Экологические объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой – о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и виды экологических объединений
Формирование экологических объединений
Российские и международные экологические организации
Глава 2. Роль экологических объединений в сфере охраны земель
2.1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды
2.2. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
2.3. Общественная экологическая экспертиза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по природопользованию не распечат..docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

В Положении  об ОВОС не решен еще один принципиальный вопрос, связанный с общественными  слушаниями. Каков правовой смысл  их проведения? Как заказчик должен отнестись к позиции, занятой  по проекту общественностью? Представляется, что заказчик проекта обязан учесть предложения общественности по вопросам оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Если он отклоняет  предложения общественности, к примеру в связи с их необоснованностью либо нереальностью, его решение должно быть мотивировано в письменном виде. Для соблюдения юридических формальностей и действительного учета заказчиком требований и предложений общественности по намечаемой деятельности по результатам слушаний заказчиком и представителями общественности должен составляться протокол, который следует прилагать к документам, направляемым на государственную экологическую экспертизу, и он должен учитываться осуществляющим ее органом.

2.3. Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы, как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).

Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая  экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций  (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает  определенные требования к таким  организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с  их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе  организация и проведение экологической  экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может  проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная  экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической  экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

В соответствии с Законом  общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической  экспертизы или одновременно с ней. С такой позицией можно согласиться, поскольку важно иметь предложения  общественности по объекту экспертизы на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной  экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном  уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы Федеральный закон (ст. 22) наделяет общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, специальными правами:

• получать от заказчика  документацию, подлежащую экологической  экс-пертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

• знакомиться с нормативно-технической  документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической  экспертизы;

• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной  экологической экспертизы и в  проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

По условиям проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве имеются существенные коллизии. Закон  «Об охране окружающей природной  среды» особых предварительных условий  не ставит. В соответствии с Законом  «Об экологической экспертизе»  общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии  государственной регистрации заявления  общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Имеются основания усомниться в конституционности регистрационного порядка проведения общественной экологической  экспертизы. Статья 30 Конституции России гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что если уставом общественной организации  предусматривается проведение общественной экологической экспертизы, то такая  организация вправе проводить ее без дополнительных условий.

Федеральный закон «Об  экологической экспертизе» между  тем устанавливает, что орган  местного самоуправления в семидневный  срок со дня подачи заявления о  проведении общественной экологической  экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление  о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной  уставом деятельности, сведения о  составе экспертной комиссии, об объекте  общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

Общественной организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется  в обязанность известить население  о начале и результатах ее проведения.

В статье 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе»  приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

• общественная экологическая  экспертиза ранее была дважды проведена  в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

• общественная экологическая  экспертиза проводилась в отношении  объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или  иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной  регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные  Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и  общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная – обязательной экспертизой. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения  с выводами государственной экологической  экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права  и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

 

Заключение

В сфере землепользования всё более активизируется роль общественных организаций, которые в соответствии с уставными задачами участвуют  в решении политических, хозяйственных  и земельных вопросов. Граждане имеют право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения целей, вступать в существующие общественные объединения или воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных экологических объединений способствует реализации законных интересов граждан. В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

Наша страна активно участвует в работе многих международных экологических организаций. С точки зрения правового статуса международные экологические организации бывают межправительственные и неправительственные (МНПО). Насчитывается более 200 международных неправительственных организаций (МНПО) – как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности.

Общественный контроль в  области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права на благоприятную  окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные (парламентские) слушания, референдумы, общественная экологическая экспертиза, обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Список литературы


Информация о работе Экологические объединения