Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что человечество оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду с целью удовлетворить свои различные, прежде всего, материальные потребности. Из-за этого вот отрицательного воздействия на природу люди уже давно живут в экологическом кризисе. Происходит нарушение равновесия в экологических системах.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Общая характеристика экологической экспертизы. стр. 3
Глава 2. Виды экологической экспертизы. стр. 12
Глава 3. Финансирование экологической экспертизы. стр. 21
Глава 4. Ответственности в области экологической экспертизы. стр. 23
Заключение стр. 27
Библиография стр. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

стр. 2

Глава 1. Общая характеристика экологической экспертизы.

стр. 3

Глава 2. Виды экологической экспертизы.

стр. 12

Глава 3. Финансирование экологической экспертизы.

стр. 21

Глава 4. Ответственности в области экологической экспертизы.

стр. 23

Заключение

стр. 27

Библиография

стр. 28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экологическая экспертиза расценивается многими специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.

В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что человечество оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду с целью удовлетворить свои различные, прежде всего, материальные потребности. Из-за этого вот отрицательного воздействия на природу люди уже давно живут в экологическом кризисе. Происходит нарушение равновесия в экологических системах.

Составляющие этого кризиса многогранны. Это и состояние земель: активно идет усиление процессов эрозии почвы, их деградация и опустынивание приобретает все более значительные масштабы. Только в Калмыкии за последние 5 лет площадь, занятая песками, возросла на 47,7 тыс. гектар. Неблагоприятны условия существования лесов – достаточно информации, например, о таких проблемах как их чрезмерной вырубке, ущербе от лесных пожаров и повреждения вредителями и кислыми дождями. Вызывает тревогу и состояние водных источников - загрязнение пресных вод, отсутствие или неэффективность систем очистки, что приводит к сокращению запасов и уловов ценных видов рыб.

В данной курсовой работе мы рассмотрим вопрос об экологической экспертизе.

Целью данной курсовой работы является:

  • определить цели экологической экспертизы;
  • рассмотреть принципы экологической экспертизы;
  • определить объекты и субъекты экологической экспертизы;
  • рассмотреть организацию и процесс проведения экологической экспертизы;
  • финансирование экологической экспертизы;
  • охарактеризовать виды экологической экспертизы.

Глава 1. Общая характеристика экологической экспертизы.

        1. Понятие и цели экологической экспертизы.

 

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.1

Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством, комплекс действий государственных органов и общественных организаций по рассмотрению документации, связанной с реализацией хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Задача экспертизы — гарантировать, что при планировании хозяйственной и иной деятельности предусмотрены меры по охране окружающей среды, соответствующие требованиям законодательства. Следует отметить, что экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хозяйственной или иной деятельности, а не в отношении, например, действующих предприятий.2

Целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, средством обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

 

1.2. Задачи экологической  экспертизы.

 

Основными задачами экологической экспертизы являются:

    • определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;
    • организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы;
    • установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, строительных норм и правил;
    • оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей среды, и качество природных ресурсов;
    • оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды;
    • подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы .

 

        1. Принципы экологической экспертизы.

 

Согласно ст. 3 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе»  экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

    • Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности3, т.е. при оценке материалов, поступающих на экспертизу, эксперты исходят из возможности причинения вреда окружающей среде при реализации любого объекта и должны проверить, насколько учтены виды и масштабы возможного вреда, предусмотрены ли меры по его недопущению;4
    • Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы5, т.е. лицо, которое хочет реализовать объект экологической экспертизы, обязано предоставить документы и материалы органам, осуществляющим экологическую экспертизу, до реализации этого объекта. Предоставление документов на экологическую экспертизу является обязанностью субъекта хозяйственной деятельности, за невыполнение которой следует, предусмотренная законодательством, ответственность. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным документом для реализации планируемой хозяйственной деятельности. В противном случае проекты утверждению не подлежат и работы по их реализации не финансируются. Акты государственных органов об утверждении проектов хозяйственной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке;6
    • Принцип комплектности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий7. Данный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы;8
    • Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы9 заключается в необходимости соблюдения всех обязательных нормативных и технических требований, обеспечивающих экологическую безопасность в различных отраслях хозяйства;
    • Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу10. Данный принцип обязывает лицо, которое хочет реализовать объект, подлежащий экологической экспертизе, предоставить достоверную информацию об объекте и при необходимости дать еще и дополнительную информацию;
    • Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы11, т.е. никто не вправе вмешиваться в работу экспертов, их решения и заключения должны быть независимыми и достоверными. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, гражданин, состоящий в трудовых и иных договорных отношениях с указанным заказчиком или оазработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком в договорных отношениях;12
    • Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы13 означает, что заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом. Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта;14
    • Принцип гласности участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.15 Данный принцип налагает на экспертный орган обязанности по информированию граждан, средств массовой информации, других заинтересованных субъектов о результатах конкретных экспертиз и о своей деятельности в целом, устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы и правовой статус заключения;16
    • Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы,17 т.е. за невыполнение участниками экологической экспертизы ее правил организации и проведения они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

 

        1. Субъекты и объекты экологической экспертизы.

 

Субъектами экологической экспертизы являются:

    • Законодательные и исполнительные органы государственной власти;
    • Специализированные правительственные организации (комитеты, экспертные комиссии, агентства, министерства);
    • Специализированные неправительственные организации (частные, общественные);
    • Граждане РФ.

Объекты экологической экспертизы установлены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Государственную экологическую экспертизу проводят на федеральном и региональном уровне.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

    • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
    • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
    • проекты соглашений о разделе продукции;
    • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
    • проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
    • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
    • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
    • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием “отходов I - V класса опасности”;
    • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.18

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

    • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 
    • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 
    • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
    • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
    • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.19

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 г. “Об экологической экспертизе”, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды экологической экспертизы.

2.1. Государственная экологическая  экспертиза.

 

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.21

Информация о работе Экологическая экспертиза