Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:28, реферат
В последнее время мировое сообщество выражает все большее беспокойство по поводу прогнозируемого на XXI в. изменения климата Земли. Главное в этом изменении – уже начавшееся повышение средней температуры, как в атмосфере, так и в приземном слое, которое может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и на человека. Можно сказать без преувеличения, что проблема глобального потепления в наши дни приобретает характер одной из важных проблем выживания человечества.
Введение 3
Адаптация жителей жарких стран к климату 5
Климатофизиология человека 5
Адаптация деятельности человека к условиям жаркого климата 6
Адаптация к глобальному потеплению 8
Адаптация в развитых странах 9
Адаптация в развивающихся странах 15
Разработка стратегий адаптации 18
Деятельность России 22
Снижение выбросов 22
Адаптация 25
Киотские механизмы 28
Заключение 30
Литература 32
Все
страны должны адаптироваться к изменениям
климата. Способы адаптации и
возможности выбора, открывающиеся
перед правительствами и
В
некотором отношении растущие риски,
связанные с климатическими изменениями,
только одна часть проблемы. Стратегии
и институты, которые сегодня
дают возможность странам и
Планирование
мер адаптации к климатическим
изменениям – быстро развивающаяся
сфера деятельности в развитых странах.
Разработкой стратегий
Рост внимания со стороны общественности к проблеме климатических изменений стал одним из факторов, предопределяющих программу действий в сфере адаптации к изменениям климата. Во многих развитых странах широко распространена точка зрения о том, что климатические изменения приводят к росту рисков, связанных с погодными условиями. Волна жары в Европе в 2003 г., сезон тайфунов в Японии 2004 г., ураган «Катрина» и разрушение Нового Орлеана, случаи засухи, наводнения и экстремальные температурные явления в развитых странах – все эти события широко освещались в печати, подогревая внимание общественности к проблеме изменений климата. Неопределенность будущих направлений климатических изменений не служит препятствием для общественности, призывающей к более активным действиям со стороны государства.
Область страхования стало мощным инструментом изменений. Страхование является важным механизмом, посредством которого рынки оповещают об изменении уровня риска. Посредством ценообразования рынки создают стимулы для принятия мер по снижению рисков, в том числе для разработки мер адаптации к климатическим изменениям для отдельных людей, компаний и правительств. В Европе и США в области страхования была отмечена растущая обеспокоенность влиянием климатических изменений на потери, связанные с существующими рисками. Одним из признаков этой обеспокоенности являются прогнозы, указывающие на учащение сильных наводнений и штормов. В некоторых странах представители страхования стали ярыми сторонниками идеи о росте инвестиций в развитие «устойчивой к влиянию климата» инфраструктуры. Так, Ассоциация британских страховщиков требует к 2011 г. увеличить на 50% расходы на защиту от наводнений.
Адаптация к климатическим изменениям в развитых странах принимает различные формы. Владельцы «плавающих домов» – жители деревни Маасбоммель – это пример изменения поведения на уровне домохозяйств. В других случаях в целях адаптации к изменениям климата принимаются экономические меры. Один из примеров – европейская горнолыжная отрасль. В Альпах снежный покров в горах уже отступает, и МГЭИК предупреждает о том, что, согласно прогнозам, на средних высотах продолжительность залегания снежного покрова будет уменьшаться примерно на несколько недель на каждый градус повышения температуры воздуха. Швейцарская горнолыжная отрасль адаптируется к климатическим изменениям, осуществляя активные инвестиции в поставки машин по производству искусственного снега. Для покрытия одного гектара лыжного склона необходимо около 3 330 литров воды, которую переправляют вертолеты и затем перерабатывают в снег путем энергоемкой заморозки.
Многие развитые страны провели детальные исследования последствий изменений климата. Некоторые государства переходят к осуществлению стратегий адаптации к изменениям климата. Такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания, создали национальные институциональные структуры для планирования мер адаптации. По вполне обоснованным причинам Европейская комиссия призвала членов союза включить меры по адаптации к изменениям климата в программы по развитию инфраструктуры. При строительстве объектов инфраструктуры со сроком действия 80–100 лет (например, мостов, портов и скоростных дорог) необходимо учитывать потенциальные изменения климатических условий. Такие отрасли, как сельское хозяйство и лесная промышленность, гораздо раньше столкнутся с последствиями изменений климата, чем общество в целом.
В
богатых странах меры по защите от
изменений климата не слишком
различаются. Несмотря на расхождения
в данных, в целом основной метод
борьбы с климатическими изменениями
– инвестирование в разработку и
осуществление
• Нидерланды. Плотно населенной, расположенной на низинных землях стране, четверть территории которой находится ниже уровня моря, приходится противостоять серьезным рискам, связанными с изменениями климата. Для борьбы с ними создана разветвленная система каналов, насосных станций и дамб. Дамбы строятся с целью противостояния погодным явлениям, которые могут произойти лишь раз в 10 тыс. лет. Не только море может представлять угрозу. Река Рейн, образующая обширное устье при впадении в Маас, создает постоянную угрозу наводнения. Планирование мер адаптации в Нидерландах рассматривается как вопрос национальной безопасности, учитывая рост уровня моря, все более разрушительные шторма и прогнозы климатических моделей, согласно которым количество осадков может возрасти примерно на 25%. Осуществляемая политика водопользования допускает, что существующей инфраструктуры, возможно, недостаточно для нейтрализации негативных последствий повышения уровня воды в море и реках. Детальная схема адаптации содержится в плане государственной политики, разработанном 2000 г., под названием «Пространство для реки». Эта схема включает более строгий контроль за населенными пунктами, «Стратегии водосбора», реализуемые региональными властями в целях создания водохранилищ для аккумулирования паводка, и бюджет размером 3 млрд долл. США, направленный на инвестиции в защиту от наводнений. Политика должна защитить жителей Нидерландов от стока вод Рейна, объем которого к 2015 г. может достичь 18 тыс. куб. м, что на 50% выше, чем самый высокий показатель, зарегистрированный к настоящему времени.
• Великобритания. «Программа противодействия климатическим осложнениям» (UKCIP) содержит детальные региональные и секторальные исследования по проблемам адаптации к изменениям климата. В свете оценок рисков, связанных с повышением уровня моря и увеличением количества атмосферных осадков, разрабатываются стратегии управления наводнениями. Как ожидается, прогнозируемые изменения характера климата, штормовых явлений и количества осадков повысят риск наводнений. В отличие от Нидерландов, в Великобритании системы защиты от наводнений разрабатываются для противодействия очень сильным наводнениям, ожидаемым раз в 100–200 лет. Ввиду перспективы роста уровня моря и увеличения количества штормов и осадков стратегии защиты от наводнений подвергаются пересмотру. Согласно оценкам страховщиков, число домов, подверженных риску наводнений, возрастет с 2 млн в 2004 г. до 3,5 млн в долгосрочной перспективе, если не будет укреплена инфраструктура защиты от наводнений. В настоящее время лишь половина национальной инфраструктуры для защиты от наводнений находится в хорошем состоянии. Агентство по охране окружающей среды – британский государственный орган – запросило по меньшей мере 8 млрд долл. США на укрепление Барьера на Темзе – гидротехнического сооружения для защиты Лондона от наводнений. В настоящее время ежегодные расходы на контроль за наводнениями и уменьшение снижение береговой эрозии составляют примерно 1,2 млрд долл. США ежегодно6. Крупные наводнения 2007 г. заставили вновь задуматься об увеличении финансирования.
• Япония. В Японии внимание к разработке мер адаптации к изменению климата усилилось в 2004 г., когда страна подверглась разрушительному влиянию десяти тропических циклонов. Это больше, чем в любой другой год на протяжении последнего столетия. Общие потери составили 14 млрд долл. США, и примерно половина этой суммы была покрыта страховыми компаниями. Повышение температуры и повышение уровня моря также усилили риски. Средний уровень моря ежегодно повышается на 4–8 мм. Хотя в Японии одна из наиболее совершенных систем защиты от наводнений, порты и гавани считаются чрезвычайно незащищенными объектами. Ввиду прогнозируемого роста уровня моря на 1 м в течение 21 века необходима разработка более эффективных систем защиты от наводнений. Согласно планам японского правительства, расходы на эту программу составят 93 млрд долл. США.
• Германия. Большая часть территории Германии подвергается растущему риску наводнений по мере изменения климата. Исследования, проведенные в бассейне реки Неккар в земле Баден-Вюртемберг и в Баварии, прогнозируют увеличение числа небольших и средних наводнений на 40–50% к 2050-м гг., в то время как частота «наводнений века» вырастет на 15 процентов. По оценкам Министерства окружающей среды земли Баден-Вюртемберг, дополнительные расходы на развитие инфраструктуры для долгосрочной защиты от наводнений составят 685 млн долл. США. После крупных наводнений в 2002 и 2003 гг. Германия приняла Закон о контроле за наводнениями, включающий оценку климатических изменений в процесс национального планирования и наложивший строгие ограничения на использование затопляемых областей и поселений.
• Калифорния. Климатические изменения окажут серьезное влияние на водоснабжение в некоторых районах Калифорнии. По прогнозам, повышение зимних температур снизит накопление снега на хребте Сьерра-Невада, который для штата служит крупным хранилищем воды. Согласно прогнозам, сократится снежный покров в водосборных бассейнах в Сакраменто, Сан Хоаким и Тринити (по сравнению со средними показателями за 1961–1990 гг.). Сокращение снежного покрова, по оценкам ученых, составит 37% в период с 2035 по 2064 гг. и 79% – в 2070–2090 гг. Калифорния уже признана штатом, страдающим от недостаточного водоснабжения, и поэтому была создана разветвленная система водохранилищ и каналов для направления потоков воды в засушливые районы. В «Обновленном плане водоснабжения» 2005 г. Департамент водных ресурсов (ДВР) излагает всеобъемлющую стратегию для решения проблемы ограниченности водных потоков, в том числе меры по более эффективному сокращению использования воды в городах и сельском хозяйстве. О многом говорит рост инвестиций в систему очистки и возвращения в оборот воды, объем которой к 2020 г. должен составить 930 млн куб. м, что приблизительно вдвое больше существующих показателей. Калифорния также сталкивается с угрозой наводнений по двум направлениям: за счет роста уровня моря и ускорения таяния снега. Департамент водных ресурсов оценивает расходы на модернизацию системы контроля наводнений Центральной долине и возведение дамб в дельте реки в более чем в 3 млрд долл. США. Изменения климата могут изменить прибрежную карту, в результате чего вся недвижимость на берегу моря, окажется под водой, дамбы будут разрушены, а скалы будут размыты.
Эти примеры показывают, что политики развитых стран не считают неопределенность изменений климата причиной для промедления в осуществлении мер по адаптации. Государственные капиталовложения сегодня рассматриваются как метод страхования от будущих расходов. В Великобритании правительственные организации подсчитали, что каждый долл. США, вложенный в средства защиты от наводнений, экономит около 5 долл. ущерба от наводнений10. Отдача в результате заблаговременного инвестирования в разработку мер адаптации к изменениям климата, скорее всего, будет увеличиваться по мере усиления негативных последствий климатических изменений. По подсчетам Европейской комиссии, ущерб, понесенный в результате повышения уровня моря к 2020 г., будет почти в четыре раза больше, чем в случае принятия превентивных мер. К 2080-м гг. издержки на устранение негативных последствий изменений климата будут в восемь раз больше. Более того, расходы на подобные меры защиты составляют лишь малую часть тех потерь, которых можно избежать. (Рис. 1).
Но
адаптация подразумевают не только
защитные действия. Во всяком случае, в
краткосрочной перспективе
Тогда как богатые страны ведут активную разработку мер адаптации к климатическим изменениям, именно развивающиеся страны раньше всего остального мира столкнутся с наиболее серьезными негативными последствиями с точки зрения жизненных стандартов, объема средств к существованию, экономического роста и уязвимости людей. Как и в развитых странах, население беднейших государств должно бороться с последствиями климатических изменений. Однако есть два важных отличия. Во-первых, развивающиеся страны тропического и субтропического регионов столкнутся с наиболее серьезными результатами климатических изменений. Во-вторых, растущие риски, связанные с изменением климата, окажутся особенно тяжелыми для обществ, где отмечена массовая бедность и повышенная уязвимость. Тогда как страны Севера обладают финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами для ответных мер для защиты своего населения против рисков, связанных с изменениями климата, возможности развивающихся стран достаточно ограничены.