Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является: исследование ценовой политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, функции и классификацию цены.
Изучить факторы, влияющие на уровень цен
Рассмотреть ценовую политику предприятия
Изучить цели целевой политики
Рассмотреть ценовую стратегию фирмы
Изучить методы ценовой политики
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена как экономическая категория
1.1 Сущность и функции цены…………………………………...………....5
1.2 Классификация цен………….……………………….……………….....8
1.3 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………..……….11
Глава 2. Ценовая политика предприятия………………………………….14
2.1 Разработка ценовой стратегии предприятия……………………….....17
2.2 Постановка целей ценовой политики……………………………..…..19
2.3 Ценовая стратегия предприятия…………………………………..…....22
2.4 Методы ценовой политики……………………………………….….....27
Глава 3. Анализ ценообразования в Автотранспортном предприятии № 6
3.1. Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте..31
3.2. Стратегия ценообразования на рынке автотранспортных услуг……36
Заключение…………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………….….41
2.4 Методы ценовой политики предприятия
Ценовые методы - это способы формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы (рисунок 4). Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования - на учете технико-экономических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности ценовых методов.
Ценовой метод полных издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия.
Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт их продукции практически гарантирован. Преимущество метода полных издержек состоит в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. Во-вторых, использование метода простого отражения затрат как в учете и анализе, так и в ценообразовании не позволяет выявить резервы снижения затрат, а также в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Ценовой метод стандартных издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Ценовой метод стандартных издержек в отличие от простого отражения затрат дает возможность их пофакторного анализа. Отклонения от стандарта обычно анализируются исходя из вызвавших их причин.
Преимущество метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
Метод обеспечивает
непрерывное сопоставление
Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемым на мировом рынке, и т. п. Кроме того, конкретные стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получение идеальных стандартов не всегда возможно. Однако лучше иметь пусть и не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще никакого. Поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ затрат по отклонениям, выявить причину недостаточной эффективности производства.
Ценовой метод прямых издержек - способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Общая схема ценового метода прямых издержек показана на следующем примере.
Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении (в определенных пределах) масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно — и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются. В целом по предприятию они должны быть покрыты за счёт валовой прибыли.
Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие большой вклад в валовую прибыль предприятия. Ориентируясь на рыночный спрос, предприятие может так изменить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные или убыточные.
Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например для:
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат.
Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям.
Глава 3. Анализ ценообразования в Автотранспортном предприятии №6.
3.1. Анализ
основных тенденций в
Объектом моего исследования является предприятие Автотранспортное предприятие №6.
Предприятие
осуществляет городские и
В настоящее время в Автотранспортном предприятии №6 работает 725 человек, в собственности предприятия (либо на правах оперативного управления) находится 210 автомобилей различных функций, из них автобусов – 179 (в том числе 100 автобусов для работы в режиме рейсовых автобусов, 65 – маршрутного такси).
Таблица 2.1
Наличие автомобилей по данным Автотранспортного предприятия №6
Наименование марки |
Количество, ед. |
Наименование марки |
Количество,ед. | |
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ |
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ | |||
ВАЗ 21150 |
1 |
ГАЗ 330210 |
1 | |
ГАЗ 3102 |
1 |
ЗИЛ 433360 |
1 | |
ГАЗ 310200 |
1 |
ЗИЛ-ММЗ |
1 | |
ГАЗ 310290 |
2 |
КамАЗ 53212 |
1 | |
ГАЗ 3110 |
4 |
МАЗ 54323 |
1 | |
Тойота Лэнд-Краузер |
2 |
МАЗ 5551 |
1 | |
УАЗ 31512 |
1 |
УАЗ 3303 |
2 | |
УАЗ 31514 |
1 |
ИТОГО |
8 | |
ИТОГО |
13 | |||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ | ||||
Автокран КС3574 |
1 |
ЗИЛ 130пазс |
1 | |
АТЭК 999 |
1 |
П/прицеп МАЗ 93866 |
1 | |
ГАЗ 4301 |
1 |
П/прицеп цистерна |
1 | |
ДТ-75 |
1 |
Урал 4320 бензовоз |
3 | |
ИТОГО |
10 | |||
АВТОБУСЫ | ||||
Веттер-Фелбах |
1 |
МарЗ 4219 |
2 | |
ГАЗ 3221 |
1 |
МарЗ 42191 |
2 | |
ГАЗ 322132 |
5 |
МарЗ 52661 |
3 | |
Икарус 255 |
1 |
ПАЗ 3205 |
59 | |
Икарус 280 |
5 |
РАФ 2203 |
1 | |
КамАЗ-Нзас |
1 |
Санос С-218 |
5 | |
ЛАЗ 695 |
15 |
УАЗ 2206 |
2 | |
ЛАЗ 699Р |
5 |
Урал-Нзас |
1 | |
ЛиАЗ 5256 |
10 |
ФАП-Санос 415 |
1 | |
ЛиАЗ 677 |
59 |
ИТОГО |
179 | |
ВСЕГО |
210 |
В 2010 году автопредприятием перевезено 19,3 млн. чел. (в том числе маршрутное такси – 2,7 млн. чел.), доходы составили 40,6 млн. руб., расходы – 69,3 млн. руб.
Маршрутная сеть автопредприятия состоит из 14 маршрутов, по которым Автотранспортное предприятие №6 осуществляет рейсовые перевозки и 10 маршрутов, по которым осуществляет перевозки маршрутным такси.
Индивидуальный предприниматель Сафронов Леонид Алексеевич осуществляет свою деятельность с 2002 года. Начиная с 1-го автобуса, к 2010 году подошел уже с 15-ю. Осуществляет городские пассажирские перевозки.
У Сафронова Л.А. на 15 автобусах работает 30 человек. (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Технико-эксплуатационные
и финансово-экономические
Показатели |
Ед.изм. |
Маршрутное такси | ||
2009г. |
2010г. |
% | ||
Технико-эксплуатационные показатели |
||||
Среднесписочное количество подвижного состава |
ед. |
13 |
15 |
115,4 |
Машино-часы |
тыс.час |
85,41 |
98,55 |
115,4 |
Коэффициент использования подвижного состава |
0,692 |
0,667 |
96,3 | |
Пробег |
тыс.км |
791 |
876 |
110,7 |
Режим работы |
час |
18 |
18 |
100,0 |
Среднесуточный выпуск |
ед. |
9 |
10 |
111,1 |
Перевозка пассажиров |
млн.чел. |
1,318 |
1,460 |
110,8 |
Финансово-экономические показатели |
||||
Доходы |
тыс.руб. |
6 588 |
7 300 |
110,8 |
Расходы, |
тыс.руб. |
4 942 |
6 169 |
124,8 |
в том числе |
||||
фонд оплаты труда (ФОТ) |
тыс.руб. |
1 196 |
1 570 |
131,3 |
ГСМ |
тыс.руб. |
2 530 |
3 154 |
124,7 |
износ и ремонт автошин |
тыс.руб. |
241 |
320 |
132,8 |
амортизация |
тыс.руб. |
975 |
1 125 |
115,4 |
Прибыль |
тыс.руб. |
1 646 |
1 131 |
68,7 |
% расходов, покрываемых доходами |
% |
133,3 |
118,3 |
88,8 |
Приобретение подвижного состава |
тыс.руб. |
880 |
550 |
62,5 |
Затраты всего |
тыс.руб. |
5 822 |
6 719 |
115,4 |
Себестоимость перевозки 1-го пассажира |
руб. |
3,75 |
4,23 |
112,8 |
Доходы на 1 машино-час |
руб. |
77,13 |
74,07 |
96,0 |
Расходы на 1 машино-час |
руб. |
57,86 |
62,60 |
108,2 |
Прибыль на 1 машино-час |
руб. |
19,27 |
11,48 |
59,6 |
Среднесписочная численность |
чел. |
26 |
30 |
115,4 |
Значительно отличаются у частных предпринимателей и финансово-экономические показатели. За 2009 год перевезено 1,46 млн. чел., доходы составили 9,0 млн. руб., расходы 6,9 млн. руб., себестоимость перевозки 1-го пассажира – 4,75, прибыль на 1 машино-час – 21,31 руб.
Маршрутная сеть состоит из 5 маршрутов.
В настоящее время на рынке транспортных услуг ситуация складывается следующим образом. Автотранспортные организации и частные автопредприниматели устанавливают цены по методу «издержки плюс». Это значит, что сначала просчитываются издержки, а затем на их основе устанавливается размер прибыли.
Уже на протяжении длительного времени существует такая тенденция, когда муниципальные автотранспортные организации стремятся повысить стоимость проезда в маршрутном такси. Частные организации же, напротив, готовы не только не повышать стоимость проезда, но и снизить ее.
Как правило, именно
со стороны частных
В отличие от частных автопредпринимателей, муниципальные предприятия устанавливают цену, которая ниже их издержек и не включает прибыли. Иначе говоря муниципальные предприятия несут убытки. Но муниципальные власти компенсируют часть их убытков, путем дотирования из средств городского бюджета. Эти деньги поступают на выплату заработной платы.
Причин того, что себестоимость перевозки 1-го платного пассажира выше цены разового проездного билета достаточно. Одна из них заключается в отсутствии финансовой дисциплины со стороны кондукторов. Проще говоря, часть выручки, которая не сопровождалась выдачей проездных билетов, водитель и кондуктор делят между собой. Другая причина состоит в бесконтрольном и нерациональном расходовании ГСМ. Известны случаи, когда водители часть бензина продавали на сторону. Еще одна причина в неоптимальном времени пути (обходном пути).
Себестоимость перевозки 1-го пассажира у частных автопредпринимателей ниже цены разового проездного билета потому что: