Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.
Цель обуславливает задачи, а ими выступают:
Дать понятие и описать особенности источников экологического права, а так же системы экологического законодательства.
Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как источника экологического права.
Рассмотреть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», дать общую характеристику и определить его место в системе источников экологического права.
Рассмотреть технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права.
Рассмотреть нормы международного права, как источники экологического права.
Введение____________________________________________________________3
1. Понятие и особенности источников экологического права. Система экологического законодательства _______________________________________5
2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права _____11
3.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права__________23
4.Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права_________________________________________________
5. Нормы международного права как источники экологического права_______
Заключение_________________________________________________________26
Список используемой литературы_____________________________________28
Исходя из общего духа Основного
закона, меры по охране окружающей среды
носят общегосударственный
Конституционные основы эколого-правового статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство», согласно ст. 21 которой обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются права и свободы, закрепленные в Конституции, законах, и предусмотренные международными обязательствами государства.
Экологическое содержание могут
иметь следующие права, гарантируемые
Конституцией: право на жизнь (ст. 24);
право на получение, хранение и распространение
полной, достоверной и своевременной
информации о деятельности государственных
органов, общественных объединений, о
политической, экономической и международной
жизни, состоянии окружающей среды
(ст. 34); право на свободу собраний,
митингов, уличных шествий, демонстраций
и пикетирования, не нарушающих правопорядок,
и права других граждан (ст. 35); право
на свободу объединений (ст. 36); право
участвовать в решении
Конституция Республики Беларусь
устанавливает экономические
Конституция определяет основополагающие
принципы в экологической сфере.
Так, конституционную основу института
ответственности за нарушение законодательства
об охране окружающей среды составляет
ст. 46, которая декларирует право
каждого на возмещение вреда, причиненного
нарушением права на благоприятную
окружающую среду. Статья 60 декларирует
право на возмещение в судебном порядке
имущественного вреда и материального
возмещения морального вреда. Осуществление
права собственности в
3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права
Наличие большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды».
Для признания за Законом «Об охране окружающей среды» характера головного закона важно видеть, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды.
В условиях формирования системы
эколого-правового
Главной целью Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».
Закон «Об охране окружающей среды» выполняет следующие задачи:
В силу круга регулируемых
Законом отношений, он является актом,
консолидирующим систему
4. Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права
В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
Общую правовую основу разработки
и принятия стандартов
и технических нормативных правовых актов
в области охраны окружающей среды составляют
Закон Республики Беларусь «О техническом
нормировании и стандартизации», который
регулирует отношения, возникающие при
разработке, утверждении и применении
технических требований к продукции, процессам
ее разработки, производства, эксплуатации
(использования), хранения, перевозки,
реализации и утилизации или оказанию
услуг, и направлен на обеспечение единой
государственной политики в этой области,
и Закон Республики Беларусь «Об оценке
соответствия требованиям технических
нормативных правовых актов
в области технического нормирования
и стандартизации», устанавливающий организационно-правовые
основы оценки на соответствие объектов
(продукции, процессов, услуг, систем управления
качеством и управления окружающей средой)
требованиям технических нормативных
правовых актов в области технического
нормирования и стандартизации. [6, с. 201]
Технические нормативные
правовые акты согласно Закону «О нормативных
правовых актах Республики Беларусь»
представляют собой технические
регламенты, технические кодексы установившейся
практики, стандарты, в том числе государственные
стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные
нормы и правила, санитарные нормы, правила
и гигиенические нормативы,
утвержденные (введенные в действие) в
порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь.
В области охраны окружающей
среды применяется система
К иным техническим нормативным
правовым актам в области охраны
окружающей среды относятся технические
нормативные правовые акты, утверждаемые
Министерством природных
окружающей среды, предъявляемые к технологическим
процессам, могут также
содержаться в технических регламентах.
Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании
и стандартизации» технические регламенты
должны содержать обязательные для соблюдения
технические требования, связанные с безопасностью
продукции, процессов ее разработки, производства,
эксплуатации (использования), хранения,
перевозки, реализации и утилизации или
оказания услуг, а также исчерпывающий
перечень объектов технического нормирования,
в отношении которых устанавливаются
требования технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться:
правила и формы подтверждения соответствия
(в том числе схемы подтверждения соответствия)
требованиям технического регламента
в отношении каждого объекта технического
нормирования, включая правила и методики
контроля, испытаний, измерений, необходимые
для подтверждения соответствия; правила
маркировки объектов технического нормирования,
подтверждающей соответствие их техническому
регламенту; требования к порядку осуществления
государственного надзора за соблюдением
технических регламентов. Требования,
содержащиеся в технических регламентах,
в соответствии с Законом «О техническом
нормировании и стандартизации» могут
быть изменены только путем внесения изменений
и (или) дополнений в соответствующий технический
регламент.
Требования в области
охраны окружающей среды к товарам
(работам, услугам), технологическим
процессам могут также
Требования в области
охраны окружающей среды могут также
содержаться и в технических
нормативных правовых актах, принятых
в развитие градостроительного законодательства,
основу которого составляет Закон
Республики Беларусь «Об архитектурной,
градостроительной и
Природа
не признает государственных и
К основным
международно-правовым источникам в
области охраны окружающей среды
относятся международные
В 1992 г. в
Рио-де-Жанейро на конференции ООН
по окружающей среде и развитию правительствами
179 стран мира была принята программа
всемирного сотрудничества по обеспечению
высокого качества окружающей среды, сбалансированного
развития экономики и роста
Для координации действий стран мирового сообщества по этим важнейшим направлениям под эгидой ООН были учреждены три Конвенции:
Понятие «конвенция» (от латинского convention – договор, соглашение) означает соглашение или международный договор по каким-либо специальным вопросам. На сегодняшний день в мире учреждено более 20 конвенций, многосторонних договоров и протоколов. Членство в конвенциях налагает на государства-участники определенные обязательства, как организационные, так и финансовые. Поэтому решение вопроса о присоединении к конвенции или протоколу принимается Правительством, Парламентом и Президентом Республики Беларусь после детальной и всесторонней проработки возможных последствий для нашей страны.