По данным за период 2008 – 2010
годов (см. таблицы 2), распределение ассигнований
по сравнению с 2007 годом планируется увеличить
в 2008 году в относительном выражении на
20,5%, а в абсолютном выражении на 986 589 782,7
тыс. руб., на 36,6% или на 1 754 827 134,5 тыс. руб.
в 2009 году и на 47,7% или на 2 274 515 975,5 тыс. руб.
в 2010 году.
Рассмотрим изменение распределения бюджетных
ассигнований подробнее по разделам. Отчисления
на общегосударственные вопросы увеличились
в 2008 г. на 10,9%, в 2009 г. на 20,5%, а в 2010 г. на 29%;
на национальную оборону увеличились
на 13,9; 26,8 и 33,4% соответственно. На национальную
безопасность и правоохранительную деятельность
в 2008 г. на 15%, а в 2009 г. показатель резко увеличивается
до 41,6%, в 2010 – 52,8%, эта группа расходов
в РФ значительно возросла в связи с обострением
криминальной ситуации и разрешением
межнациональных конфликтов. Если в 2008,
2009 гг. планируется увеличить расходы
на национальную экономику на 42,1% и 59,8%
соответственно, то в 2010 г. этот показатель
увеличивается на 6,9% по сравнению с 2007
г. и уменьшается на 34,3% и на 52,9% по сравнению
с предыдущими годами. Исходя из этого,
можно предположить, что государство планирует
за два следующих года (2008-09гг.) максимально
поднять уровень национальной экономики
страны. На жилищно-коммунальное хозяйство,
в планируемом периоде, отчисления не
равномерные, т.к. в2008 г. планируется увеличение
на 7,9%, в 2009 на 11,4%, а 2010 всего лишь на 2,6%.
На охрану окружающей среды увеличение
на 15,2; 26,0 и на 35,4% соответственно. На образование
планируется увеличить расходы в 2008 г. -13,3%,
в 2009 г. – 15,7%, а в 2010 г. – 25,4%, процент увеличения
данного раздела не значительный, это
может быть связанно с тем, что большая
часть образовательных учреждений оказывают
услуги на платной основе или являются
коммерческими. Если на культуру, кинематографию
и средства массовой информации в 2008 г.
отчисления планируют увеличить на 23,8%,
то уже в 2009 г. всего лишь на 15,2%, а в 2010 г.
уменьшить на 0,2%, такое изменение происходит
из-за того, что культура, кинематография
и средства массовой информации переходят
в частные руки. Противоположная ситуация
складывается с отчислениями на здравоохранение
и спорт, если в 2008 г. показатель увеличивается
только на 6%, то в 2009 – 2010 гг. на 22,8% и 47,9%
соответственно, такое повышение является
положительным, т.к. государство способствует
сохранению, восстановлению, укреплению
здоровья всех граждан России, а также
привитие навыков здорового образа жизни.
Больше средств планируется выделить
на социальную политику, т.к. государство
способствует развитию страны и стабилизации
российского общества, проводит различные
реформы в социальной сфере, разрабатывает
социальные программы, например такие
как «Дети и семья», «Дети России», «Здоровое
поколение» и многие другие. Данный показатель
увеличивается на 25,6%, на 58,9% и на 83,9%. Увеличение
межбюджетных трансферт изменяется следующим
образом: в 2008 г. на 23,9%, в 2009 г. на 31,6%, в 2010
г. на 47,7%.
Необходимо отметить, что первый трехлетний
план финансирования войдет в историю
как социально ориентированный, работающий
на благо человека. Выполнить бюджет на
2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов,
жить по нему предстоит каждому руководителю
и каждому труженику всех предприятий,
фирм, хозяйств самых различных отраслей
нашей многоукладной экономики.
3.3 Пути развития финансовой
политики России
Создание рыночных отношений
немыслимо без проведения принципиально
новой финансовой политики. Проведение
такой политики требует в первую очередь
основополагающих теоретических разработок,
анализа и учета действующей практики
при проведении реформ с целью определенного
внесения соответствующих коррективов.
В связи с переходом к рыночным отношениям,
приватизацией государственной собственности
в нашей стране изменился финансовый механизм.
Это нашло выражение, прежде всего в переводе
взаимоотношений между государством и
приватизированными предприятиями на
налоговую основу.
Изменились межбюджетные отношения. Территориальные
бюджеты (региональные, местные) получили
большую самостоятельность, в первую очередь
в сфере расходования средств. Территориальные
органы власти стали самостоятельно определять
направления использования бюджетных
ресурсов.
Внесены изменения в формирование территориальных
бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном,
региональном) созданы фонды финансовой
помощи, из которых в нижестоящие бюджеты
поступают трансферты, размер которых
определяется по единой методике, учитывающей
налоговый потенциал и численность населения
территорий.
С организацией фондового рынка изменился
порядок перераспределения средств субъектами
хозяйствования. Это стало возможным на
основе эмиссии корпоративных ценных
бумаг и их потенциал, и численность населения
территорий.
С созданием частных страховых
компаний в стране стал функционировать
страховой рынок и частные страховые фонды.
Из государственного бюджета выведены
средства социального страхования и созданы
государственные социальные внебюджетные
фонды (пенсионный, занятости, медицинского
страхования, социального страхования).
Процесс преобразования в нашей стране
продолжается. В среднесрочной перспективе
должны быть созданы условия для роста
благосостояния граждан, сокращение масштабов
бедности, поддержания устойчиво высоких
темпов экономического роста на базе повышения
качества человеческого капитала, развития
конкуренции и повышение эффективности
государственного управления.
Основные социально-экономические реформы:
· качества жизни граждан через
проведение реформ образования, здравоохранения,
а также обеспечение населения доступным
жильем;
· конкурентоспособность российских компаний,
в том числе путем создания среды для добросовестной
конкуренции, технического регулирования
и развития финансовых рынков;
· эффективности государственного управления
через проведение административной реформы,
совершенствования управления государственным
имуществом, бюджетной реформы.
Одним из приоритетных направлений деятельности по
повышению уровня жизни населения является
обеспечение доступа широких слоев населения
к качественному жилью, для чего создается
эффективно действующий рынок жилья на
основе ипотечного кредитования и других
форм финансирования жилищного строительства,
обеспечить комплексность застройки,
включая инженерно-коммунальную и социальную
инфраструктуру.
В целях модернизации российской
системы образования введены новые государственные
образовательные стандарты, профильного
обучения в старшей школе, переход к двухуровневой
системе высшего профессионального образования.
Федеральный закон «О переходе на двухуровневую
систему высшего образования» вступил
в силу 27 октября 2007 года. Введение двухуровневой
системы позволит, повысит эффективность
использования бюджетных средств, привлечь
работодателей к финансированию подготовки
кадров.[9] Также формируется система мониторинга
и система прогнозирования потребностей
рынка в специалистах. Важной задачей является
развитие систем непрерывного и дополнительного
профессионального образования, обучения
и переобучения военнослужащих, в том
числе на базе гражданских вузов.
Для обеспечения доступности и повышения
качества медицинской помощи населению,
укрепления финансовой базы здравоохранения
и усиления государственного контроля
за целевым и рациональным использованием
средств предстоит разработать и внедрить
систему стандартов медицинских услуг,
а также единую методику формирования
тарифов на медицинские, в том числе профилактические,
услуги. В сфере развития финансовых рынков
необходимо совершенствование законодательства
Российской Федерации, обеспечивающего
защиту прав инвесторов, дальнейшее развитие
системы внутреннего корпоративного управления,
использования межбюджетных стандартов
финансовой отчетности. Приоритетными
задачами в данной сфере являются повышение
уровня доверия вкладчиков, усиления защиты
их интересов.
Важными направлениями в сфере развития
малого предпринимательства станут реструктуризация
действующей системы государственной
поддержки малого предпринимательства,
совершенствование налогового законодательства
Российской Федерации в части налогообложения
субъектов малого предпринимательства.
Основным направлением в области поддержки
территориального развития будет являться
развитие и укрепление института местного
самоуправления, реализация принципов
бюджетного федерализма. Эта задача будет
реализовываться через четкое распределение
средств федерального бюджета, выделяемых
в целях стимулирования социально-экономических
реформ на территориальном уровне в общем
объеме финансовой поддержкой территорий,
развитие механизмов мониторинга территориального
развития.
Административная реформа направлена
на сокращение административных барьеров
и вмешательства государства в экономику,
разграничение функций и полномочий исполнительной
власти, повышение прозрачности системы
государственного управления. В рамках
проведения административной реформы
будет принят типовой регламент, устанавливающий
порядок взаимодействия между федеральными
министерствами и находящимися в их ведении
федеральными службами и федеральными
агентствами, а также административные
регламенты федеральных органов исполнительной
власти, определяющие порядок осуществления
ими своих полномочий.
Совершенствование системы управления
государственным имуществом предполагает
поэтапное сокращение его избыточной
части, не обеспечивающей выполнения государственных
функций. В федеральной собственности
в основном останется имущество, запрещенное
к приватизации, а также стратегические
предприятия и акционерные общества, обеспечивающие
выпуск продукции стратегического назначения
для обеспечения национальной безопасности.
Условием решения этих задач
является экономический рост.
Ускорение темпов экономического роста
будет происходить на основе взвешенной
макроэкономической политики, базирующейся
на следующих принципах:
- последовательное снижение уровня инфляции;
- проведение сбалансированной
денежно - кредитной политики, обеспечивающей
переход к полной конвертируемости рубля
без его чрезмерного укрепления;
- содействие повышению
конкурентоспособности российских
компаний, укрепление их позиций
на внутреннем и внешнем рынках;
- поддержание сбалансированного
федерального бюджета при дальнейшем снижении
налоговой нагрузки на экономику и существенном
повышении эффективности его расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство в процессе
своего функционирования осуществляет
политическую деятельность в различных
сферах и общественной жизни. Объектом
этой деятельности выступают экономика
в целом, а также отдельные составные элементы:
цена, денежное обращение, финансы, кредит,
валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций представляет собой финансовую
политику.
Содержание финансовой политики
достаточно сложное, так как охватывает
широкий комплекс мероприятий:
- разработку общей концепции
финансовой политики, определение ее основных
направлений, целей, главных задач;
- создание адекватного финансового
механизма;
3) управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.
Определяя финансовую политику,
следует исходить из конкретных особенностей
исторического развития общества. Она
должна учитывать специфику внутренней
и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности
страны. Учет текущих особенностей должен
дополняться изучением опыта использования
экономического и финансового механизма,
новых тенденций развития, а также мирового
опыта.
При проведении финансовой
политики особенно важно обеспечить ее
взаимосвязи с другими составными частями
экономической политики – кредитной,
ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой
политики государства основывается на
ее соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач. В настоящее
время, проводимая правительством политика
в области финансов, неоднозначна. Она
содержит как положительные стороны, так
и много отрицательных моментов. С переходом
России к рыночным отношениям позиция
государства на мировом уровне стала укрепляться,
но еще не достигла желаемого результата.
Положительными моментами в
области финансов можно отметить следующее:
Правительством был разработан переход
исполнения федерального бюджета на казначейскую
систему (в 1992 году); налогоплательщики
перестали скрывать свой реальный доход
и уклоняться от уплаты налогов. Государство
стремится изменить сложившееся положение
в стране, так как за чертой бедности находится
около 16% всего населения, высокая смертность
и низкая рождаемость, низкий доход, а также
большая часть населения не может решить
вопросы с жильем, оплатить услуги здравоохранения
и образования. В связи с этим действия
государства направлены на повышение
уровня жизни населения в стране, обеспечивая
доступность всем слоям населения к услугам
здравоохранения и образования. Проведение
различных социальных программ, например:
«Дети и семья», общий объем финансирования
программы 24441,3 млн. руб., цель программы
– защита и улучшение положения детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
профилактика социального сиротства и
жизненного неблагополучия; «Дети России»,
общий объем финансирования программы
47845,9 млн. руб., цель программы – создание
благоприятных условий для комплексного
развития и жизнедеятельности детей, а
также государственная поддержка детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
«Здоровое поколение», общий объем финансирования
программы 21485,2 млн. руб., цель программы
– сохранение, восстановление и укрепления
здоровья детей и подростков, привитие
навыков здорового образа жизни. А также
повышение прожиточного минимума, пенсий
(например, увеличение базовой пенсии северян
в 2008 году), пособий; решение вопросов с
жильем, сюда относится ипотечное кредитование,
переселение жителей крайнего севера,
предоставление жилья военнослужащим.