Ценообразование на факторы производства. Зарплата как цена труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности формирования цен на факторы производства.
Поставленная цель достигается через поэтапное решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность ценообразования на факторы производства труда как фактора производства;
3) рассмотреть сущность зарплаты как цены труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Ценообразование на факторы производства…………………………...5
Зарплата как цена труда………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование на факторы производства (1).doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Ценообразование на факторы производства. Зарплата как цена труда

 

План

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Ценообразование на факторы производства…………………………...5
  2. Зарплата как цена труда………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономика развивается  и функционирует в условиях определенных ограничений, к которым можно  отнести ограниченность пространства и времени, природно-климатическое  ограничение, ограниченность природных и произведенных ресурсов, экологическое ограничение и другие. Потребности, рождая желание обладать тем, что их может удовлетворить, выступают как исходный пункт экономической деятельности людей, поскольку лишь часть человеческих потребностей может быть непосредственно удовлетворена природным окружением. Большую их часть, причем все возрастающую, людям приходится производить самим. Для современного общества особенно остро стоит основной вопрос экономики – удовлетворение растущих потребностей людей при наличии ограниченных ресурсов для их удовлетворения. Одним из таких ресурсов экономики являются факторы производства, обеспечивающие процесс создания благ с цель удовлетворения потребностей. Этим определяется актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются факторы производства.

Предметом исследования является экономические отношения, связанные с использованием и  взаимодействием факторов производства, что определяет потребность в  них и установление цены на них.

Цель работы – изучить особенности формирования цен на  факторы производства.

Поставленная  цель достигается через поэтапное  решение следующих задач:

1) рассмотреть  сущность ценообразования на факторы производства труда как фактора производства;

3) рассмотреть  сущность зарплаты как цены труда.

Данная работа базируется на теории, изложенной в  трудах российских и зарубежных ученых по проблемам использования факторов производства в экономике.

1.Ценообразование на факторы производства

 

Производственная  деятельность предприятий предполагает использование экономических ресурсов. К ним относят:

  • природные ресурсы (земля, вода, полезные ископаемые, элементы растительного и животного мира, природные энергетические источники и т.д.);
  • трудовые ресурсы;
  • капитал, инвестиционные ресурсы;
  • финансовые ресурсы (в краткосрочном периоде);
  • информационные ресурсы.

Рынки факторов производства включают рынок земли (природных ресурсов), рынок труда и рынок капитала.

Когда фирма  в условиях совершенной конкуренции  решает вопрос о покупке дополнительной единицы ресурса, она прежде всего оценивает ее возможное влияние на доход. Предположим, что фирма в краткосрочном периоде использует только один переменный ресурс - труд (L). Чем больше его затрачивается в процессе производства, тем больше продукции выпускает фирма. Прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу, называется предельным продуктом (МР). Изменение дохода фирмы за счет приобретения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельной доходностью ресурса (MRP). Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и добавочного дохода, который может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Следовательно, предельная доходность ресурса (доход от предельного продукта ресурса) определяется как произведение предельного продукта ресурса и предельного дохода от продажи дополнительной единицы продукции.

В нашем примере  доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен:

MRPL = МРL x МR,

где MPL - предельный продукт ресурса труда; MR - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Определение предельной доходности ресурса позволяет фирме  оценить эффективность использования дополнительных единиц ресурса.

Предельную  доходность ресурса можно рассчитать и по-другому. Предельный продукт (MPL) - это дополнительная продукция, связанная с наймом дополнительной единицы труда ΔQ/ΔL, а предельный доход фирмы (MR) - это дополнительный доход, полученный от продажи добавочного объема продукции ΔTR/ΔQ. Доход от предельного продукта ресурса труда может быть определен по следующей формуле:

MRPL = (ΔQ/ΔL) x (ΔTR/ΔQ) = ΔTR/ΔL,

Показатель  стоимости предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по которой продана дополнительная продукция:

VMPL = MPL x Р,

где Р - цена продукции  фирмы.

На совершенно конкурентном рынке цена продукции  равна предельному доходу (Р = MR). Отсюда стоимость предельного продукта ресурса будет равна предельной доходности ресурса при любом объеме его использования (VMPL = MRPL). Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенной дополнительными работниками и проданной на рынке, что, в конечном счете, соответствует спросу на труд.

Существует  правило использования ресурсов: прибыль фирмы увеличивается  за счет привлечения дополнительных единиц ресурса вплоть до того момента, когда доход от предельного продукта ресурса будет равен предельным издержкам ресурса: MRP = МРС.

Правило использования  ресурсов приводит к функции производственного  спроса фирмы на каждый ресурс. Изменение  цены ресурса вызывает как эффект замены, когда фирма заменяет дорогие  ресурсы более дешевыми, так и  эффект выпуска - увеличивается выпуск продукции, когда цена ресурса снижается, и сокращается, когда цена ресурса растет.

Через ценовой  механизм рынок информирует об изменении  спроса на каждый экономический ресурс. С динамикой цен тесно связана  эластичность спроса на ресурс по цене, характеризующая степень изменения спроса на ресурс при изменении его цены. Соответствующий коэффициент эластичности спроса на ресурс по цене определяется как частное от деления процентного изменения спроса на ресурс к процентному изменению цены ресурса:

где %ΔQ - процентное изменение спроса на ресурс; %ΔР - процентное изменение цены ресурса; Q1 и Q0 - спрос на ресурс в данном и базисном периодах; P11 и Р0 - цена на ресурс в данном и базисном периодах.

На эластичность спроса на ресурс по цене влияют следующие  факторы:

  • изменение предельной доходности ресурса. Если предельная доходность снижается медленно, то спрос на ресурс относительно эластичен;
  • взаимозаменяемость ресурсов. Если данный ресурс может быть легко заменен другим, спрос на него будет относительно эластичным;
  • доля ресурса в издержках фирмы. Чем большую долю данный ресурс занимает в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса на него;
  • эластичность спроса на готовую продукцию. Чем выше эластичность спроса на готовую продукцию, тем выше эластичность спроса на ресурс;
  • структура рынка готовой продукции. При совершенной конкуренции эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях несовершенной конкуренции.

Сдвиг кривой рыночного  спроса на ресурс происходит в результате влияния неценовых факторов.

Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда.

Характерные черты:

  • спрос на трудовые ресурсы является производным от спроса на те виды готовой продукции, при производстве которых он используется;
  • многообразие рынков труда (квалификационные и территориальные аспекты);
  • специфичность труда как фактора производства: каждый работник представляет собой уникальную человеческую личность, которая помимо способности к труду обладает рядом других качеств: жизненный опыт, психо-физиологические особенности, мотивация трудового поведения;
  • противоречия между продавцами и покупателями трудовых ресурсов: рабочий не всегда может отложить продажу рабочей силы, если ставка заработной платы не устраивает;
  • последствия сделки о найме труда: покупатель труда взамен заработной платы не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма.

Характерные черты  рынка труда в условиях совершенной  конкуренции:

  • множество покупателей и продавцов рабочей силы;
  • рабочие имеют одинаковую квалификацию;
  • отсутствие монополии и монопсонии на рынке: ни отдельный работник, ни отдельная фирма-наниматель не могут повлиять на ставку заработной платы.

Монопсония  на рынке труда - ситуация, когда  на рынке присутствует только одна фирма-наниматель (в большей степени  данная ситуация характерна для местных рынков). Характерные черты монопсонии на рынке труда:

  • количество занятых на данной фирме - это подавляющее число рабочих, занятых данным видом;
  • если рабочий решил устроиться на другую фирму, то он должен сменить профессию;
  • фирма-наниматель устанавливает ставку заработной платы.

На рынке  ставка заработной платы устанавливается  ниже и работников нанимается меньшее  количество, чем в условиях совершенной  конкуренции.

MRC не совпадает  с кривой предложения на рынке  труда, так как предельная стоимость найма дополнительного работника выше установленной ставки заработной платы.

Монополия на рынке  труда - ситуация, связанная с присутствием на рынке труда профсоюзов (закрытых, открытых).

Рынок капитала - под капиталом такого рынка понимают все, что может быть использовано в процессе производства. Капитал представляет собой ресурс длительного пользования. Различают:

  • человеческий капитал - навыки, знания, умения и т.д.;
  • физический капитал - основные и оборотные фонды предприятия;
  • финансовый капитал - рынок ценных бумаг и ссудных капиталов.

Капитал используется в процессе производства и спрос  на него является производным от спроса на продукцию, выпускаемую при его  использовании. Чтобы приобрести физический капитал, необходимы денежные (финансовые) средства.

Источники финансовых средств:

  • промышленный капитал;
  • сбережения всех слоев населения;
  • средства страховых компаний, профсоюзных фондов и т.д.;
  • временно свободные средства государственного и местных бюджетов;
  • капиталы рантье.

Ссудный капитал - это денежный капитал, отдаваемый в ссуду и приносящий процент на основе его использования.1

Особенности:

  • это капитал - собственность;
  • специфичный товар, он продается на время, не меняя своего собственника;
  • имеет формулу кругооборота Д - Д'.

Ставка ссудного процента - это то количество денег, которое нужно заплатить собственнику за использование его денежных средств.

Спрос на заемные  средства предоставляется:

  • предпринимателями - в виде спроса на инвестиционные ресурсы;
  • домохозяйствами - в форме спроса на потребительские товары;
  • государством - в виде спроса на займы.

Рынок акций - рынок, где продаются и покупаются доли участия в собственности предприятия. Это рынок собственного капитала.

Кредитный рынок - рынок заемного капитала, который подразделяется на:

  • денежный рынок - рынок краткосрочных банковских ссуд;
  • рынок облигаций - рынок долгосрочных ссуд.

Инвестиции - это долгосрочные вложения (затраты) финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, которые осуществляют государство и частный сектор внутри страны или за границей в различных отраслях экономики с целью увеличения дохода за счет расширения производства или повышения качества продукции, обновления ее ассортимента, модернизации и замены оборудования и т.д. Основные объекты инвестиций:

  • основной капитал предприятия;
  • оборотный капитал предприятия;
  • ценные бумаги;
  • научно-техническая продукция;
  • интеллектуальные ценности и др.

Основные источники  инвестиционной деятельности:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы (прибыль, амортизационные, денежные накопления, сбережения и т.д.);
  • заемные финансовые средства (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
  • привлеченные финансовые средства (средства от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы физических и юридических лиц);
  • бюджетные инвестиционные ассигнования;
  • прямые вклады капитала (в виде оборудования, патентов, лицензий, технической помощи и т.д.);
  • средства от благотворительных мероприятий;
  • взносы денежных средств населения (сбережения населения);
  • вклады иностранных инвесторов в денежной форме (в иностранной валюте или в местной, национальной) или не денежные вклады.

Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность:

  • ставка процента: повышение ставки процента приведет к снижению инвестиционных расходов;
  • ожидаемые прибыли от инвестиций;
  • налоги с предприятий: повышение налогового бремени приведет к падению прибылей (после уплаты налогов) предприятий от капиталовложений (или их деятельности), а следовательно, к падению инвестиционных расходов;
  • технологии: новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов;
  • избыточные производственные мощности;
  • степень риска инвестиций;
  • срок окупаемости инвестиций;
  • реальная ставка процента (номинальная минус инфляция за данный период времени).

Информация о работе Ценообразование на факторы производства. Зарплата как цена труда