Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:28, реферат
В последнее время мировое сообщество выражает все большее беспокойство по поводу прогнозируемого на XXI в. изменения климата Земли. Главное в этом изменении – уже начавшееся повышение средней температуры, как в атмосфере, так и в приземном слое, которое может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и на человека. Можно сказать без преувеличения, что проблема глобального потепления в наши дни приобретает характер одной из важных проблем выживания человечества.
Введение 3
Адаптация жителей жарких стран к климату 5
Климатофизиология человека 5
Адаптация деятельности человека к условиям жаркого климата 6
Адаптация к глобальному потеплению 8
Адаптация в развитых странах 9
Адаптация в развивающихся странах 15
Разработка стратегий адаптации 18
Деятельность России 22
Снижение выбросов 22
Адаптация 25
Киотские механизмы 28
Заключение 30
Литература 32
Адаптация к изменениям климата не является сценарием будущего только для развивающихся стран. Меры по адаптации уже принимаются в богатых странах. Однако адаптация в развитых и развивающихся странах – две разные вещи. В Лондоне и Нью-Йорке граждане защищены от рисков, связанных с повышением уровня моря, благодаря государственным капиталовложениям в развитие инфраструктуры. В беднейших странах адаптация к изменениям климата в основном связана с самопомощью. Миллионы людей, у которых едва хватает средств, чтобы прокормить, одеть членов своих семей и обеспечить им крышу над головой, вынуждены тратить деньги и свой труд на меры по адаптации к климатическим изменениям. Вот некоторые примеры такой борьбы:
• На севере Кении учащение засух означает, что женщины должны преодолевать большие расстояния, зачастую от 10 до 15 км в день, чтобы добыть воды. Это ставит под угрозу их личную безопасность, мешает девочкам посещать школу и приводит к непосильной физической нагрузке, поскольку 20-литровый пластиковый контейнер с водой весит около 20 кг.
• В Западной Бенгалии в Индии женщины, живущие в прибрежных деревнях в дельте реки Ганг, строят надземные бамбуковые платформы (machan), на которых можно укрыться от наводнений в сезон дождей. В соседнем Бангладеш донорские и неправительственные организации помогают людям, живущим на так называемых чарах – островах образованных речными наносами – и подвергающихся постоянным угрозам наводнений и опасности быть отрезанными от остального мира в сезон дождей. При содействии этих организаций дома сооружаются над уровнем паводковой воды с использованием свай или проводятся работы по укреплению береговой линии.
• Вьетнамские общины укрепляют старые дамбы и береговую линию, чтобы защититься от усилившихся штормов. В устье реки Меконг сельскохозяйственные общины собирают налог для защиты прибрежных территорий и способствуют восстановлению мангровых лесов, служащих барьером против штормовых волн.
• Растут инвестиции в сбор поверхностного стока воды. В Эквадоре фермеры строят традиционные П-образные укрепленные земляные валы, или albarradas, чтобы сдерживать потоки воды в дождливые годы и восстанавливать водоносные пласты в периоды засухи. В Махараштре (Индия) фермеры справляются с засухой путем инвестирования в строительство водоразделов и небольших резервуаров для сбора и сохранения дождевой воды.
• В Непале общины, живущие в районах, наиболее подверженных риску наводнений, сооружают системы раннего предупреждения (например, высокие сторожевые вышки) и предоставляют рабочую силу и оборудование для укрепления насыпей, предотвращающих выход из берегов озер ледникового происхождения.
•
Фермеры в странах
Ни
в одном из изложенных примеров не
описаны меры адаптации, напрямую относящиеся
к изменениям климата. Невозможно установить
причинную связь между
Само по себе развитие человека является наиболее надежной основой для адаптации к изменению климата. Политические инициативы, продвигающие идею справедливого роста и диверсификации средств к существованию, расширяют возможности в сфере здравоохранения и образования, обеспечивают социальное страхование для уязвимых групп населения, способствуют совершенствованию управления угрозами и восстановлению после чрезвычайных ситуаций. Все это повышают способность бедного населения быстро восстановиться после катастроф, связанных с изменениями климата. Поэтому деятельность по планированию мер адаптации к изменениям климата должна рассматриваться не просто как новое направление государственной политики, а в качестве неотъемлемой части более широких стратегий, нацеленных на сокращение бедности и развитие человека.
Тщательное планирование мер адаптации к изменениям климата не устранит проблем, связанных с неравенством и маргинализацией. Показателен опыт Кении. Для двух миллионов кенийских пастухов растущие риски засухи в будущем создают реальную угрозу. Однако эта угроза усугубляется более серьезными факторами, которые ухудшают их существование, в том числе склонностью властей развивать оседлое сельского хозяйства, завладеть правами на водные ресурсы и игнорировать традиционные права пастухов. Например, в округе Важир в северной части Кении захват принадлежащих пастухам территорий в целях выращивания зерновых культур ограничил пастухам доступ к пастбищам, перекрыл пути передвижения, подорвал традиционные соглашений по совместному пользованию водными ресурсами, что привело к выбиванию пастбищ и сокращению производства молока.
Совместные действия международного сообщества по ограничению антропогенного воздействия на климатическую систему - приоритетный путь решения проблемы изменения климата. Однако, одних этих мер недостаточно. Последствия изменения климата ощущаются уже сейчас, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться (адаптироваться) и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям.
Стратегии
по адаптации должны включать в себя
научные оценки рисков, уязвимости
и потенциальных выгод
Следует также отметить, что вопросы уязвимости к изменениям климата и разработки и принятия адаптационных мер в их отношении имеют существенный социальный акцент. Большинство наименее развитых стран расположены в регионах, в наибольшей степени подверженных негативным последствиям изменения климата. Основу экономики большинства этих стран составляют наиболее уязвимые отрасли, обладающие, кроме того, очень низким адаптационным потенциалом. Ограниченные финансовые, технологические, институциональные и прочие ресурсы делают население этих регионов исключительно зависимым от успешности мер по смягчению изменения климата и экономической помощи экономически развитых стран.
Комплексный подход к разработке адаптационных мер, объединяющий науку, технологии, и лица, принимающих решения будет способствовать снижению уязвимости общества и экономик стран к изменениям климата.
Активная государственная политика имеет важнейшее значение для борьбы с изменением климата, и в настоящее время становится все более ясно, что такая политика совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом, причем как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут быть значительными и способны компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменения климата. Адаптационные стратегии разрабатываются как на секторальном (в секторах экономики) так и на региональном уровне (с учетом географических, природно-климатических особенностей региона). Меры по адаптации также могут быть направлены на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.
Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата и понимая важность принятия совместных действий в ее решении, международным сообществом в феврале 1991 года были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН). Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу. По данным на 2007 г. Сторонами Конвенции являются 190 стран и Европейское сообщество. Полный и регулярно обновляемый список Сторон РКИК ООН размещен на сайте Секретариата РКИК ООН.
РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (поэтому РКИК носит рамочный характер).
Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 году в дополнение к РКИК ООН международным сообществом был принят Киотский протокол. Он накладывает конкретные количественные обязательства на Стороны Приложения I к РКИК по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года. К настоящему времени Протокол ратифицировали 177 государств, включая все промышленно развитые страны, кроме США.
Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008–2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.
Многие страны, особенно беднейшие, сильно страдают от изменения климата. В России серьезного ущерба пока нет, но серьезная опасность существует. Климатическая система Земли инерционна, и мы заранее должны решить, что и как делать, если неблагоприятные прогнозы ученых будут сбываться.
Если
Правительство России сумеет создать
действенные национальные механизмы
Киотского протокола, он станет хорошим
каналом привлечения
Протокол
– неплохой дополнительный стимул
для проектов и мер по повышению
энергоэффективности и
Важно подчеркнуть, что Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем. Не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов парниковых газов, которые бы приводили к закрытию предприятий или нарушению социальной инфраструктуры.
В такой ситуации региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет прямой смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться дополнительными экологическими и социальными возможностями данного международного соглашения.
Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива.
Ученые считают, что безопасный уровень глобального потепления – 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть «дистанции». По мнению экологов, нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления более, чем на 2 градуса. Ведь это «средние» градусы, во многих местах 2 означает 5 и даже 10 градусов, что очень много.
Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.
У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. – 100% от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом – 92%, у Японии – 94%, у США предполагалось 93%). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии, в будущем для такого гипотетического варианта даже российские запасы топлива недостаточны.
Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с СО2 и ничего…), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.