация была аргументом монетизации льгот, реализация которой впрочем столкнулась с трудностями обеспечения денежных средств для выплат.
При использовании компенсационных схем необходимо обратить особое внимание на существующие в российской практике недостатки увязки ценового регулирования с минимальным размером оплаты труда. На наш взгляд, объектом совместных исследований предприятий-производителей и специалистов в области статистики должен стать вопрос формирования более гибкой схемы ценового регулирования в социальной сфере, включающей не только замораживаемый на длительное время МРОТ, но и ряд показателей, более полно характеризующих жизненный уровень населения (динамика розничных цен и тарифов, средний уровень доходов, прожиточный минимум и др.). Рассчитанные на такой базе верхние уровни регулируемых цен позволят определить необходимые размеры компенсаций для производителей.
Государственным структурам следует уделить внимание корректировке некоторых условий деятельности предприятий, реализующих продукцию по регулируемым ценам.
Для отраслей, применяющих регулируемые цены, Федеральной службе по тарифам следует рассмотреть возможности снижения или отмены импортных пошлин на затратные составляющие, применения не только льготной ставки НДС 10%, но и в отдельных случаях - переход к нулевой ставке.
И компенсации, и схемы налоговых льгот обязательно должны формироваться с учетом инфляционной составляющей, а также на базе обоснованной ассортиментной политики.
Государственное регулирование цен может быть результативным только при условии неформального подхода. Эффективность различных методов регулирования цен зависит от правильного выбора условий их применения. Прямые методы должны сочетаться, а не противопоставляться косвенным методам. Очевидно, что выбор ценовых рычагов должен зависеть от особенностей продукции с точки зрения ее назначения, роли в народном хозяйстве.
Регулирование цен по товарам и услугам повышенного социального значения надо связать с показателями жизненного уровня населения. При этом необходимо учитывать стратегические и тактические цели, приоритеты сторон. Все это усилит влияние объективного фактора на процесс государственного ценового регулирования и позволит уравновесить финансовые позиции всех заинтересованных сторон. Для оценки эффективности системы регулируемых цен возможно использование комплексного показателя, отражающего изменение соотношения между производством и потреблением соответствующих видов продукции, который отражает баланс интересов всех заинтересованных сторон.
Система государственного регулирования цен в России находится на стадии развития и приобретает все более широкий характер. Всесторонний анализ ее функционирования - основа для формирования законодательной базы. Российская экономика созрела для реализации конституционной нормы, предусматривающей установление правовых актов ценовой политики РФ. Правовой базой осуществления государственной ценовой политики РФ может стать Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации», имеющий прямое действие на всей территории России.
Концептуально Закон о ценах должен определить цели, задачи, условия государственного регулирования цен, распределить роли и место участников этого процесса, установить важнейшие процедуры и схемы, источники финансирования, ответственность за нарушение дисциплины цен.
Разрабатывая новую экономико-правовую среду в области ценообразования важно учесть сложившиеся на цивилизованных рынках развитых стран гибкие системы регулирования цен, методологию гарантированных и уведомительных цен, которые учитывают условия производства и реализации, и касаются и госсектора, и частных предпринимателей.
Перечень служит базовым документом для госрегулирования цен на лекарства и утверждаемого ежегодно их реестра, а также расчетов затрат бюджета на препараты для больниц всех профилей.
Государственное регулирование цен на ЖНВЛП
Государственное регулирование цен на ЛС осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей (далее - производители) на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств.
-методику определения предельных отпускных цен производителя на ЖНВЛП;
- мониторинг ассортимента и цен на ЖНВЛС, включая сведения о фактических ценах на ЖНВЛП иностранных производителей и объемах их ввоза на территорию РФ, а также о фактических отпускных ценах, объемах производства и отгрузки ЖНВЛП российских производителей;
- комиссия по урегулированию споров, возникающих при государственной регистрации предельных отпускных цен производителя на ЖНВЛП, и порядок урегулирования возникающих споров;
- статистического наблюдения о производстве, отгрузке и ценах на лекарственные средства, предусматривающие в том числе представление отчетности по отпускным ценам на ЖНВЛП российских производителей ежемесячно.
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителя на лекарственное средство осуществляется:
- в отношении ЛС российских производителей - с учетом цен на аналогичные (по международному непатентованному наименованию, форме выпуска и дозировке) лекарственные средства в РФ;
- в отношении ЛС иностранных производителей - исходя из минимальной цены на них в государстве производителя и других государствах, где эти лекарственные средства зарегистрированы (по международному непатентованному наименованию, форме выпуска и дозировке), с учетом сопоставимых расходов на транспортировку.