Ценообразование на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:39, реферат

Краткое описание

Наступивший ХХI век называют столетием глобальных процессов и проблем, определяющих взаимосвязь народов и стран мира, несмотря на все различия в уровнях развития, культуре, религии, традициях. Эта всеобъемлющая международная взаимосвязь получила название "глобализации", и проявляется в экономике, политике, социальной сфере и культуре. Наиболее интенсивно протекает экономическая глобализация.

Содержание

Введение.
§1. Классификация цен.
§2. Мировая цена. Признаки мировой цены.
§3. Закономерности формирования цен на мировых рынках.
§4. Влияние государства на ценообразование в мировой торговле.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)
>  Характерной чертой современного мирового рынка  является большой разброс цен  на одни и те же товары. Это обусловлено  действием ряда факторов политического  и экономического характера, политикой ценообразования крупных монополий, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно отличаться от мировых цен.

  Различают несколько видов мировых цен:

  — цены по торговым сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте;

  — цены по торговым сделкам с платежами  в неконвертируемой валюте;

  — цены по клиринговым соглашениям;

  — цены по неторговым операциям;

  — цены трансфертные (внутрифирменные).

  Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются  при расчетах за поставки товаров  и услуг в рамках международных  объединений, фирм, компаний и транснациональных  корпораций, включая их филиалы и подразделения, находящиеся в различных странах. Они используются при поставках полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д. и в практике деятельности фирм, как правило, являются предметом коммерческой тайны.

  Импортные и экспортные цены различаются в  зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т.д.

  Существует  несколько способов определения  контрактных цен товаров:

  • Твердая фиксация цен в контракте, т.е. цены не меняются в период его исполнения. Этот метод особенно важен в период снижения мировых цен.

  • В контракте фиксируется лишь принцип определения цены, а конкретная цена устанавливается затем в процессе исполнения сделки. Данный способ важен при наличии тенденции к повышению мировых цен.

  • При заключении контракта цена твердо фиксируется, но может меняться, если рыночная цена превысит контрактную на величину, превышающую определенный процент.

  • Скользящая цена, которая зависит  от изменения отдельных издержек.

  • Смешанная форма, при которой  твердо фиксируется часть цены, а  другая ее часть носит скользящий характер.

  Эффективность валютной сделки в значительной степени зависит от валюты цены и валюты платежа.

  Валюта  цены представляет собой валюту, в  которой устанавливаются цены на товар. В отдельных случаях цена контракта может быть определена в нескольких валютах или СДР и ЭКЮ.

  Валюта  платежа — это валюта, в которой  будет погашено обязательство импортера, причем в условиях нестабильности валютных курсов цены фиксируются в наиболее устойчивой валюте, а платеж — в  валюте страны-импортера. При этом, если валюта цены и валюта платежа не совпадают, в контракте оговариваются курс пересчета и его условия.

  В периоды сильной инфляции, быстро растущих затрат на сырье и издержек на заработную плату многие фирмы  бывают вынуждены отойти от твердых  цен и перейти на скользящие. Политика включения в контракты купли-продажи оговорки о скользящей цене проводится с целью защитить продавца от потерь (резкого уменьшения прибыли) из-за инфляции. Это особенно важно, если поставки по контракту предполагаются через большой промежуток времени.

  Контракт  содержит условие о котировке цены на базе текущих издержек (первоначальная котировка), кроме того, в нем определяются следующие условия:

  — перечень частей, деталей или материалов, на которые устанавливаются скользящие цены;

  — база или индекс для измерения издержек;

  — верхняя граница роста цен (приемлемой величины) каждого элемента.

  Скользящие  цены дают возможность поставщику защитить прибыль, но они же защищают и покупателя от завышения оценок роста издержек поставщика, поскольку при расчете  скользящих цен применяются публикуемые индексы. 

Мировые цены, обслуживающие торговые сделки, должны быть доступны и представительны  по степени охвата мирового экспорта соответствующего товара.

Мировой товарный рынок характеризуется  множеством принятых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торговых политических факторов.

Множественность цен означает наличие ряда цен  на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной  и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.

В связи  с этим выделяют:

  • цены по обычным коммерческим сделкам;
  • цены по клиринговым соглашениям;
  • цены по программам в рамках государственной помощи.

В международной  торговле применяются два вида цен: расчетные и публикуемые.

Расчетные цены определяются фирмами - экспортерами на конкретные виды товаров, рассчитываются такие цены по методу полных и прямых затрат. По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции прибавлением к ним предполагаемой прибыли. По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и объемы предполагаемых продаж. В расчетах экспортных цен и цен на товары для внутреннего рынка существенных различий нет. Особенностью расчета экспортных цен является наличие дополнительных расходов, связанных с поставками товаров в страны дальнего и ближнего зарубежья. Исходная база для расчета экспортных цен - контрактная цена, также в состав цены могут быть включены: комиссионные вознаграждения продавцов, импортные таможенные расходы в стране покупателя, транспортные издержки, резервы, необходимые для возмещения непредвиденных ценовых рисков, расходы по составлению контракта, оформление сертификатов при пересечении границы.

Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных  источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. В таблице 1 представлены несколько разновидностей публикуемых цен. 

Таблица 1

Вид мировой  цены Источники информации Основные особенности Товары
Справочные  цены Экономические отраслевые газеты и журналы, фирменные  каталоги и прейскуранты, компьютерная сеть - это цена  внутренней и внешне торговли  промышленно развитых стран (цены  продавцов). Это базисные цены, играют  роль отправной точки. разница  с ценами реальных сделок 7-30%, а иногда и 50%. Сырье и полуфабрикаты: руды и конентраты, металлы, нефтепродукты, химические товары и т.д.
Цены  биржевой торговли Биржевые бюллетени  и массовые периодические издания - устанавливаются  на промышленное и продовольственное  сырье. Товары продаются без  предварительного осмотра, сделки заключаются на основе биржевых контрактов. Цена складывается под влиянием спроса и предложения. Однородный  стандартизированный и взаимозаменяемый товар: с/х, лесное, энергетическое сырье, цветные и драгоценные металлы.
Аукционные  цены Ценовая информация закрытая. Высылается по запросам. Иногда публикуется в рекламных проспектах и т.п. - это либо  повышенные цены аукционов, либо  пониженные (Голландский аукцион). В  стоимость входит - стоимость товара, аукционный сбор, сбор в пользу  организации, выставляющей товар. Пушнина, шерсть, чай, табак, драгоценные камни, ценные сорта древесины, цветы
Цены  фактических сделок Специальные каналы (счета, контракты), информация является коммерческой тайной - наиболее реальные  рыночные цены. Такие цены ниже  справочных цен и цен предложения на величину скидки. заключаются в виде контрактов (долгосрочные и текущие) Любая продукция
 

В мировой  практике ведения внешней торговли известно большое количество различных  скидок. Ценовые скидки – метод  уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

  • скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
  • скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
  • скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
  • скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере- покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
  • скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.;
  • дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого  конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Возможно достижение и более существенные скидки. 

      В качестве отправной точки для  проведения переговоров о цене партнеры по торговой сделке используют базисные цены (base price), в основе которых - цены, публикуемые в различных справочниках и прейскурантах (прейскурантные цены - list price).

      Базисная  цена - цена товара, которая принимается в качестве базы при определении внешнеторговой цены данной продукции (товара), а также индекса цен в международной торговле в целом и по отдельным видам товаров. Базисная цена регулярно пересматривается с учетом изменений ассортимента внешнеторгового объема на рынке.

      Цены  на товары можно классифицировать по степени определенности: на определенные и определимые.

      Под определенной ценой понимается прямое установление цены в виде твердой  суммы.

      Под определимой ценой понимается косвенная  ссылка на условие исчисления цены к моменту платежа. Этот способ характеризуется  указанием в контракте на справочные цены, публикуемые в периодических изданиях, биржевые котировки в центрах международной торговли, цены аукционов.

      В англо-американском праве предусмотрено, что при отсутствии указания на цену или способ ее установления считается, что условия о цене выполнено, поскольку стороны "молчаливо" подразумевают "разумную цену" на момент сдачи товара, т.е. цену, обычно взимаемую за такие товары.

      По способу фиксации цены (price fixing); различают цены твердые, периодически твердые, подвижные, скользящие.

      Твердая цена (firm price) устанавливается в момент подписания контракта, она не подлежит изменению в течение всего срока его действия и не зависит от сроков и порядка поставки товара (продукции). В контрактах с длительными сроками поставки обычно делается ценовая оговорка (price clause): "Цена твердая, изменению не подлежит".

      Твердые цены не меняются в течение срока  действия контракта. Однако такие цены исключают возможность последующего учета колебаний экономической  конъюнктуры, которые могут обернуться убытками для одной из сторон (если к наступлению времени платежа рыночные цены либо возрастут либо упадут). Обычно такие цены применяются в сделках с немедленной поставкой товара или поставках в короткие сроки.

      Периодически  твердые цены предполагают определенную фиксированную сумму, действительную на определенный период времени. В момент подписания контракта цены не фиксируются, а определяются, например, перед поставкой каждой партии товара, в начале года и т. д.

      Подвижная цена (flexible price) - это зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносится ценовая оговорка, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна изменится и цена, зафиксированная в контракте (оговорка о повышении и понижении цены).

Информация о работе Ценообразование на мировом рынке