Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:45, реферат
Внешняя среда как фактор, определяющий условия существования организма. Единство организма и внешней среды. Повышенная чувствительность организма детей и подростков к факторам внешней среды. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа состояния окружающей среды и здоровья населения.
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гигиены питания, общей гигиены и экологии (курс общей гигиены и экологии)
СРС:
История становления и развития гигиены. Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды.
Выполнила: Алиева Н.Р. 3-068 ОМ
Проверила: Абенова Н.Р.
Караганда 2013
Введение
Предмет и содержание гигиены. Профилактическая направленность отечественной медицины. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача-педиатра.
Внешняя среда как фактор, определяющий условия существования организма. Единство организма и внешней среды. Повышенная чувствительность организма детей и подростков к факторам внешней среды. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа состояния окружающей среды и здоровья населения.
История становления и развития гигиены. Оформление гигиены как самостоятельной дисциплины в середине XIX века. Гигиена в России. Деятельность Ф.Ф. Эрисмана и А.П. Доброславина. Развитие гигиены в последующие годы. Выделение отраслевых гигиен. Школьная гигиена. Роль отечественных терапевтов (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин) и педиатров (С.Ф. Хотовицкий, И.А. Тольский, Н.П. Гундобин, А.А. Кисель) в ее развитии.
А.В. Мольков – основоположник гигиены детей и подростков. Развитие гигиены детей и подростков на современном этапе в России и за рубежом. Государственный подход к охране здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Европейский план действий «Окружающая среда и здоровье детей». Органическая связь гигиены и педиатрии в охране здоровья детского населения.
Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека.
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Материальные и психогенные факторы среды. Понятие о биосфере и ее компонентах. Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях. Понятие об экологии человека. Факторы среды обитания и здоровье населения.
Загрязнение и охрана атмосферного воздуха, воды, почвы как экологическая проблема. Экологическая оценка выбросов и отходов производства. Экспертная оценка и экологическая паспортизация предприятий. Методы очистки производственных выбросов в атмосферный воздух, почву, воду. Безотходные и малоотходные производства.
Миграция веществ в окружающей среде и пути поступления в организм. Токсическое, мутагенное, тератогенное и эмбриотоскическое действие загрязнений окружающей среды. Радиоактивное загрязнение. Биологическое загрязнение объектов внешней среды и его прямое и опосредованное влияние на организм. Бактериальное загрязнение окружающей среды, опасность возникновения эпидемий.
Понятие о климате и погоде. Влияние климатических условий на здоровье человека. Метеолабильность. Проблема акклиматизации. Гигиенические мероприятия, способствующие акклиматизации на севере и на юге. Особенности акклиматизации детей и подростков. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
Гигиена атмосферного воздуха. Газовый состав атмосферного воздуха, влияние на жизнедеятельность организма. Физические факторы: барометрическое давление, температура, влажность, скорость движения воздуха. Изменение атмосферного давления в связи с подъемом на высоту, с подводными погружениями. Горная и высотная болезни, кессонная болезнь, меры их профилактики. Влияние на организм высоких и низких температур, высокой и низкой влажности воздуха, скорости движения воздуха. Комплексное влияние метеофакторов на терморегуляции индивидуума. Особенности терморегуляции детского организма. Перегревание, тепловой удар, солнечный удар. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Профилактика перегреваний и переохлаждений.
Загрязнение атмосферного воздуха. Происхождение и классификация атмосферных загрязнений. Увеличение атмосферных загрязнений в связи с развитием промышленности и автотранспорта. Сжигание топлива как один из основных источников загрязнения воздуха крупных городов. Гигиеническое значение дисперсности, растворимости, химического состава промышленных выбросов. Влияние атмосферных загрязнений (в том числе канцерогенных) на здоровье населения. Токсические туманы. Научные основы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха: технологические, планировочные, санитарно-технические. Законодательство по санитарной охране атмосферного воздуха в Российской Федерации и за рубежом.
Солнечная радиация и ее биологическое действие. Характеристика отдельных областей солнечного спектра: инфракрасная, видимая, ультрафиолетовая. Изменение солнечного спектра у поверхности земли в зависимости от стояния солнца и прозрачности атмосферы. Понятие о световом климате. Влияние ультрафиолетовой части солнечного спектра на организм. Биологическая роль А, В и С областей ультрафиолетового излучения. Дозы облучения: эритемная, витаминообразующая, закаливающая. Ультрафиолетовая недостаточность, меры профилактики у детей и подростков. Искусственные источники ультрафиолетового излучения, понятие биодозы. Показания и противопоказания к применению. Методы профилактики УФ-недостаточности детских коллективов (светооблучательные установки и фотарии).
Вода как фактор биосферы. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Химический состав воды как причина заболеваний. Значение микроэлементов воды. Флюороз. Значение фторирования воды для профилактики кариеса у детей. Солевой состав воды. Сульфаты и хлориды. Нитраты, их роль в возникновении метгемоглобинемии у детей. Течение метгемоглобинемии у грудных детей. Загрязнение воды токсическими веществами.
Водные ресурсы. Природные источники воды: подземные (грунтовые, межпластовые безнапорные, артезианские) и поверхностные (реки, озера, водохранилища). Их гигиеническая характеристика. Загрязнение водоисточников в условиях бурного развития промышленности и химизации сельского хозяйства. Процессы самоочищения водоемов. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в водоемах и их обоснование. Санитарная охрана водоемов. Выбор источников водоснабжения.
Водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безопасности воды: органолептические, микробиологические, санитарно-химические. Централизованное и децентрализованное водоснабжение. Санитарные правила устройства колодцев, очистка и дезинфекция, хлорирование воды в колодцах. Санитарная охрана источников водоснабжения.
Основные методы улучшения качества питьевой воды. Методы осветления и обесцвечивания воды: отстаивание, коагуляция, фильтрация. Типы фильтров. Обеззараживание воды. Физические и химические методы обеззараживания воды. Хлорирование как основной метод обеззараживания воды (механизм бактерицидного действия, выбор дозы хлора, хлорирование нормальными дозами, хлорирование с преаммонизацией, гиперхлорирование, недостатки метода). Обеззараживание индивидуальных запасов воды.
Специальные методы улучшения качества воды (опреснение, дефторирование, фторирование, дезодорация, дезактивация, обезжелезивание и др.).
Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест. Гигиеническое значение почвы, ее роль в распространении инфекционных, паразитарных и неифекционных заболеваний. Виды гельминтозов, передающихся через почву. Загрязнение почвы химическими веществами, пути их попадания в почву. Миграция почвенных загрязнений в воздух, воду, растения, продукты питания. Микроэлементы почвы. Естественные и искусственные биогеохимические провинции. Загрязнение и самоочищение почвы. Химические, микробиологические и паразитологические критерии санитарного состояния почвы. Значение санитарного состояния почвы для здоровья детей.
Системы очистки населенных мест, их сравнительная характеристика. Ликвидационные и утилизационные методы обезвреживания твердых отходов. Компостировние. Почвенные методы обезвреживания жидких отходов (поля ассенизации, поля запахивания).
Канализование населенных мест. Гигиеническая характеристика методов очистки бытовых сточных вод. Механическая (отстойники, септики) и биологическая (биофильтры, аэротенки, поля орошения и фильтрации) очистка сточных вод.
Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья
Значение питания для физического развития и здоровья, повышения работоспособности и биологической сопротивляемости организма детей и подростков.
Понятие о здоровом питании населения. Биологические и экологические проблемы питания. Концепция и принципы здорового питания. Качественная и количественная полноценность питания, сбалансированность пищевых веществ, рациональный режим питания. Диетическое и лечебно-профилактическое питание. Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания (вегетарианство, сыроедение, голодание, «раздельное» питание и др.). Особенности детского питания. Потребности в энергии для восполнения суточных энерготрат детей и подростков. Рекомендуемые величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных возрастных и профессиональных групп.
Белки растительного и животного происхождения, их пищевая и биологическая ценность, источники. Роль незаменимых аминокислот как ростового фактора для детского организма. Потребность в белках детей и подростков.
Жиры растительного и животного происхождения, их пищевая и биологическая ценность, источники. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Биологическая роль жиров и пищевых веществ, поступающих с жирами (фосфатиды ,стерины и др.), для роста и развития детского организма. Потребность в жирах детей и подростков.
Углеводы, их значение в питании детей, источники. Пищевая ценность отдельных пищевых продуктов, содержащих углеводы. Отрицательное влияние избыточного содержания углеводов в питании детей. Потребность в углеводах детей и подростков.
Витамины водо- и жирорастворимые (С, рутин, витамины группы В, А, Д, Е, К), их биологическая роль, продукты – источники витаминов. Факторы, способствующие сохранению витаминов и разрушающие их. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Потребности в витаминах детей и подростков. Искусственная витаминизация продуктов питания готовых блюд.
Минеральные вещества (Са, К, Fe, Ма, Р), их роль в питании детей и подростков, продукты – источники минеральных веществ. Потребность в них детей и подростков. Роль микроэлементов в питании детей. Эндемический зоб, меры профилактики.
Общие принципы гигиенической оценки пищевых продуктов. Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов (зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов).
Молоко и молочные продукты, их пищевая ценность и значение в питании детского населения. Эпидемиологическая роль молока. Способы обеззараживания молока: пастеризация, кипячение, стерилизация.
Мясо и мясные продукты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Инфекционные и паразитарные болезни животных, передающиеся человеку через мясо, их профилактика.
Рыба и рыбные продукты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Гельминтозы человека, связанные с употреблением рыбы, их профилактика.
Значение яиц в питании детей. Их пищевая ценность в зависимости от способа кулинарной обработки.
Качество и безопасность пищевых продуктов. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно-годных продуктах. Контаминанты пищевых продуктов.
Зерновые продукты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Пищевая ценность хлеба. Витаминизация хлеба.
Овощи, фрукты, ягоды, их пищевая ценность, значение в питании детей.
Сахар, кондитерские изделия, их пищевая ценность, значение в питании детей.
Функциональные пищевые продукты. Гигиенические аспекты использования пищевых добавок. Обогащение продуктов питания биологически активными веществами (аминокислотами, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, витаминами, пробиотическими веществами и др.).
Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами. Токсикозы: ботулизм, стафилококковая интоксикация. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль продуктов питания в возникновении пищевых отравлений. Расследование пищевых отравлений микробной природы, их профилактика.
Пищевые отравления немикробной природы: отравления грибами и некоторыми ядовитыми дикорастущими растениями, отравление продуктами, временно или частично приобретающими ядовитые свойства (соланин картофеля, ткани и органы рыб, амигдалин). Сорниковые токсикозы: гелиотропный токсикоз, триходесмотоксикоз. Отравление неорганическими соединениями (медь, цинк, нитриты и др.). Пестициды как возможная причина острых и хронических пищевых отравлений.
Организация питания детских коллективов. Дифференцированное питание детей в образовательных учреждениях (ДОУ, школы, школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования) в зависимости от возраста. Методы изучения питания. Врачебный контроль за количественной и качественной частями пищевого рациона и режимом питания детей и подростков.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию, содержанию и организации работы пищевых блоков детских учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов, их хранению, транспортировке и кулинарной обработке. Бракераж сырья и готовых блюд. Мытье и обеззараживание столовой и кухонной посуды, личная и производственная гигиена работников пищеблоков.