Адаптация к глобальному потеплению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

В последнее время мировое сообщество выражает все большее беспокойство по поводу прогнозируемого на XXI в. изменения климата Земли. Главное в этом изменении – уже начавшееся повышение средней температуры, как в атмосфере, так и в приземном слое, которое может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и на человека. Можно сказать без преувеличения, что проблема глобального потепления в наши дни приобретает характер одной из важных проблем выживания человечества.

Содержание

Введение 3
Адаптация жителей жарких стран к климату 5
Климатофизиология человека 5
Адаптация деятельности человека к условиям жаркого климата 6
Адаптация к глобальному потеплению 8
Адаптация в развитых странах 9
Адаптация в развивающихся странах 15
Разработка стратегий адаптации 18
Деятельность России 22
Снижение выбросов 22
Адаптация 25
Киотские механизмы 28
Заключение 30
Литература 32

Вложенные файлы: 1 файл

глобальное потепление.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

      Другая  возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и  страны с переходной экономикой могут  совместно осуществлять проекты  по снижению выбросов парниковых газов  в атмосферу на территории одной  из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий). Поэтому осуществить мероприятие, обеспечивающее снижение выбросов CO2, в России существенно дешевле.

 

Деятельность  России

Снижение выбросов

      На  долю России приходится примерно 6% выбросов парниковых газов развитых стран. В  настоящее время по объемам выбросов она занимает четвертое место после Китая, США и Индии.

      

 
Источник: данные секретариата РКИК ООН, 2008

      Основной  источник выбросов парниковых газов  в России – энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов. Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье – промышленность и строительство (около 13%).

      Структура выбросов парниковых газов в России, 2008

      

 
Автор: М.Юлкин по данным секретариата РКИК ООН

      Таким образом, наибольший вклад в снижение выбросов парниковых газов в России может внести реализация огромного потенциала энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС – в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии (около 350 млн. т.у.т.), и, в основном, он приходится на производство электроэнергии, передачу и распределение тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в зданиях.

      Энергоемкость ВВП стран мира по паритету покупательной способности, 2008

      

 
Источник: Минэнерго России, 2008

      Согласно  прогнозам Минэкономразвития России, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны.

      До  наступления мирового финансового  кризиса в период с 1998 года в России происходило устойчивое снижение энергоемкости и "углеродоемкости" ВВП (в среднем около 5% в год). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 году.

      Динамика ВВП и потребления топливно-энергетических ресурсов, в % к 1990 г.

      

 
Источник: Минэкономразвития России, 2008

      Реализация  отраслевой программы энергосбережения в электроэнергетике России уже  в первой половине 2000-х гг. привела  к улучшению показателей эффективности использования топлива и энергии, начиная с 1999 года. Удельный расход топлива на выработку электроэнергии снизился на 1,8 г/кВт•ч, тепловой энергии - на 0,7 кг/Гкал, расход электроэнергии на собственные нужды – на 520 млн. кВт•ч или на 2,8 %. Общая экономия топлива и энергии только в 1999 году достигла 3,8 млн. т.у.т. (в том числе от реализации программы энергосбережения – 1,2 млн. т.у.т.) или 0,02% от общего расхода топлива по сравнению с 1998 годом. Сокращение эмиссии СО2 по сравнению с 1998 годом составило 15 млн. т СО2/год (в том числе 2,5 млн. т СО2/год по программе энергосбережения).

      В 2008 году удельная энергоемкость экономики  по cравнению c 2007 годом уменьшилась  на 4,7%, что позволило при росте  ВВП за год на 5,6%, ограничиться увеличением  потребления первичных энергоресурсов на 0,6%. По cравнению c 2000 годом, при росте ВВП за период на 65,1%, внутреннее потребление первичных ТЭР увеличилось на 10,0%.

      В последнее время вопросы энергосбережения и энергоэффективности приобрели особую актуальность и вошли составной частью в такие программные документы, как "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и"Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации". В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений модернизационной политики Правительства России на ближайшие годы.

      Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 году энергоёмкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, а также обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

      В целях реализации Указа Президента России в 2009 году предусматривается  разработать и принять государственную программу энергосбережения, предусматривающую массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

      Продолжается  разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении  энергетической эффективности", "О  теплоснабжении", пересматриваются положения Федерального закона "О  техническом регулировании".

      Реализуются ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг." и ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", предусматривающие, в том числе создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий.

      Обеспечивается  государственная поддержка научным  исследованиям, конструкторско-технологическим  разработкам и крупным комплексным  проектам, осуществляемым в связи  с разработкой и внедрением технологий, способных обеспечить более высокую производительность и эффективность использования энергоресурсов на всех этапах ресурсного цикла, и одновременно с этим снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.

      В результате намеченных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению предполагается снизить энергоемкость ВВП по отношению к уровню 2008 года на 7% в 2010 году и на 15% в 2012 году, обеспечить экономию ТЭР в объеме 41 млн. т.у.т в 2010 году и 45 млн. т.у.т. в 2012 году. В соответствии с прогнозом, средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии снизится к 2020 году до 286,1 г.у.т./ кВт•ч.

      Планируется довести к 2011 году долю полезного  использования попутного нефтяного  газа до уровня не менее чем 95%. В результате реализации планов по снижению потерь энергоресурсов планируется уменьшить потери углеводородных ресурсов, а также технологические потери в электрических и тепловых сетях на 3-5%.

Адаптация

      В Российской Федерации адаптация  к климатическим изменениям рассматривается как один из ключевых элементов будущей климатической политики. Однако в отличие от других стран мира, где адаптационные стратегии уже давно разрабатываются и внедряются, Россия делает пока только первые шаги в этом направлении.

      Причин, объясняющих поздний старт в адаптационном процессе много: это и необходимость решения более актуальных экономических и социальных вопросов, общий "климатический скепсис" властей и широкой общественности, перекос внимания в сторону торговли квотами и участия России в проектах совместного осуществления и др. Определенную роль сыграли также дискуссии о положительном влиянии изменений климата для России (новые возможности для развития Северного морского пути, сельского хозяйства, сокращение расходов на отопление), которые затеняют выводы ученых об отрицательных последствиях. Однако отрицательные проявления изменения климата наблюдаются во все регионах страны и, зачастую, перевешивают эффект от положительных.

      В последнее время Правительство  России уделяет все больше внимания вопросам адаптации к изменению климата (в определенной степени даже большее, чем мерам по снижению выбросов парниковых газов). Объясняется это, во многом, тем, что разработка национальной климатической политики находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росгидромет). Функции службы, наличие в ее структуре гидрометеорологической наблюдательной сети, а также научно-исследовательских институтов, чья деятельность связана с исследованиями изменений климата и оценкой динамики климатических параметров, определили большой интерес Росгидромета именно к адаптационной составляющей политики в области изменения климата.

      Благодаря усилиям Росгидромета, Российской академии наук и других научно-исследовательских организаций в стране создана хорошая научная основа для разработки мер адаптации. Регулярно ведутся наблюдения за климатом, разрабатываются климатических модели, помогающие спрогнозировать изменения климата в будущем, проводятся оценки влияния наблюдаемых и будущих изменений климата на окружающую среду, человека и отрасли экономики, периодически публикуются научные отчеты.

      В 2006 году Росгидрометом был представлен "Стратегический прогноз изменений климата в Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России", в котором рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах страны и содержатся рекомендации по первоочередным адаптационным мерам для различных секторов экономики на региональном уровне.

      В 2008 году был подготовлен первый российский Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (российский аналог оценочного доклада МГЭИК). Во втором томе доклада предлагаются возможные меры адаптации к прогнозируемым последствиям климатических изменений. По сути, это первый официальный документ, представленный Правительством России, который посвящен непосредственно вопросам адаптации.

      Большое внимание уделяется изучению последствий изменений климата в российской Арктике. В 2007 году стартовал Международный полярный год 2007/2008 (окончание – в марте 2009 г), организованный Международным Советом научных союзов (МСНС) и ВМО. В рамках МПГ проводилось более 200 научно-исследовательских проектов в Арктике и Антарктике, представителями науки более чем из 60 стран. Российская Федерация участвовала в 17 социальных экспедиционных исследованиях в Арктике, в том числе направленных на получение новых знаний о влиянии изменений климата, а также антропогенного и естественного загрязнения природной среды на жизнедеятельность и традиционные формы хозяйствования коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока.

      Институты Российской академии медицинских наук (РАМН) осуществляют исследования по вопросам влияния изменения климата на здоровье населения. В частности, в мае 2008 года в Москве РАМН при поддержке ПРООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Арктической программы по мониторингу и оценке Арктического Совета (АМАР) провела первую рабочую международную встречу экспертов "Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики". По ее итогам была опубликована одноименная брошюра.

      В 2005-2007 гг. Совет по изучению производительных сил (СОПС) совместно с Администрацией Мурманской области инициировали Проект комплексного управления Мурманской прибрежной зоной. В нем также затронуты вопросы использования новых возможностей, открывающихся перед региональным морехозяйственным комплексом, а также сопутствующие новые риски, связанные, в том числе, с изменениями климата в регионе.

      В мае 2008 года в Мурманске усилиями Российского регионального экологического центра (РРЭЦ), ПРООН, Росгидромета и  Администрации Мурманской области была созвана первая российская конференция по адаптации к изменению климата и намечено начать работы в регионе.

      В МПР России в мае того же года была подготовлена "Стратегическая программа действий по защите морской среды от загрязнения в Арктической зоне Российской Федерации", где проблема изменения климата присутствует в явном виде и ставится задача адаптации.

      Благодаря деятельности российских общественных экологических организаций, в том  числе РРЭЦ, WWF-Russia, Гринпис Россия, растет осведомленность населения страны о важности проблемы изменения климата и необходимости принятия соответствующих мер адаптации.

Информация о работе Адаптация к глобальному потеплению