Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой – о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований.
Введение
Глава 1. Сущность и виды экологических объединений
Формирование экологических объединений
Российские и международные экологические организации
Глава 2. Роль экологических объединений в сфере охраны земель
2.1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды
2.2. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
2.3. Общественная экологическая экспертиза
Заключение
Список литературы
В Положении об ОВОС не решен еще один принципиальный вопрос, связанный с общественными слушаниями. Каков правовой смысл их проведения? Как заказчик должен отнестись к позиции, занятой по проекту общественностью? Представляется, что заказчик проекта обязан учесть предложения общественности по вопросам оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Если он отклоняет предложения общественности, к примеру в связи с их необоснованностью либо нереальностью, его решение должно быть мотивировано в письменном виде. Для соблюдения юридических формальностей и действительного учета заказчиком требований и предложений общественности по намечаемой деятельности по результатам слушаний заказчиком и представителями общественности должен составляться протокол, который следует прилагать к документам, направляемым на государственную экологическую экспертизу, и он должен учитываться осуществляющим ее органом.
2.3. Общественная экологическая экспертиза
Поскольку процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы, как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).
Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.
Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Принципиальным является
положение Закона о том, что общественная
экологическая экспертиза может
проводиться в отношении
В соответствии с Законом
общественная экологическая экспертиза
может проводиться или до проведения
государственной экологической
экспертизы или одновременно с ней.
С такой позицией можно согласиться,
поскольку важно иметь
Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы Федеральный закон (ст. 22) наделяет общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, специальными правами:
• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экс-пертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
• знакомиться с нормативно-
• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
По условиям проведения общественной
экологической экспертизы в законодательстве
имеются существенные коллизии. Закон
«Об охране окружающей природной
среды» особых предварительных условий
не ставит. В соответствии с Законом
«Об экологической экспертизе»
общественная экологическая экспертиза
может быть осуществлена при условии
государственной регистрации
Имеются основания усомниться
в конституционности
Федеральный закон «Об
экологической экспертизе»
Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Общественной организации
(объединению), организующей общественную
экологическую экспертизу, вменяется
в обязанность известить
В статье 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:
• общественная экологическая
экспертиза ранее была дважды проведена
в отношении объекта
• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
• порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
• устав общественной организации
(объединения), организующей и проводящей
общественную экологическую экспертизу,
не соответствует требованиям
• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная – обязательной экспертизой. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.
В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.
Заключение
В сфере землепользования всё более активизируется роль общественных организаций, которые в соответствии с уставными задачами участвуют в решении политических, хозяйственных и земельных вопросов. Граждане имеют право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения целей, вступать в существующие общественные объединения или воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных экологических объединений способствует реализации законных интересов граждан. В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Наша страна активно участвует в работе многих международных экологических организаций. С точки зрения правового статуса международные экологические организации бывают межправительственные и неправительственные (МНПО). Насчитывается более 200 международных неправительственных организаций (МНПО) – как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные (парламентские) слушания, референдумы, общественная экологическая экспертиза, обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Список литературы