История экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Краткое описание

Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали и первые земледельцы за много веков до новой эры (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земле-делия была у индейцев майя в древней Америке. Элементы экологии отражены в эпических произ-ведениях и легендах: в древнеиндийских сказа-ниях «Махабхарта» (VI-II вв. до н.э.; сведения о повадках и образе жизни 50 животных), в рукописных книгах Китая и Вавилона (сроки посева и сбора диких и культурных растений, способы обработки земли, виды птиц и зверей).

Содержание

Период наивной экологии – до середины 19 в. (1-5 этапы)…………………….……3
Период аутэкологических исследований (факториальная экология) – с сере дины 19 в. до середины 20 в. (6 этап)…………………………………………..……11
Период синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней (7-8 этапы)…………………………………………………………………………………..…13
Причины отставания общей экологии от других наук………………………….…20
Список литературы………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 12 стр.doc

— 771.00 Кб (Скачать файл)

     Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой вклад  в создание и развитие науки экологии. Но вглядитесь внимательно в их лица, и вы убедитесь в том, насколько  проницателен их взгляд. Они уже  ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут пользоваться завтра.  

     

     Рис 10. Евгений Михайлович Лавренко - российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие геоботанической картографии и теорию степных экосистем. 

     Нелегким  был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Все они по-настоящему были счастливыми людьми. 

     На  занятиях и в дальнейшей своей  жизни вы еще познакомитесь с  работами многих из них и расскажите о них своим ученикам. 

     Таким образом, мы выделили восемь этапов в  становлении и развитии экологии: 

     Первый  этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с  природой и ведения натурального хозяйства. Начался за много веков до новой эры и завершился в первые века до новой веры. 

     Второй  этап – накопление фактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век н.э. 

     Третий  этап – продолжение сбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала, накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.  

     Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления; предпосылка экологических идей; выделены экология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века. 

     Пятый этап – становление эволюционной экологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века 

     Шестой  этап – определение понятия "экология", доминирование исследований аутэкологического  направления – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно к изменению факторов среды, т.е. факториальной аутэкологии. М.С. Гиляров называл этот этап временем факториального редукционизма. Период: со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века. 

     Седьмой этап отражает новый – системный, подход к исследованиям природных систем, формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки, доминирование синэкологического направления – изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Период: 40-70 гг. XX века. Специфика этого этапа – мнение о примате конкурентных отношений в биоценозах и принижение значимости эволюционных факторов, господство парадигмы дискретности.  

     Восьмой этап – "экологизация" науки; становление  экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучению популяций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется стационарным исследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главных направлений – длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный, региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по настоящее время. Специфика – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; в фитоценологии смена парадигмы дискретности на парадигму континуальности; развитие методов и теории экологического мониторинга.В последнее десятилетие произошло объединение ряда тенденций последних периодов. Учеными признается как континуальность, так и дискретность растительного покрова – в природе есть и то и это, формируется новая парадигма – биологического разнообразия.

 

     Причины отставания общей  экологии от других наук. 

       Обобщая вышесказанное, следует  отметить, что развитие общей  экологии задержалось и в XX веке. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколько десятилетий. 

     Причины отставания: 

     Недооценка  потребности в открытии общих  законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Многие направления экологии находятся на аналитической стадии. 

       Между науками, а, следовательно,  и между учеными, существуют  жесткие искусственные, в том  числе психологические барьеры.  Узкому специалисту удобнее и привычнее рассматривать "свои" предметы и явления вне существующих между ними взаимосвязей. Как сказал небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий специалист подобен флюсу»! Но для всестороннего выявления особенностей экосистем необходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь такие барьеры возведены между биологическими и небиологическими науками (социология, политика, экономика). 

     Отсутствие  реальных перспектив развития общей  экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках (так, нельзя в экосистеме измерять физиологические параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор в природе, устранить измеряемой характеристикой проявление остальных) и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.  

     Лишь  в конце XX произошло осознание  того, что деятельность человека часто  не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию  человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Этим и объясняется повальная экологизация, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.

 

     Список  литературы 

     Степановских  А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 

     Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с. 

     Радкевич  В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 159 с.  

     Плавильщиков Н.Н. Гомункулус. М.: Детгиз, 1958. 431 с.

Информация о работе История экологии