Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:11, контрольная работа
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека.
Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:
экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
4 Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей отрасли. Систему права можно конструировать, исходя из различных критериев и используя самые разные правовые теории и концепции.
Во-первых, отечественная теория права предлагает выделять следующие структурные элементы: право как совокупность правовых норм; экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека с окружающей средой; юридическая практика; индивидуальные предписания, определяющие экологически значимое поведение; совокупность актов такого поведения; правовая экологическая идеология; санкции; система нормативных актов как источников права.
Во-вторых, структуру экологического права можно рассматривать в статике, выделив сначала само право, а затем реализующие его элементы правовой системы – правовые учреждения и правовую идеологию. К правовым учреждениям относятся правоохранительные органы, суды, контрольные природоохранительные органы, разрешительные административные органы и т.п. Следует отметить, что правовые учреждения в данной сфере сами по себе образуют сложную систему, т.к. кроме правоохранительных и судебных органов, в нее входит огромное количество органов управления, надзора и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды. Правовая идеология определяет цели права, правовые блага, ценности, охраняемые юридическими средствами.
В-третьих, рассматривая систему данной отрасли права в динамике, можно выделить в качестве ее структурных элементов экологическое правотворчество, т.е. процесс создания, изменения, отмены правовых норм; правореализацию, т.е. претворение юридических норм в экологически значимое поведение людей; правообеспечивающую деятельность, т.е. создание управленческих, контрольно-надзорных и иных структур, материально-ресурсного и кадрового обеспечения.
В-четвертых, систему экологического права часто рассматривают как учебную дисциплину, выделяя в ней три составные части: общую, особенную и специальную.
В общую часть экологического права входят нормы права, которые регулируют наиболее общие правоотношения, устанавливают основные понятия, принципы, права и обязанности. Эти нормы определяют общие положения и правила поведения, которые характерны для всего экологического права. В общей части установлены цели и задачи экологического права, объекты правоотношений, определяется круг субъектов экологических правоотношений. В общей части правовые нормы регулируют и деятельность отдельных институтов. Например, право собственности на природные ресурсы и недра, права граждан в экологической сфере, контроль со стороны государства, ответственность за правонарушения в области экологического права и некотор ые другие
Общая часть:
1) право собственности на природные ресурсы;
2) право экологопользования;
3) государственное управление экологопользованием
и охраной окружающей среды;
4) организационно-правовое обеспечение
рационально-
го экологопользования и сохранности
экологической системы России;
5) соотношение экономики и экологии: правовой
аспект;
6) эколого-правовая ответственность;
7) понятия, виды экологического вреда
и способы его
устранения.ые другие.
В особенную часть экологического права входят разнообразные институты и подотрасли, при помощи которых устанавливаются правила и режимы, характерные для отдельных видов природных ресурсов и иных объектов экологического права. Так, нормы, входящие в особенную часть регулируют правоотношения в области охраны воздуха, земель, недр, лесов, животного мира, окружающей среды, устанавливаются правовые режимы особо охраняемых территорий. Такие нормы образуют множество подотраслей экологического права, например, водное право, лесное право.
Особенная часть:
Раздел I. Эколого-правовой режим природных
объектов, составляющих экологическую
систему России:
1) эколого-правовой режим собственности
на землю, землевладения, землепользования
и аренды;
2) эколого-правовой режим недропользования;
3) эколого-правовой режим водопользования;
4) эколого-правовой режим лесопользования;
5) эколого-правовой режим пользования
животным миром.
Раздел II. Эколого-правовая защита отдельных
компонентов экологической системы России:
1) эколого-правовая защита атмосферного
воздуха;
2) заповедная эколого-правовая защита
природных объектов и комплексов.
В системе данных институтов система экологического
права как отрасли права находит свое
завершенное выражение. Однако она не
может отразить систему науки экологического
права, которая имеет более широкий предмет.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА КАК НАУКА.
Экологическое право как наука представляет
собой систему знаний об экологическом
праве как отрасли права. В предмет науки,
дополнительно к информации, составляющей
систему экологического права как отрасли
права, включаются следующие самостоятельные
темы:
1) методы научных исследований;
2) правоприменительная и правотворческая
практика;
3) история развития экологического права;
4) источники экологического права;
5) международно-правовое регулирование
экологопользования;
6) эколого-правовое управление экологопользованием
в различных странах мира;
7) источники научно-правовой информации;
8) понятийный аппарат, раскрывающий специальную
терминологию, применяемую в эколого-правовой
науке;
9) экологические правоотношения.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА практически совпадает с системой
экологического права как науки; различие
обусловлено потребностями будущей специализации.
31. Понятие и признаки объектов экологического
законодательства и права
В эколого-правовой литературе традиционно
выделяются интегрированные, дифференцированные
и комплексные объекты экологического
законодательства. К интегрированным
относятся окружающая природная среда
в целом, жизнь и здоровье людей, включая
экологические права и свободы граждан.
К дифференцированным относят отдельные
природные объекты - землю, недра, воды,
растительный мир, животный мир, атмосферный
воздух, околоземное космическое пространство.
К комплексным объектам причисляют природные
объекты и территории природно-заповедного
фонда, курорты и курортные местности,
лечебно-оздоровительные объекты и рекреационные
территории, искусственно созданные комплексы
и ландшафты, исключительную (морскую)
экономическую зону, континентальный
шельф, зоны экологического бедствия.
Для внутренних и внешних границ охраняемой
государством окружающей природной среды
характерны определённые признаки. К ним
следует отнести возможности влияния
антропогенной деятельности на состояние
окружающей природной среды и здоровье
человека, и реальные средства государственно-правового
вмешательства в средоохранные процессы.
Внутренние пределы определяются природозависимым,
антропозависимым и экологически ценным
характером объекта, доступным для государственно-правовой
охраны. Внешние пределы охраняемой законом
окружающей среды очерчиваются рамками
атмосферы и околоземного пространства
в той части, в которой оно испытывает
влияние антропогенной деятельности,
земной природы и космических факторов.
Природные объекты в отличие от товарно-материальных
ценностей обладает тремя признаками:
естественным происхождением, взаимосвязью
с экологической системой природы, выполнением
функций жизнеобеспечения. Естественное
происхождение объектов окружающей природной
среды исходит из законов развития природной
среды, результатом действия которых явилось
образование планетарной системы, создание
биосферы и ее составных частей — атмосферы,
гидросферы, литосферы, тропосферы, появление
растительного и животного мира, человека
и общества. Результатом этого процесса
стала одна из важнейших особенностей
природных объектов, отличающих их от
товарно-материальных ценностей,— отсутствие
у первых стоимости как общественно необходимых
затрат человеческого труда для производства
вещей, их неповторимости, невоспроизводимости
и необратимости изменений, происходящих
в природной среде. Это не исключает возможности
применения труда для восстановления
или воспроизводства природного вещества
некоторых объектов естественного происхождения,
например, вод, лесов, животного и растительного
мира. Но такая деятельность не создает,
а возвращает то, что когда-то употреблялось
человеком или потреблено обществом.
Однако естественное происхождение, хотя
и предполагает, но еще не предрешает принадлежности
элементов материального мира к природным
объектам. Так, земля, заполняющая цветочные
горшки, вода, вытекающая из водопроводного
крана, нефть, идущая по нефтепроводу,
звери в клетках и вольерах зоопарка и
другие природные компоненты природной
среды также возникли естественным путем,
но их уже нельзя относить к природным
объектам. Поэтому определяющее значение
для обозначения природных объектов имеет
их экологическая взаимосвязь с окружающей
природной средой, позволяющая им функционировать
в составе естественных экосистем, обеспечивающих
качество окружающей природной среды.
Признак экологической взаимосвязи помогает
разграничить объекты природной среды
от тех компонентов природы, которые, оставаясь
в ранге естественного происхождения,
по воле человека вышли из механизма взаимосвязи
с окружающей природной средой, и перешли
из мира естественного в мир социальный,
где действуют уже другие закономерности
развития материи.
В результате действия этих закономерностей
одни из них переходят в категорию товарно-материальных
ценностей, включились в систему социально-экономических
связей, приобретая соответствующую цену.
Другие становятся элементами социального
окружения, полезными либо вредными, желательными
или нежелательными для человека и его
окружения, к которым можно отнести, например,
чрезмерное скопление голубей и бродячих
животных в городах. Такие процессы достаточно
обширны и многообразны: земельный грунт,
взятый из почвы и помещенный на отдельное
хранение; полезные ископаемые, добытые
из недр и направленные на переработку
или потребление в качестве природного
сырья; вода, помещенная в резервуар и
используемая для питья, полива, производственных
целей и т.д.; деревья, вырубленные в лесу
и перешедшие в категорию древесины; звери,
птицы, отстрелянные или отловленные и
помещенные в зоопарк; рыбы, выловленные
в водоемах и переданные в аквариум; воздух,
циркулирующий в закрытых помещениях;
оранжереи, зимние сады и иные элементы,
несущие на себе признаки естественного
происхождения, будучи «вырванными» из
природой системы, перестают влиять на
ход естественного процесса и по этой
причине выходят из круга природных объектов.
Наиболее важным признаком природного
объекта является выполнение функции
жизнеобеспечения, носящим социализированный
характер. Он проявляется в способности
природного объекта выполнять указанные
функции и «работать» на качество окружающей
среды. Таким образом, те явления природы
и стихийные силы, исходящие от охраняемого
природного объекта, которые противостоят
интересам человека и общества, требованиям
качества среды их обитания, не могут входить
в охраняемую природную среду. К ним относятся:
эрозия почв, заболачивание земель, опустынивание
территорий, пылевые бури, селевые потоки,
наводнения, землетрясения, извержение
вулканов и прочие экологически опасные
для человека и общества процессы, исходящие
от охраняемого природного объекта.
Проблематичным является отнесение к
объектам правовой охраны искусственно
образованные в результате соединения
естественных природных качеств и хозяйственной
деятельности. Они иногда выделяются в
качестве объектов правовой охраны, призванные
осуществлять экологическую функцию,
например, каналы, плотины, дамбы и т. п.
Такие объекты являются объектами правовой
охраны, если их основное функциональное
предназначение носит экологический характер,
например, почвозащитное лесонасаждения,
и не являются объектами правовой охраны,
если их основное функциональное предназначение
не носит экономический характер, например,
посевы сельскохозяйственных культур.
В связи с этим особое место занимают так
называемые «смешанные» объекты, которые
образуются в процессе взаимодействия
человека и природы. Признак экологической
взаимосвязи является определяющим для
отнесения их к природным объектам. При
этом цели воспроизводства природной
среды свидетельствуют о наличии такой
связи, а цели потребления — об их отсутствии.
Сложнее обстоит дело с теми объектами,
в которых обе цели совпадают или тесно
переплетаются. Это имеет место, например,
строительство, гидроузлов, водохранилищ
и ирригационных сооружений, возведенных
с учетом естественных закономерностей
их функционирования.
Искусственно созданные объекты нельзя
отнести исключительно к природным объектам,
но вместе с тем они не являются только
хозяйственными сооружениями. В этой связи
в круг охраняемых правовыми нормами объектов
в настоящее время не входят: социальные
ценности созданные человеком; компоненты
природы, вышедшие из экологической связи
с природной средой либо не оказывающие
существенного влияния на природу, человека
и общество; природные объекты, явления
и процессы, охрана которых не возможна
на данном этапе развития науки и техники
либо практически не целесообразна.
Не смотря на все сложности отграничения
объектов естественного происхождения
от неприродных и искусственно созданных,
обозначенные признаки первых позволяют
определить природные объекты как окружающую природную
среду в целом или её составные части,
обладающие признаками естественного
происхождения и состоящие в экологической
взаимосвязи природных систем, способные
выполнять экологическую функцию и обеспечивать
качество среды обитания человека и общества,
охраняемые нормами экологического законодательства.
Приведенное определение охватывает и
отражает основные признаки, свойственные
объектам природного происхождения и
связанные с естественной окружающей
средой.
^ 2. Виды объектов экологического права
В правовой литературе не достигнуто единство
взглядов на классификацию объектов правовой
охраны природных компонентов. Из существующих
взглядов на данный предмет наиболее распространенными
являются выделение в качестве объектов
правовой охраны природных объектов, природных
ресурсов и природных комплексов, а также
экологических прав и свобод граждан.
При этом некоторые объекты и их ресурсы
исключаются состава объектов правовой
охраны окружающей природной среды.
^ Природные объекты, подлежащие
охране, приводится в самом экологическом
законодательстве. Так, согласно ст. 5 Закона
«Об охране окружающей природной среды»
государственной охране и регулированию
использования на территории Украины
подлежат: окружающая природная среда
как совокупность природных и природно-социальных
условий и процессов, природные ресурсы,
как вовлеченные в хозяйственный оборот,
так и неиспользуемые в народном хозяйстве
в данный период (земля, недра, воды, атмосферный
воздух, лес и иная растительность, животный
мир), ландшафты и другие природные комплексы.
Особенной государственной охране подлежат
территории и объекты природно-заповедного
фонда и другие территории и объекты, определенные
законодательством.
Приведенная норма позволяет обозначить
окружающую природную среду как интегрированный
объект правовой охраны. Он выражен в формулировке
«окружающая природная среда как совокупность
природных и природно-социальных условий
и процессов». К дифференцированным природным
объектам относятся земля, недра, воды,
леса, животный и растительный мир, природно-заповедный
фонд, атмосферный воздух. Вместе с тем
указанные объекты являются укрупненными
и внутри каждого из них можно выделить
значительное количество обособленных
природных составляющих. В дальнейшем
закон проводит детализацию природных
компонентов, указывая на их составные
части, которые входят в менее обширные
структуры естественных биоресурсов и
микроорганизмов, составляют генетический
фонд и образуют природные ландшафты и
т.д.
^ Под ресурсом в буквальном смысле
подразумевают источник потребления.
В узком смысле, как этот термин употребляется
в экологическом законодательстве, под
ресурсом понимают источник экономического
потребления. В широком смысле природные
ресурсы - это источники потребления человеком
и обществом природы для удовлетворения
экологических, экономических, культурных,
эстетических, духовных и других потребностей.
В связи с узким и широким содержанием
понятия природных ресурсов принято говорить
об охране природы и рациональном использовании
её ресурсов. При этом под охраной подразумевается
конкретный природный объект, а под использованием
– её определенные ресурсы. Однако зачастую
осуществляется охрана и использование
одного и того же объекта, например, земельного
участка, водного пространства, лесного
массива и т.д.
Понятие "природный объект" отражает
экологическую сторону какого-либо предмета,
а понятие "природный ресурс" - его
экономическую сторону как объекта потребления.
В эколого-правовом смысле, с одной стороны,
нельзя охранять то, что подлежит потреблению,
а с другой – то, что не используется, не
нуждается в охране. Поэтому применительно
к природным ресурсам в законодательном
порядке употребляется термин "рациональное
использование", как форма эколого-правовой
охраны природных объектов и окружающей
природной среды.
При этом следует иметь в виду различное
смысловое содержание экологического
и экономического рационализма. Природными
ресурсами являются: земельные, водные,
лесные, растительные, фаунистические,
минеральные, солнечные, климатические,
энергетические, геотермальные и другие
объекты. Внутри каждого вида этих объектов
можно выделить более определённые природные
ресурсы, например, земли населённых пунктов,
пресноводные источники, защитные леса
и т.п.
^ Природные комплексы имеют место,
когда на одной территории самостоятельно
функционируют несколько природных объектов
и естественных ресурсов. Самым крупным
природным комплексом является вся природная
среда со всеми её экологическими свойствами
и природными ресурсами. Специфическими
объектами, для которых устанавливается
особый режим правовой охраны и использования,
являются не любое системное соединение
отдельных природных объектов и её ресурсов,
а лишь такое, которое предусматривается
нормами экологического законодательства.
Наиболее разнообразным, не только с точки
зрения редкости и особой ценности, но
и концентрации комплексности природных
богатств является природно-заповедный
фонд. Природными комплексами являются,
например, заповедники, заказники и национальные
природные парки. К природным комплексам
можно отнести курортные местности, лечебно-оздоровительные
объекты и рекреационные территории, природные
ландшафты, экологически неблагоприятные
территории и регионы.
^ Права человека и гражданина
выступают в качестве своеобразных объектов
экологического законодательства. Так,
основными экологическими правами граждан
являются право на жизнь, право на охрану
здоровья, право на здоровую и безопасную
окружающую среду. Права человека на пользование
природными объектами и их ресурсами,
например, передвигаться по земле, пользоваться
водными и озеленительными объектами
для отдыха и оздоровления, атмосферным
воздухом для того, чтобы дышать и на здоровую
среду обитания являются такими же естественными
неотчуждаемыми правами человека, как
и право на жизнь, на здоровье, на производство
потомства и т. д. Они неотъемлемо присущи
человеку и не зависят от государства
и его органов. Государство не может их
представлять или изымать, оно обязано
обеспечивать надлежащие условия для
их реализации, не нарушая эти естественные
права человека, а в случаях их нарушения
- нести ответственность перед гражданами.
Некоторые политические и экономические
права граждан также обладают экологическим
содержанием, например, право на свободный
доступ к экологической информации, право
на создание экологических общественных
формирований. Многие индивидуально-личные
и социально-культурные права граждан
являются по сути экологизированными,
т. к. их эффективная реализация неразрывно
связана с благоприятным состоянием окружающей
природной среды. Такая трактовка экологических
прав человека давно получила признание
в международных документах. В такой редакции
они закреплены в теперь украинском экологическом
законодательстве. Поэтому главной задачей
современного государства является обеспечение
их воплощения в реальную жизнь общества.
^ 3. Общая характеристика субъектов экологического
права и экологической правосубъектности
Терминами «субъект права» в общетеоретическом
понимании и в отраслевом правоведении,
принято обозначать участников общественных
отношений. Безусловно, понятие субъекта
права как участника соответствующих
экологических отношений связано с понятиями
правоспособности и дееспособности. При
этом экологическая правоспособность
– это способность обладать экологическими
правами и принимать на себя экологические
обязанности. Экологическая дееспособность
– это способность своими действиями
приобретать экологические права и исполнять
соответствующие обязанности.
Не вдаваясь в детальное разбирательство
разногласий в определении понятия и существа
содержания правоспособности и дееспособности,
высказанных в правовой литературе, следует
отметить, что эти понятия официально
закреплены в гражданском законодательстве
и отсутствуют в экологических законодательных
актах. В этой связи возникает вопрос о
применимости цивилистической категории
правосубъектности к экологическим отношениям,
а точнее, насколько общецивилистическая
правосубъектность пригодна для обозначения
экологической правосубъектности.
Экологическая правосубъектность представляет
собой способность быть участником экологических
общественных отношений. Юридическая
сторона экологической правосубъектности
заключается в законодательном признании
возможности субъектов права участвовать
в общественных отношениях на природные
объекты, природные ресурсы и природные
комплексы. Это по существу узаконение
их участия в экологических и природоресурсовых
отношениях, высвобождающее это участие
от индивидуального, группового или классового
произвола и доведение его до уровня общепризнанного
в законодательном порядке на всей территории
государства.
Но отдельные природные объекты, например,
земли как пространственный базис или
атмосферный воздух, представляют собой
жизнеобеспечивающую среду и являются
условием поддержания жизнедеятельности
человека и общества. Поэтому их использование
основывается не столько на пользовательской
правосубъектности, сколько на основании
естественных свойствах человека и общества,
независимо от законодательного признания
и осуществления правового регулирования
со стороны государства в качестве волевых
отношений. В этом заключается одна из
главных особенностей экологической субъектности,
основывающейся естественных интересах
человека и общества. Но в признании и
правовом регулировании экологических
прав человека и гражданина заинтересованы
не только физические лица, но и государство.
Социально ответственное государство,
устанавливая соответствующие экологические
права граждан, может рассчитывать на
их более активную деятельность и тем
самым содействие в повышении эффективности
природоохранной функции самого государства1.
В связи с их естественным происхождением
природных объектов волевое содержание
правосубъектности как психологической
категория может не только не совпадать,
но и прямо противоречить общественной
воле национального сообщества. Она может
быть вовсе не связана с общественной
волей и в этом случае последняя свободна
даже от совокупного или консолидированного
индивидуального или группового волеизъявления.
В этом смысле признание украинского народа
субъектом экологических отношений не
лишено определённого теоретического
значения.
Уместным является и постановка вопроса
о формировании и адекватном законодательном
закреплении общественной воли уполномоченными
на то высшими органами законодательной
власти. Ведь законодатель может не воспринять
или не в полном объёме охватить сформировавшуюся
общественную волю относительно распределения
объектов природы и её ресурсов между
субъектами права. Поэтому адекватная
законодательная легализация субъектов
права на природные объекты имеет определённое
значение для развития всей системы экологических
общественных отношений.