Мероприятия по профилактике заболеваний связанных с водным фактором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Известно, что кожа - это не оболочка тела, а многофункциональный орган, который выполняет дыхательную, питательную, выделительную и защитную функции. Кожа является также органом иммуногенеза. Протекающие в коже биохимические реакции обеспечивают в ней постоянный обмен веществ, который заключается в сбалансированных процессах синтеза и распада (окисления) различных субстратов, в том числе и специфических, необходимых для поддержания структуры и функции клеток кожи.

Вложенные файлы: 1 файл

нурка кожа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

До 3 лет особенно выявляются недоразвитие центральной нервной системы, лабильность, несовершенство процессов иммунитета, вариабельность обмена веществ. Это наряду с обилием сосудов в детской коже, ее рыхлостью, большим содержанием воды, повышенной проницаемостью сосудов и тканей приводит к тому, что аллергические реакции у детей, особенно в первых 3—4 возрастных группах, возникают чаше и протекают более бурно.

 

 

 

 

 

 

Строение кожи у малышей

Кожа ребенка состоит из тех  же слоев, что и кожа взрослого  человека — эпидермиса, дермы (собственно кожи), подкожно-жировой клетчатки (гиподермы).

Эпидермис

Эпидермис — верхний слой кожи. Состоит из пяти слоев клеток. Но эпидермис у малышей тоньше, чем  у взрослых. У новорожденных самый поверхностный (роговой) слой эпидермиса состоит из 2-3 слоев слабо связанных между собой и легко слущивающихся клеток, поэтому кожа младенца значительно ранимей и нежней.

Кроме того, эпидермис у малышей  соединен с дермой более рыхло, поэтому  при воспалении или другой патологии может отделяться пластами, а также предрасполагает к более быстрому, чем у взрослых, распространению инфекции.

Дерма (собственно кожа)

В этом соединительно-тканном слое располагаются волокна коллагена  и эластина, которые являются опорным каркасом кожи. Также встречаются гладкие мышечные волокна.

Находятся потовые и сальные  железы, корни волос, сосуды, осязательные клетки, свободные нервные окончания.

К особенностям строения дермы у  малышей относятся слабо развитые соединительнотканные, эластичные и мышечные волокна в дерме (собственно коже).

Характерно обилие кровеносных  сосудов с густой сетью широких  капилляров, что определяет нежно-розовый  цвет детской кожи.

Сальные железы работают уже во внутриутробном периоде, защищая кожу от влажных условий, в которых находится плод, поэтому при рождении ребенок покрыт творожистой смазкой.

Потовые железы у младенцев уже сформированы, но из-за незрелости центра терморегуляции отмечается их функциональная недостаточность (в течение первых 3-4 мес. жизни).

Секрет сальных и потовых  желез обладает противомикробной активностью, а также нейтрализует вредное  действие некоторых химических веществ, попадающих на кожу.

 

Подкожная жировая клетчатка

Начинает формироваться на 5-м  месяце внутриутробной жизни, но максимально откладывается на 8-9 месяце. У детей раннего возраста она составляет 12% от массы тела, у взрослых — 8%.

Состав подкожного жирового слоя у  грудных детей близок по составу  к жирам женского молока. Благодаря  этому усвоение жира грудного молока мамы происходит наиболее благоприятным образом.

Вследствие содержания в составе  подкожной жировой клетчатки  большего количества твердых жирных кислот, у детей первого года жизни  наблюдается более плотный тургор тканей, однако имеется склонность к образованию локальных уплотнений и отека.

В различные возрастные периоды  коже свойственны различные показатели рН. У новорожденных кожа имеет  нейтральную кислотность, с возрастом  рН смещается в кислую сторону.

Детская кожа чрезвычайно насыщена водой. В коже новорожденного содержится 80-90% воды (у взрослого — 65-67%). Такое содержание влаги в коже должно поддерживаться постоянно, однако из-за того, что она очень тонкая, влага легко теряется при повышении температуры окружающей среды, и кожа сохнет.

В коже новорожденного невелико содержание меланина, такая кожа практически  беззащитна перед действием УФ-лучей.

Функции кожи (возрастные особенности у малышей)

У кожи множество разнообразных  функций.

  • Защитная: кожный покров оберегает организм от неблагоприятных внешних воздействий (механических и химических повреждений, чрезмерного солнечного излучения и др.), выполняет барьерную функцию в отношении болезнетворных микробов и негативных веществ.

У малышей эта функция является недостаточной, о чем свидетельствуют легкая ранимость кожи, склонность к воспалению, частая инфицируемость из-за тонкости рогового слоя, относительной незрелости местного иммунитета, нейтральной или слабощелочной рН кожи и обильного ее кровоснабжения.

  • Дыхательная: кислород поступает в организм не только через легкие, но и через кожу. Кожа «дышит» — поглощает кислород и выделяет углекислоту.

У взрослых поглощение кислорода кожей  в 800 раз меньше, чем легкими. В  отличие от взрослых, для младенцев  дыхательная функция кожи имеет большее значение из-за тонкости рогового слоя и усиленного кровоснабжения. По мере взросления и утолщения рогового слоя значение этой функции уменьшается.

  • Терморегулирующая: кожи помогает организму сохранять температуру тела и приспосабливаться к температуре окружающей среды.
  • Выделительная: кожа участвует в выведении продуктов обмена веществ. Выделительная и терморегулирующая функции устанавливаются к 3-4 мес. жизни, когда происходит созревание нервных центров. До этого возраста возможен перегрев или переохлаждение при издержках ухода, что связано с тонкостью кожи, большой относительной поверхностью тела, хорошо развитой сетью кровеносных сосудов.
  • Чувствительная. Кожа — орган чувств: осязательная, температурная и поверхностная болевая чувствительность обеспечивается обширным полем экстерорецепторов. Все виды кожной чувствительности у ребенка к моменту рождения развиты.
  • Синтетическая: в коже синтезируются витамин D, а также и меланин, защищающий организм от действия ультрафиолетовых лучей.

 

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Кожа новорожденных  нежная, розовая, бархатистая на ощупь, эластичная и легко повреждается. При неправильном уходе появляются опрелость, гнойнички, которые могут быстро распространяться. Первые два дня отмечается покраснение кожи, затем оно самостоятельно проходит, и появляется шелушение У некоторых детей на затылке, верхних веках, между бровями могут появляться красные пятна (расширение сосудов кожи), на носу — белые точечки; все эти явления самостоятельно исчезают в первые месяцы жизни. Голова новорожденных покрыта волосами длиной до 2 см, ресницы и брови почти незаметны; ногти плотные. Подкожный жировой слой развит хорошо, особенно на щеках, туловище. При прохождении через родовые пути матери в ряде случаев может возникнуть ограниченная отечность мягких тканей головы — так называемая  родовая опухоль, исчезающая в первые два-три дня жизни. Как у девочек, так и у мальчиков на 1-й — 2-й неделях жизни часто отмечаются увеличение и нагрубание грудных желез, их болезненность.

 

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Как и у новорожденных, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного  ухода. В первые 3—4 мес. функция потовых  желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры  ребенок может легко перегреваться  или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.

                                    

Раннее детство

Физическое  развитие на втором году жизни. В это  период жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка. Средний прирост массы тела составляет примерно 2,5 кг, а увеличение роста на 12 см. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы, увеличившаяся в первый год на 12 см, на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см. Вместе с тем, если к концу первого года объем головного мозга достигает приблизительно 2/3 от размера мозга взрослого человека, то к концу второго года он составляет уже 4/5.

 

ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

 Период развития  ребенка от 3 до 6—7 лет 

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до б—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Казионова, Л. Ф.  Возрастная анатомия и физиология [Текст]:методические указания/Л. Ф. Казионова, М. Л. Седокова ; под ред. С. В. Низкодубовой ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство ТГПУ,2009.-86 с.

2. Седокова, М. Л. Возрастная  анатомия и физиология [Текст]:учебное пособие для вузов/М. Л. Седокова, Л. Ф. Казионова, Т. А. Томова ; под ред. С. В. Низкодубовой ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е перераб., доп.-Томск:Издательство ТГПУ,2009.-331 с.

1. Безруких, М. М. Возрастная  физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших пед. уч. заведений/М. М. Безруких, В. Д.Сонькин, Д. А.Фарбер - М.:  Изд. Центр «Academa”, 2003. - 416 с.

3. Бугаев, К. Е. Возрастная  физиология: учебное пособие/К. Е.Бугаев, Н. Н. Маркусенко– Ростов-на-Дону, 1975.-  160 с.

4. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена  [Текст]:учебное пособие для вузов/Н.  Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л.  Завьялова, В. М. Ширшова.-Новосибирск:Сибирское  университетское издательство,2009.-395, [1] с.

7. Казионова, Л. Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]:методические рекомендации/Л. Ф. Казионова, Е. А. Каюмова, М. Л. Седокова.-Томск:издательство ТГПУ,2004.-15 с.

5. Леонтьева, Н. Н.  Анатомия и физиология детского  организма (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат)/Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова   – М.: Просвещение,1986.- 260 с.

6. Любимова, З. В. Возрастная  физиология: учеб. для высших учеб. заведений/З. В.Любимова, К. В.Маринова, А. А.Никитенко — М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.1- 304 с.

7. Сапин, М. Р. Анатомия  и физиология детей и подростков [Текст]:учебное пособие для вузов/М.  Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-4-е  изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2005.-432 с.

8. Сапин, М. Р. Анатомия  и физиология детей и подростков [Текст]:учебное пособие для вузов/М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-2-е изд., стереотип.-М.:Академия,2002.-453, [1] с., [8] л.

9. Сапин, М. Р. Анатомия  и физиология человека. С возрастными  особенностями детского организма  [Текст]:учебник для вузов/М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.-5-е изд., перераб.-М.:Академия,2005.-381 с.

10. Седокова, М. Л. Возрастная  анатомия, физиология и гигиена  [Текст]:конспект лекций/М. Л. Седокова ; МО РФ, ТГПУ.-Томск:Издательство  ТГПУ,2002.-139 с.

11. Седокова, М. Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]:образовательный минимум/М. Л. Седокова, Л. Ф. Казионова.-Томск:Издательство ТГПУ,2004.-19 с.

12. Седокова, М. Л. Возрастная  анатомия, физиология и гигиена  [Текст]:методические указания/М.  Л. Седокова.-Томск:Издательство ТГПУ,2002.-93 с.

13. Седокова, М. Л. Возрастная  анатомия, физиология и гигиена  [Текст]:конспект лекций/М. Л. Седокова.-Томск:Издательство  ТГПУ,2002.-139 с.

14. Седокова, М. Л. Основы  анатомии, физиологии и гигиены  детей и подростков: учебное–методическое пособие для студентов не биологических факультетов/М. Л. Седокова, С. А. Легостин. - Томск: Изд-во ТПУ 1999. - 84 с.

15. Хрипкова, А. Г.  Возрастная  физиология и школьная гигиена  :  пособие для студентов пединститутов  /А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер – М.: Просвещение, 1990.- 319 с.

 

1. Интернет-ресурсы

http://www.nature.ru – достоверная научная информация по основным разделам биологии

http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов.

http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии

http://www.poiskknig.ru – возможность поиска электронных книг по возрастной анатомии и физиологии

http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

 

Введение

  1. Строение кожи.
  2. Функции кожи.
  3. Возрастные особенности кожи.

Список использованной литературы


Информация о работе Мероприятия по профилактике заболеваний связанных с водным фактором