Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 00:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и в целом процесса ценообразования в организации.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
рассмотрение сущности, функций и видов цен;
изучение понятия ценовой политики на предприятии;
выделение и классификация ценообразующих факторов;
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и функции цены в рыночной экономике. Ценообразование………………………………………………………………….5
§ 1. Теоретическое основание и функции цены как экономической категории…………………………………………………………………………..5
§ 2. Система цен и их классификация………………………………………….15
§ 3. Ценообразующие факторы, методы и модели ценообразования………...19
Глава 2. Ценовая стратегия предприятия…… ………………………...41
§ 1. Виды ценовых стратегий и их обоснование………………………………41
§ 2. Опыт эффективной ценовой стратегии …………………………………...49
§ 3. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность
Заключение………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………62
цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности.
В зависимости от территории действия различают:
единые и поясные цены;
региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
продукция ядерно-топливного цикла;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
продукция оборонного производства;
драгоценные металлы и сплавы;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном направлении) и другие.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
цену «франко-склад поставщика»;
цену «франко-станция отправления»;
цену «франко-склад потребителя» и другие.
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправителя. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на:
твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
текущие;
средние;
сопоставимые;
неизменные.
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
§ 3. Ценообразующие факторы, методы и модели ценообразования
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:
спрос на продукцию;
государственное регулирование цен;
издержки по производству и реализации продукции;
конкуренция;
другие факторы.
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.
Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.
Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Зависимость между ценой товара и его предложением показана на рисунке 2.
Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан (рисунок 3).
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):
(1)
где Q1 – объем продаж по прежним ценам;
Q2 – объем продаж по новым ценам;
P1 – прежняя цена изделия;
P2 – новая цена изделия.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительным изменением спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие.
Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:
во-первых, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции, не находящей сбыта;
во-вторых, полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев.
Поэтому в условиях рынка, необходимость государственного регулирования ценообразования усиливается.
Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без НДС и акцизов) составляет 83,8%, на железнодорожном транспорте – 85,6%.
В состав издержек входят затраты как зависящие, так и независящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность сырья и другие – непосредственно зависят от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов так далее. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.
На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их, зависит ее благополучие.
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, стадия жизненного цикла изделия, организации – участники продвижения товара от производителя к потребителю и другие. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политику ценообразования.
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
вытеснение конкурентов;
обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
внедрение на рынке новой продукции;
завоевание лидерства по показателям качества и другие.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
постановка цели (задачи) ценообразования;
определение уровня спроса на данный вид продукции;
оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
анализ цен и товаров конкурентов;
выбор метода ценообразования;
расчет исходной цены изделия;
учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
установление окончательной цены.
Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или другому варианту развития. Между тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы. Например, принятие предприятием стратегии на увеличение доли рынка в реализации продукции в основном связано со снижением цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что нежелательно для предприятия. Фирма может ставить перед собой одновременно несколько целей, например увеличение объема сбыта продукции при улучшении ее качественных параметров и обеспечение определенного уровня дохода на вложенный капитал. В любом случае ценовая политика предприятия не является твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с изменением ситуации на рынке.
Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможности различных рынков и возможности предприятия в удовлетворении рыночного спроса.
При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке страны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различаются по условиям деятельности и нормам правового регулирования;
территориальную географию рынков;
особенности городского и сельского рынков;
отличия рынков текущего спроса и рынка инвестиционного спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых реализуются товары, идущие на конечное потребление. Рынки инвестиционного спроса – рынки основных фондов и материальных оборотных средств. Эти рынки различаются как составом спроса на товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.
На этапе установления влияния на цену спроса на продукцию определяется признание этой продукции рынком. Зависимость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выражается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек.