Цена и ее сущность в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы цен на предприятии, основных ее видов, а также выявление резервов ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность цен в рыночной экономике;
- изучить основные функции и значение цен на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Цена как категория рыночного хозяйства……………………………………..4
1.1 Сущность и функции цены……………………………………………….......4
1.2 Система цен и их классификация………………............................................6
2 Значение цен в рыночной экономике………………………………………...10
2.1 Цены в условиях рынка………………………………………………….......10
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием……………………………12
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

цена и ее сущность.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

 

 

2 ЗНАЧЕНИЕ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 Цены в условиях рынка

 

Спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Другими словами, спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.

Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса.

Предложение – это готовность субъектов рынка предоставить определенное количество товаров и услуг по определенной цене.

Цена и количество товаров с точки зрения теории предложения изменяются однонаправленно. При повышении цены увеличивается количество предлагаемых товаров. Понижение цен, в свою очередь, предполагает сокращение производства, уменьшение количества товаров, предлагаемых для реализации. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Рыночное саморегулирование – это автоматическое взаимодействие спроса и предложения, конкуренция на формирование цен, объемов производства и продаж, уровень потребления, эффективность производства, качества работы.

Результатом такого саморегулирования рыночной экономики является её равновесное состояние, которое обеспечивает балансом двух противоположных сил: спроса и предложения, с одной стороны и рыночных цен с другой. Равновесная (рыночная) цена – это цена, устанавливаемая на товар в результате взаимодействия спроса и предложения.

К факторам (детерминантам), влияющим на изменение цен, можно отнести следующие:

- изменение  вкусов и предпочтений потребителей;

- количество  потребителей на рынке (размер  рынка);

- изменение  денежных доходов потребителя;

- цены  на сопряженные товары (товары-субституты);

- потребительские  ожидания изменений на рынке.

Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. К составляющим неценовой конкуренции можно отнести:

- цены  на факторы производства (экономические  ресурсы);

- технология;

- размер  налогов и субсидий.

Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).

Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет.

Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии наоборот уменьшают издержки и увеличивают предложение.

Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

 

 

2.2 Место и роль цен  в управлении предприятием

 

Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, – это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.

Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая организационная структура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.

Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.

На малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих узкую номенклатуру продукции, ценовую политику определяют владельцы предприятий или их руководство.

На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей.

Здесь необходимо решить, кто будет принимать решения о ценах, и на каком уровне организационной структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.

После того, как определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.

Между представителями различных служб предприятия по вопросам ценообразования могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.

Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что цена – это:

- денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги;

- экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;

- сумма  денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный  в виде продукта или оказанных  услуг (выполненных работ).

Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств, к которым относятся особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, контрагента, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка.

Существуют следующие основные системы цен: оптовые цены, цены на строительную продукцию, закупочные цены, розничные цены, тарифы транспорта и связи.

Цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, – это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. .Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 332 с.
  2. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
  3. Житов Р.Е. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. – 50 с.
  4. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 176 с.
  5. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003. – 304 с.
  6. Чибинев В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Лексикон», 2000. – 172 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Цена и ее сущность в рыночной экономике