Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:33, реферат
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг.
Введение
1.Система цен
2. Виды цен и их классификация
3. Функции цен
Литература
Автономная Негосударственная Организация Высшего Профессионального Образования
СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Экономический факультет |
По дисциплине __Ценообразование__
На тему: Система цен.Виды цен и их классификация.
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Работу проверил преподаватель
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Санкт-Петербур
2010
Введение
1.Система цен
2. Виды цен и их классификация
3. Функции цен
Литература
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием цена понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и ряд других .Будучи широко употребительными в экономике любого типа цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми . В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор , инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования. В ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления , формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Если говорить о значении цены и ценообразования для предприятия то можно отметить следующее. Цена это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно- хозяйственной деятельности. Вместе с тем, переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений вызвали большие трудности у предприятий. Для них оказалось очень непростым делом приспособиться к новому рыночному механизму хозяйствования. И одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование после либерализации цен. В новых условиях возникла необходимость правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной для предприятия ценовой политики. Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночная цена не является независимой переменной, её значение зависит от многих факторов, в первую очередь, от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.
В основе взаимосвязи всех
цен лежит принцип «
-все цены формируются на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса;
- все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.
Наиболее важными, основными системами цен являются:
1.оптовые цены;
2.цены на строительную продукцию;
3.закупочные цены;
4.розничные цены;
5.тарифы транспорта и связи.
Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:
1.оптовые цены предприятия;
2. оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.
Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
-сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
-прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м. жилой площади, 1 кв.м. полезной площади, 1 кв.м. малярных работ и др.);
-цена грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческая и аукционная цены. Коммерческая цена – свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно.
При переходе к рынку появляется
такой классификационный
- свободные цены;
Это цены, свободно складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов.
-регулируемые цены;
Складываются под влиянием
спроса и предложения, но испытывают
определенное воздействие государственных
органов, пользующихся методами либо прямого
ограничения их роста или снижения,
либо путем регламентации
- фиксируемые цены.
Прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.
Возможно также выделить следующие системы цен.
Скользящая цена.
Эта цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной).
Долговременная цена.
Устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении длительного времени. Однако в зависимости от хозяйственной конъюнктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при сохранении цены.
Гибкая цена – цена, которая быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке.
Преимущественная цена.
Данный метод ценообразования предусматривает определенное понижение цен на товары предприятием (фирмой), которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70-80%) на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров.
Договорная цена.
По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой. У покупателя создается иллюзия получения значительной выгоды для себя в случае приобретения данного товара в большем количестве, чем ему необходимо. На самом деле основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Эти цены обладают специфическими чертами: они отражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами.
Цены, используемые в учете и статистике.
К ним относятся индексы
цен, текущие, средние цены, сопоставимые
и неизменные цены. Эти виды цен
позволяют выявить и
Лимитные (предельно допустимые)
цены устанавливаются на стадии проектирования
новых изделий. Они являются исходной
базой для определения в
В зависимости от признаков различают:
1. цены, действующие на товарных рынках:
а) цены продукции - это цены, действующие на рынке средств производства;
б) цены
товаров - это цены, действующие
на рынке предметов
в) тарифы - цены, действующие на рынке услуг;
г) биржевые котировки - цены, действующие на товарной бирже.
2. цены, складывающиеся на рынке капиталов:
а) процент - цена ссудного капитала;
б) курс ценных бумаг - цена фиктивного капитала.
3. цены, действующие на рынке труда:
а) заработная плата - цена товара рабочая сила.
По степени и способу регулирования цены разделяются на :
- жесткофиксированные (назначаемые);
- регулируемые;
- договорные (контрактные);
- свободные (рыночные).
Жесткофиксированные , твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производитель, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованной экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или понижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в СССР.
Регулируемые цены называется так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Например, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства .