Значение охраны природы и особенности природопользования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже.

Содержание

Значение охраны природы и особенности природопользования в России.
Характеристика основных природных ресурсов России и вопросы их рационального использования.
Современные проблемы ресурсосбережения и пути их решения.
Заключение.
Тесты.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Значение охраны природы и особенности природопользования в России.
  2. Характеристика основных природных ресурсов России и вопросы их рационального использования.
  3. Современные проблемы ресурсосбережения и пути их решения.
  4. Заключение.
  5. Тесты.
  6. Список использованных источников.

 

 

 

 

 

1. Значение  охраны природы и особенности  природопользования в России.

Охрана природы – система  естественно научных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а так же в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение ее продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды.

Природопользование –  непосредственное или косвенное  воздействие человека на окружающую среду в результате всей его деятельности.

Рациональное природопользование – планомерное, научно обоснованное преобразование окружающей среды по мере совершенствования материального производства на основе комплексного использования невозобновляемых ресурсов в цикле «производство - потребление – вторичные ресурсы» при условии сохранения и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.

Издавна, используя для  своих надобностей растения и  животных, человек постепенно стал замечать, что там где были в  прошлом густые леса, они стали  редеть, что стада диких промысловых  животных уменьшились, а некоторые  звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже.

Особенно сильные изменения  произошли вокруг городов и возникших  промышленных центров. Воздух здесь  стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а так же появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья.

В Российской Федерации  имеется около 12 000 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различных категорий, статуса и режимов охраны. Их общая площадь составляет около 12% площади страны. ООПТ федерального значения занимают 3,3% площади России. По состоянию на 2012 год они представлены 102 государственным природным заповедником, 43 национальными парками, 70 государственными природными заказниками федерального значения, а также ООПТ иных категорий. Эти ООПТ являются собственностью Российской Федерации и находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации.

Сети ООПТ регионального  и местного значения представлены природными парками, региональными и местными заказниками, а также специализированными (геологическими, ихтиологическими, гидрологическими, лесными, охотничьими) заказниками, памятниками природы и иными категориями ООПТ.

В Российской Федерации  традиционной формой территориальной  охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения и изучения естественного хода природных процессов  и явлений, фауны и флоры являются государственные природные заповедники, природные ресурсы которых полностью изымаются из хозяйственной деятельности. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных экосистем является предметом заслуженной гордости России. Сеть заповедников создавалась почти 100 лет. Первый общегосударственный российский заповедник - «Баргузинский» - был создан на Байкале 11 января 1917 г. (29 декабря 1916 г. по старому стилю).

В других категориях ООПТ (национальные парки, заказники  и др.) допускается ограниченная хозяйственная деятельность.

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) в числе основных направлений  государственной экологической  политики рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима.

Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 23 мая 2001 г. № 725-р одобрен Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, намечаемых к введению в статус ООПТ.

Система российских ООПТ интегрирована в международную систему охраняемых природных территорий.

В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО представлены 8 природных  объектов, включающих 28 российских ООПТ, в числе которых 19 ООПТ федерального значения и 9 ООПТ регионального значения.

Международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО имеют 28 российских заповедников и 5 национальных парков.

В Список водно-болотных угодий международного значения включено 35 водно-болотных угодий, расположенных  на территории 30 ООПТ (22 ООПТ федерального значения и 8 ООПТ регионального значения), 4 заповедника (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.

Концепцией  приграничного сотрудничества в  Российской Федерации, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации, предусмотрено создание трансграничных охраняемых природных территорий, в том числе, российско-норвежского, российско-финского, российско-казахстанского, российско-украинского и российско-китайского трансграничных резерватов.

В рамках осуществления двустороннего сотрудничества России с соседними государствами в сфере охраны окружающей среды предпринимаются совместные действия по развитию системы ООПТ и созданию совместных трансграничных резерватов. 3 заповедника (Костомукшский, Даурский, Ханкайский) входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.

К основным проблемам, препятствующим эффективному функционированию ООПТ, относятся:

- несовершенство  правовой и нормативной базы  управления системой ООПТ и отдельными территориями, наличие пробелов и противоречий в действующем законодательстве;

- отсутствие  эффективного государственного  управления системой ООПТ как  на федеральном, так и на  региональном уровнях, а также  координации деятельности между  этими уровнями;

- отсутствие  критериев оценки эффективности  функционирования ООПТ и развития  их сетей на федеральном и  на региональном уровнях;

- отсутствие  эффективных правовых норм регулирования  использования природных ресурсов  на ООПТ;

- недостаточная  обеспеченность ООПТ квалифицированными кадрами, их слабая социальная защищенность;

- отсутствие  современной стратегии развития  экологического (регулируемого) туризма  на ООПТ;

- сохранившаяся  в системе создания и функционирования  идеология экстенсивного расширения их территории, что выводит из хозяйственного использования значительный объем природных ресурсов.

Государственным балансом в пределах ООПТ на 2009 год учтены следующие запасы полезных ископаемых: нефть и конденсат – 232,9 млн. т; природный газ – 1,99 трлн. м³; твердое топливо (угли) – 1,04 млрд. т; железо – 112,8 млн. т; алюминиевое сырье – 13,3 млн. т; свинец – 3,4 млн. т; цинк – 21,2 млн. т; никель – 97,4 тыс. т; кобальт – 4,2 тыс. т; золото (россыпное) – 64 т. А это 1 тысяча 154 месторождения и проявления, из них: 102 – углеводородное сырье, 101 – твердое топливо, 581 – металлы, 379 – неметаллы.

Освоение этих запасов весьма проблематично, создается  невозможность лицензирования месторождений, попадающих на особо охраняемые природные  территории, с целью добычи полезного ископаемого в связи с законодательным запретом добычи на этих территориях.

Но еще большую  озабоченность вызывает то, что из недропользования фактически выводится  значительное количество площадей, перспективных  на выявление новых месторождений различных полезных ископаемых.

Основной проблемой  на пути дальнейшего развития системы  ООПТ являются запретительная идеология  и практика экстенсивного пространственного  расширения. Такой подход, будучи оправданным  на начальном этапе формирования системы ООПТ с целью создания в достаточном объеме эталонных экосистем и природных банков генетической информации, нуждается в коренном пересмотре, поскольку к исчерпанию приблизились возможности вывода территорий и природных ресурсов из хозяйственного оборота. Кроме того, не учитываются интересы местного населения, для которого создание новых ООПТ означает выпадающие доходы, которые ничем не компенсируются, примером чего является Байкальская природная территория, режим которой, определяемый через перечни исключенных видов деятельности, привел к избыточным ограничениям хозяйственной деятельности с падением уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  основных природных ресурсов  России и вопросы их рационального  использования.

Российская  Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

За последние годы уровень  разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.

Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.

Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34 межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников.

Суммарный биоресурсный потенциал  российского рыболовства оценивается  на уровне 9-10 млн. тонн в год. Производство продукции из пресноводной аквакультуры сократилось в 3,5 раза. При наличии  неиспользуемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта.

Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.

Остается напряженной  экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

-   загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс);

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.);

 

-  постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

-  загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги.

Начавшийся  рост промышленного производства в  России может обострить экологическую  обстановку, а также увеличить  вероятность возникновения техногенных  аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

 

 

 

 

 

 

 

3. Современные  проблемы ресурсосбережения и  пути их решения.

Человеческая  экономическая деятельность на протяжении всей своей истории была направлена на преобразование ресурсов - в их самом широком смысле - в конечные объекты потребления в целях своего выживания и роста благополучия.

Постепенное развитие отношения людей к особенностям собственного потребления конечных товаров прошло ряд этапов: начиная с возделывания земель для поддержания жизни в древнем мире, продолжая накоплением богатства в периоды географических изменений границ государств в XVI-XVIII вв. и заканчивая современной концепцией нарастающего потребления, оформившейся в середине XX в.

Под факторами ресурсосбережения в рамках экономического механизма следует понимать совокупность характеристик внешней и внутренней среды предприятия, оказывающих на него влияние с целью понуждения интенсифицировать процессы сбережения ресурсов. Среди всей номенклатуры элементов воздействия можно выделить несколько их видов, каждый из которых имеет свой состав.

Так, природно-климатические  факторы представляют собой объективные  явления типа:

- постепенное истощение топливно-энергетических ресурсов, вследствие чего возникает дефицит энергии и ее удорожание;

Информация о работе Значение охраны природы и особенности природопользования в России