Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов, как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы. Слово «экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866г., обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения.
1. Экология, цели и задачи, экологическая ситуация в мире и РФ……………3
13. Водные ресурсы, их характеристика, водный кадастр…………………….8
21. Понятие о тяжелых и токсичных элементах…………………………........14
37. Необходимость контроля за качеством воздуха, воды и пищи…………22
46. Какие особо опасные для жизнедеятельности человека радиоактивные изотопы возникли при аварии на Чернобыльской АЭС и, как это отражается на здоровье человека. Раскрыть пути попадания радиоактивных изотопов в атмосферу, воду и пищу, их отрицательное воздействие на организм человека………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………
Вода так же подвержена радиоактивному загрязнению, как и земля. Водная среда способствует быстрому распространению радиоактивности и заражению больших территорий до океанических просторов. Уровень загрязнения рек и большинства озёр в настоящее время низкий. Однако в некоторых «замкнутых» озёрах, из которых нет стока, концентрация цезия в воде и рыбе ещё в течение десятилетий может представлять опасность.
В городах основная
часть опасных веществ
В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Но загрязнение не ограничилось 30-километровой зоной. Было отмечено повышенное содержание цезия-137 в лишайнике и мясе оленей в арктических областях России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
Авария на ЧАЭС привела к выбросу из активной зоны реактора 50 МКи радионуклидов и 50 МКи радиоактивных благородных газов, что составляет 3-4% от исходного количества радионуклидов в реакторе, которые поднялись с током воздуха на высоту 1200 м.
Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошёл дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Йод и цезий распространились на более широкую территорию.
В выбросах было выделено 23 основных радионуклида. Большая часть из них распалась в течение нескольких месяцев, облучая при этом все вокруг дозами, в несколько десятков и сотен раз превосходящих фоновые. Из этих нуклидов наиболее опасен йод-131, имеющий период полураспада 8 сут. и обладающий высокой способностью включаться в пищевые цепи. Однако его воздействие кратковременно, и заражения им человеку легко избежать путем проведения йодопрофилактики (т.е. в молекулы организма включается только «нормальный» йод, а радиоактивному как бы уже и места нет, и он спокойно выводится из организма) и снижения потребления продуктов, превышающих санитарные нормы содержания его. В первые месяцы после аварии было категорически запрещено вести какую-либо хозяйственную деятельность на загрязненной территории, поэтому со стороны йода опасности заражения продуктов питания не возникло, она заключалась лишь в альфа - и бета - излучении. Из долгоживущих изотопов, которые лучше назвать среднеживущими, наиболее значимыми являются стронций-90 и цезий-137 с периодами полураспада соответственно 29 и 30 лет. Они обладают рядом особенностей поведения в организме, путей поступления и способов выведения из организма, разные продукты обладают различной способностью концентрировать их в себе [10].
Стронций-90. В организм попадает с едой и водой. Как и кальций откладывается преимущественно в костных тканях, которые содержат в себе жизненно важные кроветворные органы. Поэтому стронций-90 очень опасен для людей. Для того чтобы вывести его из организма, понадобится 18 лет.
Цезий-137. Попадает в организм человека с едой. В живых организмах он может заменять калий, и распространятся по всему организму, очень опасен для людей. Наибольшие концентрации цезия-137 обнаружены в поверхностном слое почвы, откуда он попадает в растения и грибы.
Что же можно сказать о таких долгоживущих изотопах, как калий-40, плутоний-239 и других, выбросы которых также имели место, периоды полураспада которых исчисляются тысячами и миллионами лет, об их участии в загрязнении окружающей среды сказано достаточно мало. Можно лишь сказать, что радиоактивный калий так же активно вступает в метаболизм, как и стабильный его изотоп, а плутоний, попадая в легкие, даже в очень малых концентрациях, способен вызвать рак их.
Нуклиды плутония. Наиболее опасным для человека является вдыхание плутония, который накапливается в легких. Плутоний может попадать в организм человека с едой и водой. Он откладывается в костях. Радиоактивные изотопы плутония сохранятся в почве в течение сотен, а возможно и тысяч лет, однако их количество не представляет угрозы.
Криптон-85. Является продуктом
деления. После разбавления он попадает
в атмосферу. Криптон практически
не растворим в воде. Радиационное
влияние на человека происходит преимущественно
через облучение кожного
В настоящее время
(и в ближайшие десятилетия)
наибольшую опасность
Радиация вызывает различного рода неблагоприятные изменения в организме человека. К ближайшим последствиям относят острую лучевую болезнь (ОЛБ) и хроническую лучевую болезнь (ХЛБ), к отдаленным - злокачественные опухоли, лучевую катаракту, снижение продолжительности жизни, атеросклероз и другие явления, являющиеся признаками старения организма. ОЛБ возникает при дозах более 2 Гр, полученных одномоментно или в течение нескольких дней, ХЛБ – при облучении малыми дозами 0,1 - 0,5 сГр. / сут. после накопления суммарной дозы 0,7 - 1 Гр, т.е. через 140 - 1000 дней.
Известно пагубное влияние радиации на детородную функцию. Однократное облучение семенников в дозах 0,1 - 0,2 Гр приводит к временной стерильности с последующим полным восстановлением, дозы от 2 Гр и выше приводят к почти полной стерильности, восстановление функции наступает только через несколько лет [10].
Воздействие радиации приводит к ускорению старения организма. В основе старения лежат изменения ДНК клеток, накопленные с возрастом в результате мутагенного действия факторов среды и химических агентов, образующихся в результате жизнедеятельности клетки (О2, ОН*, Н2О2 и др.) (Рис. 2).
Радиоактивность - самопроизвольное превращение (распад) ядер элементов, приводящее к изменению их атомного номера или массового числа. Радиоактивные вещества испускают б - и В-частицы, г - и тормозное излучение и нейтроны.
Радиоактивный фон нашей планеты складывается из четырех основных компонентов:
- Излучения от космических источников;
- излучения от рассеянных в окружающей среде первичных радионуклидов;
- излучения от естественных
радионуклидов, поступающих в
окружающую среду от
- излучения от искусственных радионуклидов, образованных при ядерных взрывах и вследствие поступления отходов от ядерного топливного цикла и других предприятий, использующих искусственные радионуклиды.
Все живые организмы на Земле являются объектами воздействия ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живой организм называется облучением. Результатом облучения являются физико-химические и биологические изменения в организмах.
Создание ядерного оружия,
расширение применения атома в мирных
целях при недостаточном
Дни
Рис. 2 Процентное соотношение загрязнения, создаваемого различными изотопами через некоторое время после аварии.
Дни
Рис. 3 Доза внешнего гамма - облучения, получаемого человеком около Чернобыльской станции [10].
Список использованной литературы
3. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. «Концепции современного естествознания», М.: МГУК, 2000.
4. Горелов А.А. «Концепции современного естествознания », М.: Высшее образование, 2006.
5. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: От хаоса до человека. М.: НЦ ЭНАС, 2004. 312 с.
7. Козлов Ф.В. Справочник по радиационной безопасности.- М.: Энергоатом – издат, 1991.
8. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов на Дону: изд-во Феникс, 2000-576с.
10. Онищенко Г.Г. Примеры фактического состояния загрязнения окружающей среды. // Зеленый мир. – 2003, № 17-18.
11. Сенновская Т. Сад у дороги. Металлы полезные и вредные. // Наука и жизнь. - 2006, № 5.
12. Хотунцев Ю.М. Экология и экологическая безопасность. - М.: АСADEMA, 2002.
13. Юлкин М. Что нам делать с парниковыми выбросами? // Зеленый мир. – 2006, № 13-14.